7 октября солдаты 5-го батальона 3-го полка полевой артиллерии 17-й бригады армии США получили первое гиперзвуковое оружие большой дальности мобильного базирования. Об этом сообщило Управление по связям с общественностью Объединенной базы Льюис-Маккорд, где, собственно, и находится это подразделение. Опубликована также серия фотографий, на которых видно прибытие новых пусковых установок.
Обращает на себя внимание, что снимки датированы 14 и 15 сентября этого года. Значит, поставка прошла в условиях топ-секретности, но сейчас решено торжественно передать эти установки с индексом LRHW.
Американские журналисты только разводят руками, не понимая, чем вызвана такая задержка, ведь Пентагон традиционно «гонит телегу впереди лошади». За океаном все оружейные новинки заранее анонсируются и пиарятся, как-никак тратятся деньги налогоплательщиков. А тут — подозрительное молчание, причем пресс-службы базы Льюис-Маккорд, которая имеет обширные связи с американскими СМИ.
Судя по сопроводительной записи, речь идет о прототипе с высоким уровнем готовности. Похоже, осталось лишь провести заключительные испытания уже в армейских условиях. Поставки этого оружия в боевые части начнутся «к 2023 финансовому году», то есть до 30 сентября следующего года, что, однозначно, говорит о спешке с программой LRHW.
«Гиперзвуковое оружие, способное летать со скоростью, в пять раз превышающей скорость звука (более 5 Махов), представляет собой новую возможность, которая обеспечивает уникальное сочетание скорости, маневренности и высоты для поражения критически важных и хорошо защищенных целей. Гиперсоника является приоритетом номер один по модернизации высокоточных ракет и является одной из приоритетных областей общей модернизации, которую Министерство обороны преследует для обеспечения дальнейшего доминирования на поле боя», — говорится в новости Управления по связям с общественностью Объединенной базы Льюис-Маккорд.
Очень похоже на то, что янки решили срочно ответить на сообщения из России о первом испытательном пуске гиперзвуковой ракеты 3М22 «Циркон» с борта многоцелевой атомной подводной лодки «Северодвинск» (проекта 885 М типа «Ясень»), который состоялся 4 октября из надводного положения. Вряд ли это является совпадением, хотя бы потому, что фотосессия LRHW была произведена в середине сентября, и о ней не знали самые осведомленные интернет-ресурсы США, имеющие своих инсайдеров в армии. Видимо, именно в Вашингтоне приняли решение адекватно отреагировать на события в Белом море.
Итак, на фотографиях из базы Льюис-Маккорд видны доставленные пусковые установки. Они установлены на модифицированных прицепах M870 и будут буксироваться тягачами Oshkosh M983A4, которые являются вариантами тяжелого тактического грузовика повышенной мобильности.
Штатовская пресса. к слову, заявила, что об этой программе ничего ранее не просачивалось в публичное медиа-пространство. Впрочем, не совсем так: 17 марта 2021 года звездно-полосатый генерал-лейтенант армии Л. Нил Тергуд, глава Управления быстрого реагирования и критических технологий армии, рассказал в интервью Defense News о неких двух контейнерах, где может храниться гиперзвуковое оружие большой дальности. Там же было опубликовано фото, согласно которому вес каждой коробки с примерными габаритами 1,5×1,5×9 м составляет 9,2 тонны.
Кроме того, Боб Страйдер, заместитель директора Офиса армейского гиперзвукового проекта, на ежегодном симпозиуме по космической и противоракетной обороне, прошедшем в августе, пояснил: «Это будет батареи из четырех пусковых установок, по две ракеты на каждую».
Уже появилось название этих гиперзвуковых ракет — Dark Eagle («Темный орел»), видимо, по аналогии с темной лошадкой. На первый взгляд, «Темный орел» является ответом на наш «Искандер», однако тот же Боб Страйдер пояснил, что «LRHW — это только начало». По его словам, будет создана полноценная линейка, в том числе авиационного и подводного базирования. То есть новинку будут устанавливать на разные пусковые установки, включая бомбардировщики и субмарины.
Кстати, можно вспомнить еще одну любопытную публикацию на эту тему трехлетней давности. Портал aviationweek.com в 2018 году опубликовал кое-какие подробности об усилиях Пентагона по объединению трех программ Управления полевой артиллерии, ВМС и ВВС США в одну — с тем, чтобы к 2021 году создать полноценное оружие, способное летать со скоростью, более чем 6 Махов.
Но тогда — в сентябре 2018 года Уилл Ропер, помощник министра ВВС по закупкам, технологиям и логистике, который ранее возглавлял секретное Управление стратегических возможностей Пентагона, признался журналистам, что будет использоваться «подход, который не здесь изобретен». Что он имел в виду, военный топ-чиновник не пояснил.
Теперь же, повторимся, согласно заявлению пресс-службы Льюис-Маккорд, оружие создано с применением «критических технологий» — тех самых, чье быстрое появление не ждали дажи тамошние эсперты и политики на самом верху. В частности, о проблемах с созданием боевой гиперсоники заявлял даже бывший министр обороны США Марк Эспер еще в 2019 году. Да и Трамп, будучи еще президентом, фактически признал сильное отставание от России, хоть и обвинил Москву в воровстве ноу-хау.
Значит, самым чудесным образом янки вдруг сделали Dark Eagle на пустом месте, причем в варианте, готовом для армейского испытания. Достичь такого прогресса за столь короткий срок можно лишь за счет промышленного шпионажа. Очень похоже на то, что технологические топ-секреты «американские друзья» слили из России.
Впрочем, одно дело сделать опытное «железо», другое — довести его до серийного производства, тем более что «гиперзвук» не прощает суеты. Судя по бюджету Пентагона, испытания Dark Eagle начнутся в 2022 финансовому году, который, как известно, начался 1 октября.
Но янки похоже и впрямь оседлали гиперзвуковую лошадку. Минобороны США уже на всю катушку говорит о продолжении и развитии программы LRHW. Мол, не далек тот день, когда «Темные орлы» будут развивать скорость 17 Мах и высокоточно поражать цели на расстоянии аж почти 3 тысяч км.
Более того, в США уже разрабатывается новое правило, согласно которому, чем выше в табеле о рангах штаб, тем более дальнобойным гиперзвуковым оружием он будет управлять. Так, USEUCOM и USINDOPACOM, командующие театрами военных действий в Европе и Тихом океане соответственно, получат контроль над гиперзвуковым оружием, способным поражать цели на расстоянии 2775 км и 1800 км — то есть ракеты большой и средней дальности. Причем в их распоряжение уже в 2023 году поступят по крайней мере по одной батарее боеспособных прототипов Dark Eagle.