Теракт в аэропорту Кабула: Следующей целью боевиков станут самолёты

Небо над афганской столицей стало самым небезопасным в мире, на земле ещё хуже

4932
На фото: ситуация у международного аэропорта в Кабуле, где в результате взрывов погибли люди.
На фото: ситуация у международного аэропорта в Кабуле, где в результате взрывов погибли люди. (Фото: AP/TASS)

Подобное не могло не случиться — два взрыва, осуществленных смертником и посредством заминированного автомобиля в аэропорту Кабула, в результате которых погибли более 100 человек, в том числе 13 американских военнослужащих (об этом сообщило издание The Wall Street Journal), и обстрел самолёта ВВС Италии при взлёте. Это уже привычные методы джихадистов, которые террор проповедуют как религию и используют его по всему миру.

Афганистан, где концентрация исламистов разного толка просто зашкаливает, не стал исключением. И теракты здесь, в том числе с обстрелом самолётов, могут продолжиться — над Кабулом небезопасная зона для полётов.

Талибы, пришедшие к власти в Афганистане, от произошедших терактов, приведших к массовой гибели людей, открещиваются — радикальное движение «Талибан» * (запрещённая в РФ террористическая организация) решительно осудило произошедшее и пообещало привлечь виновных к ответственности.

Для талибов, скорее всего, подобный акт устрашения сейчас и не нужен, из озвученных первоочередных целей — вывод всех иностранных воинских контингентов, а теракты могут спровоцировать удары авиации западной коалиции по их базам. В Афганистане существует и другая мощная структура, которая также претендует на установление своего господства — это «Исламское государство» * (также запрещена в РФ).

Читайте также
 Афганистан: «Чикагский мальчик» льет слезы Афганистан: «Чикагский мальчик» льет слезы Бывший главный экономический советник Ельцина становится главным борцом за мир во всем мире?

Игиловцы в множественном количестве не просто перетекли сюда из Сирии, они здесь обосновались. К тому же ИГ имеет на вооружении неплохой арсенал. И если в отличие от талибов они не получили в качестве трофеев от афганской правительственной армии авиацию, то имеют средства чтобы сбивать самолёты. В прицеле их ПЗРК да и крупнокалиберных пулемётов окажутся в первую очередь воздушные суда, которые эвакуируют иностранцев и афганских беженцев. Кабульский аэропорт в этом плане — идеальный воздушный «тир».

Международный аэропорт Кабул имени Хамида Карзая нельзя назвать высокогорным, однако он с трёх сторон окружён горами. В чём-то схож по географии с аэропортом Алма-Аты, который также расположен в предгорье и имеет свои особенности взлёта и посадки. Вот только в Афганистане, в отличие от Казахстана, ещё и стреляют с этих самых гор, поэтому охране аэропорта уделяется большое внимание, а уж тем более аэродрома и его окрестностей, откуда можно вести обстрел самолётов.

Сейчас талибы установили зенитные установки вблизи ВВП — как знак авиации НАТО, которая должна перестать здесь летать после 31 августа. Впрочем, удобнее поражать воздушные цели именно с соседствующих гор, когда самолёт заходит на посадку или садится.

Во времена присутствия в Афганистане ограниченного контингента советских войск (1979−1989 года) на кабульском аэродроме была особая тактика для военно-транспортной авиации. Самолёты поднимались в небо по спирали, набирая высоту более пяти километров, стараясь не приближаться к горам, чтобы не попасть в зону поражения переносных зенитно-ракетных комплексов.

У моджахедов (душманов) имелись на вооружении ПЗРК американского производства «Стингер» (было поставлено через Пакистан порядка 4000 ракет и неизвестное количество пусковых установок) с высотой поражения цели до 3 800 метров. Устраивая засады на самолёты в горах, моджахеды поражали воздушные цели на больших высотах.

Кабульский аэродром охранялся заставами в горах, расположенных по всему круговому периметру афганской столицы на удалении до 50 километров. В их задачу, помимо пресечения проникновения душманов, входило и предотвращение обстрелов самолётов. При приближению к Кабулу или взлёту с него «важного» воздушного лайнера — рейсового самолёта из Москвы (Ил-62, Ту-154) или самолёта ВТА Ил-76 — командиры застав получали команду на его прикрытие. Открывался предупредительный огонь по всем возможным местам появления моджахедов с ПЗРК или крупнокалиберными пулемётами ДШК. Ну и огонь на поражение в случае обнаружения противника.

Осуществлялось прикрытие и непосредственно самого аэродрома с воздуха. При посадке или взлёте больших самолётов в небо поднимались 4 вертолёта Ми-24 из состава 50-го сводного авиационного полка. Они выстраивались в круг и контролировали зону на удалении в 3−5 километров от ВПП, отстреливая тепловые ловушки, чтобы отвлечь внимание ракет ПЗРК от беззащитных самолётов, заодно вертолётчики визуально контролировали окрестности аэродрома. Была такая верная примета — если закружили «крокодилы», то скоро прилетит литерный борт и тем, кому лететь домой в Союз, можно выдвигаться к взлётно-посадочной полосе.

Несмотря на подобные меры безопасности, за время афганской войны по официальным данным было сбито 118 самолётов военно-транспортной, истребительной и штурмовой авиации. Не все, конечно, были поражены огнём ПЗРК и ДШК именно в Кабуле, к тому же часть из них потерпела крушение по иным причинам. Но и в небе над столицей Афганистана случались потери самолётов.

Так 27 октября 1984 года здесь был сбит при заходе на посадку из ПЗРК «Стрела-2» самолёт ВТА Ил-76. В ноябре 1986-го — при взлёте завалили Ан-12, в том же году под огонь ПЗРК попали сразу два штурмовика Су-25, а спустя несколько дней — Ан-26, в который попали сразу две ракеты. «Стингеры» моджахеды получили именно в 1986 году, что привело к наибольшим потерям советских самолётов и вертолётов. Тогда же были приняты усиленные меры безопасности, в том числе и подъём по спирали с кабульского аэродрома.

Читайте также
Великий американский драп: 31 августа станет черным днем для солдат США Великий американский драп: 31 августа станет черным днем для солдат США Талибы* просят иностранцев поторопиться покинуть страну, но не всех

Кабул регулярно обстреливали и неуправляемыми ракетами («нурсами») с земли, в том числе и аэродром. Самым трагичным стал день 23 июня 1988 года, когда во время ракетного обстрела было уничтожено 8 Су-25 из состава 378-го отдельного штурмового авиационного полка. Часть из них были поражены «нурсами», остальные, стоящие близко друг от друга на открытой местности, загорелись от взрывов боеприпасов на соседних самолётах.

Сейчас американцам и их союзникам в Кабуле подобный опыт советской боевой авиации нужно было бы принять во внимание. Впрочем, защиту аэродрома с земли они уже обеспечить не в состоянии. А огонь на поражение самолётов могут открыть как игиловцы, так и талибы, причём не только с соседних гор, но и едва ли не с территории самого аэропорта, который ими практически полностью контролируется. К слову, можно вспомнить, что советские войска кабульскую авиабазу оставили раньше, чем из столицы Афганистана ушли части Сухопутных войск.


* «Движение Талибан» по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003 г. признано террористической организацией, ее деятельность на территории РФ запрещена.

**Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Илья Гращенков

Директор Центра развития региональной политики, политолог

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня