Долетит ли «Сармат» до полигона «Кура»?

Почему затягивается разработка сверхтяжелой МБР

6059
На фото: бросковые испытания тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты "Сармат" российского ракетного комплекса наземного шахтного базирования РС-28 "Сармат".
На фото: бросковые испытания тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат» российского ракетного комплекса наземного шахтного базирования РС-28 «Сармат». (Фото: Снимок с видео/Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС)

Российские СМИ пестрят заголовками «Названы сроки и количество пусков МБР РС-28 „Сармат“ в рамках лётно-конструкторских испытаний». Однако никакая это не новость, а ритуальное заклинание. То официальные лица из Минобороны, Роскосмоса и ОПК, то не называющие себя компетентные источники информационных ведомств регулярно, раз в четыре месяца, называют сроки этого долгожданного события. Называют вот уже четвертый год, начиная с 2018 года. И все названные ими сроки прошли. Ракета уже должна была пройти испытания. Более того, с этого года она должна уже была находиться на боевом дежурстве в частях РСВН.

Сейчас источник ТАСС поведал, что в этом году будут проведены два пуска «Сармата» в рамках лётно-конструкторских испытаний. Первый пуск состоится ближайшей осенью, второй — в конце года. Постановка сверхтяжелой ракеты на боевое дежурство должна состояться в 2022 году, что совпадает с ранее высказанными официальными лицами сроками.

Читайте также
НИТКА с «иголкой»: В Крым вернулась палубная авиация НИТКА с «иголкой»: В Крым вернулась палубная авиация В ожидании авианосцев морские лётчики тренируются на наземных тренажёрах

Что же касается количества испытаний, то никто из официальных лиц никогда не называл их предполагаемое количество. Ну а источники информагенств в значительном своем большинстве говорили о пяти лётных испытаниях. И все они должны были состояться в 2021 году пусками с космодрома «Плесецк» по полигону «Кура», расположенному на Камчатке. Два первых пуска предполагают использование вместо боевого блока его массогабаритного макета.

Шестой пуск, уже тренировочный, должен произойти уже в дивизии РВСН.

Источник ТАСС не прояснил ситуацию относительно того, будут ли перенесены три пуска на следующий год. Или же ограничатся двумя пусками этого года, после чего начнут устанавливать «Сарматы» в пусковые шахты в частях РСВН.

Два летных испытания сверхтяжелой межконтинентальной баллистической ракеты — это, конечно, как говорится, за гранью добра и зла. Хотя, конечно, и пять — это совсем уж по минимуму. То есть это тот случай, когда экономия на испытаниях — а они, действительно, очень недешевы — может принести к роковым последствиям.

В истории отечественного ракетостроения был случай, когда лётные испытания МБР проводились всего лишь четыре раза. Так принимали на вооружение легкую ракету мобильного базирования «Ярс». Но тут следует учитывать, что ее разрабатывали не с нуля. Она стала модификацией МБР «Тополь-М». Причем модернизация практически не затронула саму ракету. Вместо моноблочной головной части были использованы разделяющиеся боевые блоки. Но и «Тополь-М» стал модификацией МБР «Тополь», так вот его подвергли 16 летным испытаниям. И лишь один пуск, первый, оказался неудачным.

Примерно тот же объем лётных испытаний был и при создании американских баллистических ракет. «Першинг-2» — 18 пусков, «Трайдент-2» — 16 пусков.

Но все это легкие ракеты, стартовая масса, которых не превосходит пятидесяти тонн. И совсем другое дело ракеты сверхтяжелые, к которым относятся «Воевода» («Сатана» по классификации НАТО) и «Сармат». В этом классе ракет испытания более серьезные.

Испытательные пуски МБР Р-36М2 «Воевода», которую должен заменить «Сармат», производили 26 раз. На что ушло два с половиной года. При том, что это была не новая ракета, а модификация МБР Р-36М УТТХ, которая в свою очередь была модификацией ракеты Р-36М. А первой ракетой этого семейства, разработанного в КБ «Южное», была Р-36. Так вот, ее во время летных испытаний запускали 85 раз. Поскольку ракета была абсолютно новая, разработанная с нуля. Испытания затянулись, поскольку из первых 10 пусков 7 оказались неудачными. Впоследствии было зафиксировано еще 7 неудачных пусков.

«Сармат» также абсолютно новая ракета. Причем и разработчик у нее тоже абсолютно новый, в том смысле, что он не имел никакого отношения к предыдущей нашей сверхтяжелой ракете «Воевода», разработанной в советский период в Днепропетровске на КБ «Южное».

Читайте также
The Drive: нам хватит стареньких В-52, чтобы поставить на место русских The Drive: нам хватит стареньких В-52, чтобы поставить на место русских США решили провести инвентаризацию стратегических бомбардировщиков

Головным разработчиком трехступенчатой жидкостной МБР «Сармат» является Государственный ракетный центр им. Макеева (город Миасс). Это его первая разработка столь специфической ракеты, которой нет равных в мире по мощностным характеристикам. Ее стартовый вес равен 208 т. Длина — 35 м, диаметр — 3 м. Забрасываемый вес — 10 т. Максимальная дальность полета — 18 тыс. км. Это означает, что ракета способна атаковать североамериканский материк не только через северный полюс, но и через Южный — на направлении, на котором у США отсутствуют системы противоракетной обороны. Ракета имеет 10 боевых блоков мощностью 750 кт каждый. При этом существует вариант, когда в качестве полезной нагрузки вместо «традиционных» боевых блоков на ракету устанавливаются три гиперзвуковых планирующих блока «Авангард», скорость которого достигает 17−22 М.

Так что для ГРЦ им. Макеева, которое специализируется на создании баллистических ракет для подводных лодок, «Сармат» — это довольно новая тематика. Ситуация усугубилась еще и тем, что множество компаний-соразработчиков «Воеводы» оказалось за пределами России. Поэтому пришлось создавать заново сеть соисполнителей, в которую входят больше сотни компаний.

Предыдущей разработкой макеевцев была ракета для подводных лодок «Синева». Она обладает самым высоким для морских ракет знергомассовым совершенством, то есть отношение забрасываемого веса к стартовой массе ракеты. Масса «Синевы» — 40 тонн. И вот теперь миасский ракетный центр создал МБР, вес которой в 5 раз больше. Задача не из простых. Но все получилось.

Читайте также
Россия построит подлодку размером с авианосец «Шарль де Голль» Россия построит подлодку размером с авианосец «Шарль де Голль» Тогда новые технологии сделают нашу страну подлинной владычицей морской

Однако есть основание предположить, что в процессе летных испытаний в «Сармате» придется что-то «подкручивать». Предположение основано на том, как проходили бросковые испытания ракеты. В их процессе контролируется правильность отработки наземной автоматики, достаточно сложной, которая должна в конечном итоге поджечь стартовый ускоритель, выталкивающий ракету из шахты на определенную высоту. После чего очень кратковременно включаются маршевые двигатели первой ступени. Всё, что расположено выше, это не сама ракета, а ее массогабаритный макет.

Как правило, для каждой новой баллистической ракеты шахтного базирования проводятся одно-два бросковых испытания. Но для «Сармата» их было три. Значит, уже на этом этапе уже пришлось что-то «подкручивать». Бросковые испытания завершились в середине 2018 года. И наступила затянувшаяся пауза, на протяжении которой периодически объявлялось, что вот сейчас, в ближайшее время, начнутся летные испытания ракеты.

Затягивание начала летных испытаний может иметь как минимум две причины. Неготовность конструкции ракеты, которая была выявлена в процессе бросковых испытаний. Или же проблемы с производством ракет для летных испытаний на Красноярском машиностроительном заводе.

Однако «Сармат», несомненно, будет испытан. Если будет необходимо, то и доработан. И поставлен на боевое дежурство. Смещение сроков готовности вправо на 2−3 года — это в нынешних условиях нормально для столь грандиозной разработки.

Последние новости
Цитаты
Сергей Нациевский

Политик, Член ЦК КПРФ

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня