ВДВ без парашюта: Шойгу пересадит десант на вертолёты

Войска станут аэромобильными, правда, летать им пока особо не на чем

4964
На фото: военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-В во время военных маневров российских и китайских вооруженных сил "Восток-2018" на полигоне Цугол.
На фото: военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-В во время военных маневров российских и китайских вооруженных сил «Восток-2018» на полигоне Цугол. (Фото: Алексей Ерешко/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС)
Материал комментируют:

Сразу отметим, что говоря о создания нового облика ВДВ и необходимости поставки в войска дополнительных вертолётов Ми-8, Ми-38 и «Ансат», министр обороны Сергей Шойгу никоим образом не имел в виду, что десантники откажутся от парашютных прыжков. И если сейчас он посетил Казанский вертолётный завод, то немногим ранее побывал на Ульяновском авиационном предприятии, который производит военно-транспортные Ил-76, предназначенные для осуществления десантирования парашютным способом. В обоих случаях торопил производителей.

О том, что Минобороны приняло решение о формировании в составе Воздушно-десантных войск аэромобильных частей, стало известно ещё в начале нынешнего года. Предполагается, что такие батальоны будут созданы во всех десантно-штурмовых бригадах, воздушно-десантных и десантно-штурмовых дивизиях ВДВ. По одному-два на каждое соединение — в зависимости от стоящих перед ними задач.

Новая структура ещё больше повысит мобильность ВДВ и превратит их в реальные силы быстрого реагирования, способными оказаться в нужном месте и в нужный час при помощи доставки не только самолётами ВТА, но и вертолётами.

Нужно заметить, что вертолёт для десантников не «инородное тело», а надёжный партнёр — часть парашютных прыжков совершается именно с них. И затребованные Шойгу Ми-8МТВ (модификация Ми-8), с увеличенным до 6000 метров динамическим потолком, с полезной нагрузкой до 24 человек на борту, скоростью до 250 км/ч, подходят для любых типов десантирования.

На фото: вертолет Ми-8МТВ во время военных учений на 255-м межвидовом полигоне ЦВО.
На фото: вертолет Ми-8МТВ во время военных учений на 255-м межвидовом полигоне ЦВО. (Фото: Донат Сорокин/ТАСС)

Можно вспомнить, что крупная десантная операция была проведена в Афганистане в 1982 году — 4000 человек были заброшены в Панджшерское ущелье, но посадочным способом, на вертолетах. Сейчас ВДВ использует парашютные прыжки с большим количеством участников только на учениях, во время войны подобный метод чреват серьезными потерями.

Читайте также
Винтовка-микроволновка: СВЧ сменит в армии СВД Винтовка-микроволновка: СВЧ сменит в армии СВД Снайперская конструкция Драгунова уходит в запас, её сменит разработка Чукавина

Идея создания штатных аэромобильных подразделений в составе ВДВ появилась после войны с Грузией в августе 2008 года, когда выявилась проблема с оперативностью перемещения войск. Десантники участвовали в той операции в пешем порядке и продвинулись в итоге едва ли не до окраин Тбилиси, но было потеряно время — единственная дорога на Цхинвал была забита военной техникой и машинами с осетинскими беженцами. Переброска передовых отрядов, оснащённых противотанковыми комплексами, крупнокалиберными пулемётами и миномётами, могла бы превратить «пятидневную войну» в трёхдневную или двухдневную.

Одним из главных вдохновителей этой идеи был тогдашний командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. Ещё в 2009 году он озвучил свои планы: «Хотелось бы иметь все виды вертолётов, Для увеличения боевых возможностей войск нам нужны Ми-28Н „Ночной охотник“ и Ка-52 „Аллигатор“. Для высадки тактических десантов на небольшую глубину вертолёты Ми-8. Для перевозки крупных подразделений в удаленные районы большие Ми-26».

Предполагалось создание по одному вертолётному полку в составе Новороссийской и Псковской десантно-штурмовых дивизиях, а также в Ульяновской ДШБ. Тогда планы Шаманова не встретили поддержки со стороны командования ВВС, которые не хотели отдавать свою армейскую авиацию в подчинении ВДВ. Да и самих вертолётов не хватало. В общем, вертолёты Шаманову не дали.

До 2012 в составе семи десантных дивизий существовали отдельные авиационные эскадрильи — до 20 самолётов Ан-2 в каждой и 1−3 вертолётов. Использовались они исключительно для учебно-тренировочных прыжков. Сейчас десантникам для этого приходится проходить длинную цепочку согласований с ВТА, впрочем, боевая подготовка не страдает — самолёты и вертолёты по запросам ВДВ предоставляются.

На сегодняшний день в составе Воздушно десантных войск экспериментальные аэромобильные батальоны есть только в 31-й отдельной десантно-штурмовой бригаде (Ульяновск). Они дебютировали на крупномасштабных учениях «Восток-2018», где проверялась на практике новая организационная структура, призванная повысить эффективность боевой работы. Десантники высадились в тыл условного противника на вертолётах, что сыграло большую роль в ходе наступательной операции во время учений. В последующем подобный метод использовался во всех крупных манёвров с участием ВДВ.

В ходе эксперимента бригаде переподчинили одну боевую и три транспортные вертолётные эскадрильи из состава Военно-воздушных сил. Предполагается, что и новые аэромобильные батальоны будут обеспечиваться своими воздушными средствами — вертолёты будут базироваться непосредственно возле мест базирования десантников. Другой вопрос в том, что самих вертолётов пока не хватает — скорость их строительства оставляет желать лучшего.

Неслучайно Шойгу сейчас посетил Казанский вертолётный завод, после чего и заявил о завершении разработки нового облика ВДВ к концу года, а создание аэромобильных батальонов отложили на 2022 год.

Впрочем, и самолетов ВТА, способных к десантированию парашютистов ВДВ, не так уж и много. В составе ВКС насчитывается около 120 Ил-76 (еще около ста находится на консервации). Если вспомнить учения нынешнего года в Крыму, когда было десантировано почти 2,5 тысячи человек, или прошлогодние учения, где тоже с самолетов совершили массовые прыжки десантники, то в них было задействовано 40−45 тяжелых «ильюшиных».

На фото: российский военно-транспортный самолет Ил-76м во время соревнований по точности сброса груза на Международном конкурсе по воздушной выучке летных экипажей "Авиадартс-2021" в рамках Армейских международных игр на аэродроме Дубровичи, Рязанская область.
На фото: российский военно-транспортный самолет Ил-76м во время соревнований по точности сброса груза на Международном конкурсе по воздушной выучке летных экипажей "Авиадартс-2021" в рамках Армейских международных игр на аэродроме Дубровичи, Рязанская область. (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)

Если собрать в воздушную группировку все Ил-76, их разве что хватит на десантирование двух ПДП (парашютно-десантный полк) со штатным комплектом вооружения и военной техники. Последующая высадка десанта, с возвратом самолетов ВТА на аэродромы базирования, может быть проблематичной из-за противодействия авиации и средств ПВО противника в районе боевых действий.

Минобороны заказало на Ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП» около 200 новых модернизированных военно-транспортных Ил-76. Предприятие, при всех усилиях, способно выпускать в год порядка 18 воздушных машин. Пока же в нынешнем году ВКС получили в середине июля лишь один Ил-76МД из запланированных пяти.

На фото: самолет Ил-76МД во время массового десантирования военнослужащих в ходе тактических учений с группировкой Воздушно-десантных войск на территории площадки приземления Житово, Рязанская область.
На фото: самолет Ил-76МД во время массового десантирования военнослужащих в ходе тактических учений с группировкой Воздушно-десантных войск на территории площадки приземления Житово, Рязанская область. (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)

С учётом износа старых машин, парк ВТА увеличится к 2025 году в лучшем случае наполовину и будет способен поднять в воздух и десантировать парашютным способом лишь одну дивизию ВДВ. Что делать остальным частям и подразделениям десантных войск? Перемещаться либо по сухопутью, либо на вертолётах — как обычная пехота. Вертолёт, конечно, построить проще и быстрее, но и на них существует дефицит.

— По сравнению с иностранными армиями Россия сегодня располагает наиболее многочисленным контингентом десантно-штурмовых и воздушно-десантных частей и соединений, который превышает возможности их подъема самолетами военно-транспортной авиации, — говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. — Десантников у нас много, а вот средств их доставки в район боевых действий по воздуху явно не хватает. Это проблема не только российской армии, американцы уже давно отказались от массового десантирования парашютным способом — дорого и опасно.

Если не изменяет память, то пара-тройка десятков человек из состава 82-й десантной дивизии США спускались на парашютах несколько лет назад в Афганистане. И это была не оперативно-тактическая операция, а действия группы спецназа.

В России ВДВ входят в состав сил быстрого реагирования, проходят постоянную парашютно-десантную подготовку, которая в реальных условиях боевых действий может пригодиться лишь для диверсионных операций либо для ограниченной выброски парашютистов с целью захвата определенного плацдарма и удержания его до подхода основных сил.

Еще с советских времен в боекомплект и рацион питания десантников закладывался запас максимум на трое суток — большего парашютным способом не доставишь. Аэромобильные батальоны с использованием вертолётов как средств доставки представляются более перспективным направлением развития ВДВ.

Читайте также
Чудеса «Контейнера»: F-22 и F-35 перестали быть «самолетами–невидимками» Чудеса «Контейнера»: F-22 и F-35 перестали быть «самолетами-невидимками» От нашей новой РЛС стелс-истребители противника не спрячутся и за горизонтом

Опять же при должном наличии воздушных машин. Если учесть, что численность десантного батальона составляет около 400 человек, то на его переброску потребуется 20 вертолётов. Если учесть, что у нас есть три десантно-штурмовых бригады и четыре дивизии, то потребуется как минимум 150 новых вертолётов.

Несмотря на то, что Ми-8 является вторым по численности военным вертолётом в мире (около 3000 воздушных машин), уступая по этому показателю лишь американскому вертолёту UH-60 Black Hawk (3 900 единиц), в России их явно не хватает. При этом вертолётные заводы, входящие в холдинг «Вертолёты России», исправно выпускают свою продукцию. Заводы в Казанске, Улан-Удэ, Ростове-на-Дону, Арсеньевске (Приморский край) и Кумертау (Башкортостан) суммарно построили в 2020 году около 170 винтокрылых машин.

При этом порядка 45% продукции предназначено для экспорта, гражданская техника составила порядка 75−80 единиц. Лишь 95 вертолётов из общей численности — военного назначения. А это не только Вооруженные силы, но и Росгвардия, ФСБ и другие силовые структуры. Опять же не все они относятся к тем типам вертолётов, которые требует Шойгу для обеспечения аэромобильных сил ВДВ.

Вероятно, что часть вертолётов заберут у армейской авиации, чему так противятся в ВВС.

Последние новости
Цитаты
Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Михаил Синельников-Оришак

Политолог и публицист

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня