США добивают МиГ-35 — это «дохлая утка»

Россия совершила много ошибок, когда пыталась поставить истребитель «на крыло»

16795
На фото: многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-35 во время динамического показа авиатехники в рамках Международного военно-технического форума "Армия-2020" на аэродроме "Кубинка".
На фото: многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-35 во время динамического показа авиатехники в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020» на аэродроме «Кубинка». (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)

Американское издание The Drive обрушилось с критикой на российский многофункциональный легкий истребитель поколения «4++» МиГ- 35, Fulcrum-F по натовской классификации. Судя по многочисленным репостам, в том числе и в наших СМИ, материал Томаса Ньюдика понравился «диванной» публике. Еще бы: из гадкого утенка не получился прекрасный лебедь. Чем не сенсация.

Но если разобраться, статья в The Drive подана в том же стиле, что и публикация «Ради всего святого, не покупайте российские МиГ-35», написанная еще 10 лет назад экспертом по стратегическим вопросам Эшли Теллисом, сотрудником русофобского Фонда Карнеги. Именно в таком ключе он тогда обратился к правительству Индии, которое рассматривало наш самолет в своей многострадальной оборонной заявке MMRCA (тендер стоимостью $ 7,7 млрд. на поставку 126 многоцелевых боевых самолетов для ВВС Индии).

«Нет серьезных улучшений, и свою миссию с точки зрения боеготовности и технического обслуживания вполне приличный самолет выполнит традиционно ужасно», — откровенно поливал грязью Fulcrum-F так называемый эксперт программы «За мир» по-американски. «Я не уверен, что россияне уже научились тому, как сделать машину, способную эффективно тратить больше времени в воздухе, чем на земле на ремонты», — сказал он.

Впрочем, Теллис уверенно предсказал, что «ВВС Индии вряд ли будут рассматривать по существу МиГ-35, как решение своих проблем». На этом вопросе следует остановиться немного подробнее.

Читайте также
Рокировка в Каспийском море: Флотилию сдвинули на 385 км Рокировка в Каспийском море: Флотилию сдвинули на 385 км Корабли покинули Астрахань и ошвартовались в Каспийске — на оперативный простор и глубину

Так, по мнению Майкла Винта, аналитика по экспорту военной авиации, индийцы, проявляя якобы свой интерес к МиГ-35, на самом деле дразнили французов, требуя от них провести модификацию своего истребителя-«бесхвостка» Tejas Mark I в Mark II до характеристик Fulcrum-F. Интрига строилась на том, что политики-националисты в Нью-Дели помешаны на амбициях стать мировой авиастроительной державой. Как говорится, чем бы дитя не тешилось…

И в самом деле, 18 октября 2019 года издание Times of India сообщило, что новоявленный Mark II в ходе испытаний на полигоне Покран продемонстрировал лучшую эксплуатационную надежность, повышенную живучесть и очень хороший радиоэлектронный комплекс, а также боевую нагрузку. То есть, наконец-то, в Стране священных коров сделали замену МиГу, правда, как выяснилось позже, не 29-му — прототипу 35-го, а старенькому МиГ-21.

В Минобороны Индии этой новости не обрадовались, хотя инсайдеры, знакомые с местной авиастроительной темой, сообщили, что на генералов было оказано сильное давление влиятельных лоббистов как со стороны консорциума Eurofighter, так и со стороны Saab, чьи специалисты участвовали в модернизации. Также сообщалось об откатах, но за руку никого не поймали.

Собственно, как случается в таких случаях, раздувалась тема, что Россия доит Индию. В частности, блогер Субрато Рой отдельно отметил, что в Нью-Дели была популярна точка зрения, что «русские на индийские деньги делают свои новые самолеты». Он писал: «Просить КБ Микояна адаптировать МиГ-35 к требованиям ВВС Индии означало бы финансирование сразу двух российских программ одновременно. Растущий парк Су-30MKI уже соответствует стандарту 4+, значит, МиГ-35 не добавляет существенной ценности для ВВС Индии».

А вот еще одна точка зрения у тамошних националистов — «показательный отказ от МиГ-35 также укрепит наши отношения с Вашингтоном, что необходимо для противодействия Пекину, потому что теперь русские стали очень хорошими друзьями китайцам».

Теперь самое время вернуться к «дохлой утке» от The Drive.

Ньюдик начал с того, что Москва сама холодно относится к Fulcrum-F. Значит, даже у русских генералов для этого есть все основания. Дескать, судите сами: «Почти четыре года спустя после первого полета МиГ-35 нет никаких признаков ожидаемых крупномасштабных заказов на военный самолет от Министерства обороны РФ. Fulcrum-F, описанный производителем как истребитель „поколения 4++“, должен был начать службу в прифронтовой эскадрилье примерно в середине 2020 года, но на сегодняшний день Россия приобрела только шесть образцов».

По сути, та же самая логика прослеживалась и у индийских экспертов. Типа, МиГ-35 является легким дублером Су-30, причем, имеет 43-летнюю конструкцию, если брать начало эксплуатации МиГ-29. Только поэтому он никому не нужен, даже русским летчикам. Ведь были же разговоры, что Минобороны Рф купит хотя бы 30 машин до 2021 года.

Справедливости ради, на такие доводы трудно реагировать контраргументами, ведь, «свои же бьют в спину». История «дохлой утки» началась с идиотского маркетинга. Иначе не назвать идею выставить на конкурс MMRCA сырой Fulcrum-F.

Ньюдик прямо пишет, что российская оборонка «к сожалению, использовала обозначение МиГ-35 до его нынешнего воплощения», тем самым, надо полагать, серьезно дискредитировала самолет. Не так уж и трудно представить, о чем, в принципе, могли говорить в Нью-Дели, обсуждая предложение Москвы. Что-то вроде: «Они нас совсем за дураков держат, предлагая прототип за 7,7 миллиарда долларов?»

Российская сторона повела себя несерьезно с учетом огромных денег и нахрапистых конкурентов. Видимо, кое-кто в Москве и впрямь рассчитывал проскочить на халяву, спекулируя имиджем МиГ-29.

Последующая история МиГ-35 полностью подтвердила сомнения индийской стороны. Доводка машины идет медленно и без энтузиазма со стороны заказчика — Минобороны РФ. Наши ответственные за машину генералы ведут себя по отношению к Fulcrum-F так, будто несут чемодан без ручки — не нужен, а бросить жалко. По-другому нельзя назвать приобретение шести машин: четырех одноместных и пары двухместных самолетов.

«С учетом того, что в боевом порядке ВКС осталось всего одно фронтовое подразделение МиГ-29, трудно точно представить, где впишется МиГ-35. Вместо того чтобы менять устаревшие „точки опоры“ на совершенно новые МиГ-35, некоторые эскадрильи перешли на „тяжеловесный“ фланкер Су-30СМ», — отмечает The Drive.

Ну, а далее, по размышлению Томаса Ньюдика, у Fulcrum-F нет будущего. Все просто: в русской боевой авиации все сильнее доминируют тяжелые сушки-фланкеры, а «с появлением совершенно нового Су-57, ожидающего своего часа, становится все труднее обосновать необходимость крупномасштабного заказа на МиГ-35».

Логика автора The Drive, однако, хромает на обе ноги. Если следовать его рассуждению, то Пентагон должен был поставить жирный крест на американском аналоге Fulcrum-F — истребителе F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол»). Ведь в ВВС США тяжелый F-15 Eagle («Орел») считается намного лучше, чем F-16.

Не секрет, что Eagle имеет большую полезную нагрузку, быстрее и, бесспорно, один на один побьет Fighting Falcon. Тем более янки уже летают на F-22 и F-35 — машинах 5-го поколения.

Читайте также
Иран: С-400 наше небо не защитят, у нас есть ракеты лучше Иран: С-400 наше небо не защитят, у нас есть ракеты лучше Тегеран так хвалится ЗРК Bavar-373, будто собирается воевать с Россией, а не с США

И все-таки американцы не похоронили свой «МиГ-35». Они утверждают, что за одни и те же деньги можно купить в два раза больше F-16, чем F-15. И не факт, что малочисленные «орлы» справятся с превосходящими по числу «боевыми соколами». Но самое главное, в США достаточно грамотно и даже трепетно относятся к научно-техническому наследию. Имеется 13 модификаций Fighting Falcon, включая «F-21 специально для Индии».

«Во многих отношениях комбинация F-15/F-16 является одной из лучших историй успеха в вооруженных силах США, — утверждает, например, аналитик Джек Моу. — Если вы потратите все свои деньги на лучший, но самый дорогой истребитель, вам не хватит его для прикрытия вашей большой территории. Если вы пойдете в бой с самым дешевым, вы естественно потерпите поражение. Комбинация легких и тяжелых истребителей оптимальна для больших стран».

Так-то оно так, но Ньюдик прав в том, что ставка на более мощные Су-30 и Су-35 впрямь оказалась губительна для «точки опоры». Безусловно, роль сыграл и Су-57, ставший идеей фикс Кремля.

Наверняка, перетягивает на себя денежное одеяло новая игрушка Ростеха — Су-75 Checkmate. Но все-таки появление российской боевой авиации, которую президент Путин назвал лучшей в мире, обязано именно конкуренции между «сухими» и «миговцами». Как бы в истории с МиГ-35 наши генералы не выплеснули мальчика вместе с водой.

Последние новости
Цитаты
Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Илья Гращенков

Директор Центра развития региональной политики, политолог

Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня