Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

В РФ и КНР за сутки разбились два Су-35. Французы уверены: их «сбили» янки

Зарубежные эксперты не исключают диверсию американцев ради продвижения на рынках прямого конкурента — их F-35

20615
На фото: российский многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35С
На фото: российский многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35С (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

31 июля 2021 года в Хабаровском крае во время учебно-тренировочного полета над Охотским морем потерпел крушение российский Су-35С (по кодификации НАТО: Flanker-Е+). Истребитель, справедливо называемый топовым самолетом ВКС РФ, вылетел с аэродрома Дземги в Комсомольске-на-Амуре. По информации ряда СМИ со ссылкой на Telegram-канал «112», на нем внезапно через четыре минуты полета отказал двигатель. По другим сведениям — самолет рухнул через 20 минут после вылета.

Как сообщили в пресс-службе Восточного военного округа, «летчик катапультировался, был оперативно обнаружен поисковой группой и доставлен на аэродром базирования. Угрозы здоровью летчика нет… Расследование происшествия проводит комиссия Восточного военного округа».

Однако не дожидаясь результатов расследования, кое-кто из зарубежных недоброжелателей поспешил обвинить Flanker-Е+ в ненадежности. «Миф о Су-35 разрушен», — именно так авиакатастрофу в Охотском море прокомментировала индийская газета INews, добавив, что «в российской Военно-Воздушной и Военно-Морской авиациях ежегодно происходит много аварий… по сравнению с индийскими ВВС, у России очень много аварий… это плохие новости для Китая».

Читайте также
«Земледелие» засевает землю противотанковыми и противопехотными минами «Земледелие» засевает землю противотанковыми и противопехотными минами Инженерные системы дистанционного минирования за 10 минут создают непреодолимое минное поле

Масла в огонь добавил французский портал PressTV. Он приводит непроверенную, но заслуживающую, на мой взгляд, внимания информацию, что днем ранее, точнее — менее чем за 24 часа до аварии над Охотским морем, в китайской провинции Гуандун потерпел крушение истребитель ВВС НОАК. По данным вроде бы китайских СМИ, речь идет тоже о истребителе типа Су-35, только под флагом наших соседей. Впрочем, как признает PressTV, Министерство обороны КНР отказалось как либо комментировать эти слухи.

С учетом, что Китай, как правило, не скрывает подобную информацию, тем более — когда она касается российской военной техники, можно смело предположить, что новость сразу о двух катастрофах Су-35 за одни сутки является фейковой. Коль уж Москва признала факт потери топового истребителя, зачем об этом умалчивать Пекину?

Тем не менее, «эксперты отмечают, что если Су-35 действительно потерпел крушение не только в России, но и в Китае, это может очень негативно сказаться на репутации истребителя, тем более что в покупке этих самолетов заинтересованы еще несколько стран», отмечает PressTV… И намекает на особую роль американцев в этих двух инцидентах: «Никого не удивляет, что США могут оказаться втянутыми в это дело, спасая репутацию своих катастрофических F-35. В своем головокружительном падении американская империя не волнуется, что загоняет всех в пропасть… „После нас хоть потоп“, — говорится в поговорке, которой придерживаются янки. К сожалению, обстоятельства, в которых мы живем, с каждым днем все больше схожи с теми, которые были в Японии до Хиросимы».

Так ли это на самом деле — судить не просто сложно, а невозможно. Впрочем, кому как не Парижу знать уловки вашингтонского ВПК, готового на всякие гадости, лишь бы побольше продать «звездно-полосатого» оружия? Не секрет, что США регулярно вставляют палки в колеса французам по оборонным контрактам, запрещая продажу того вооружения, где имеются американские компоненты.

Так что версия с заокеанским следом хоть и кажется маловероятной, но и нулевой ее считать нельзя. По мнению независимого американского издания Military Watch, «Су-35 имел в целом положительный рекорд безопасности. Это была первая катастрофа с момента первого полета истребителя в 1988 году, когда он разрабатывался для советских ВВС по программе Су-27М».

MW убеждено, что «смена названия на Су-35 после распада Советского Союза произошла, в основном, по маркетинговым соображениям». Хотя на самом деле современному российскому ВПК удалось завершить лишь одну из четырех советских авиастроительных программ. Москва не справилась и «закрыла» три великолепных проекта — Су-47, Миг-1.44 и МиГ-31М. Су-35 довели до ума лишь потому, что он оказался самым простым и дешевым из разрабатывавшихся в РФ новинок.

В целом Flanker-Е+ из-за своей надежности должен был стать рабочей лошадкой российских ВВС, но попал в разряд топовых машин. Его, по оценке Military Watch, двухмоторная компоновка просто обязана была страховать от авиакатастроф по техническим причинам.

Проще простого потерю Су-35 можно объяснить типичными комментариями ряда экспертов: дескать, сверхзвуковые истребители 4++ являются сложными и высокорискованными машинами, значит, ничего сверхъестественного не произошло. Плохо, конечно, что разбился дорогой самолет, но «на войне — как на войне». А еще можно услышать, что подобные инциденты — не редкость и в натовских армиях.

Однако именно надежность до сих пор была одной из главных «фишек» Flanker-Е+ наряду с его боевыми возможностями. Не просто так, к примеру, INews написала, что до 31 июля 2021 года Су-35 был овеян мифами в экспертном сообществе.

Ведь если разобраться: среди современных истребителей мировые СМИ и заслуженные авторитеты не подвергали уничижительным оценкам только Су-35. Чего, к слову, не скажешь о F-35 (слишком проблематичный), F-22 (ненормально дорогой) и F-16 (игрушечный самолетик). Разве что F-15 Eagle (с англ. — «Орёл») считался и считается наиболее удачной западной машиной.

Читайте также
Французский «Рафаль» сбил в египетском небе Су-35 Французский «Рафаль» сбил в египетском небе Су-35 На учениях, о которых никто не слышал, состоялся единственный воздушный бой, смысл которого непонятен

И здесь у Flanker-Е+ имеется преимущество перед Eagle, пусть и не такое очевидное. Но сам факт, что Вашингтон предпринял неадекватно мощное давление на Джакарту, чтобы та отказалась от закупок Су-35, многими аналитиками расценивается как фактор американского страха. «В условиях свободной рыночной конкуренции Индонезия и другие страны давно купили бы его (Flanker-Е+) , — убежден эксперт Tomas Rodríguez. — Но янки положили на весы свою репутацию, как честного игрока, тем самым подтвердили превосходство Су-35».

Еще в 2013 году Роберт Джонсон, главный редактор военно-оборонного отдела Business Insider, дал следующую оценку Flanker-Е+: «Из всех производимых самолетов, которые войдут вглубь 21-го века и даже далее, американские F-35 Lightning II, китайские J-20 и российские Су-57 (тогда Т-50) находятся на вершине Олимпа. Однако есть проблемы со всеми тремя самолетами пятого поколения. Россия же стремится заполнить этот пробел известным и надежным реактивным самолетом Су-35, к которому она добавила передовую авионику».

Можно не сомневаться, что Москве потребуется много времени, чтобы не только понять, что на самом деле произошло над Охотским морем в последний июльский день, но и, главное, - вернуть мифическое восприятие Су-35 как самого лучшего в мире самолета четвертого поколения. Но с чем можно согласиться с PressTV — так это с тем, что первым бенефициаром катастрофы Су-35 стал неудачник F-35, чье производство в США уже поставлено под большой вопрос. Именно поэтому не стоит отбрасывать версию о диверсии американских спецслужб.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня