Очередной инцидент с участием американского и российского кораблей произошёл в Японском море, вблизи берегов России. Суть такова — эсминец «Чейфи» (Chafee, DDG 90), вольный плавать где угодно, как позволяет, по мнению США, международное право, вторгся в территориальные воды, которые Россия считает своими.
Этот манёвр был ожидаем — за американцем наблюдал большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Трибуц», который встал на его пути. Корабли шли встречными курсами — до столкновения оставалось около 60 метров. Сошлись буквально лоб в лоб и таран был бы неизбежен, если бы кто-то не отвернул. «Чейфи» решил не рисковать и ушёл восвояси.
Впоследствии стороны, РФ и США, на уровне военных ведомств обменялись заявлениями, мол, все соблюдали нормы международного права. Создаётся ощущение, что они у каждой страны разные. Американцы считают, что могут летать и плавать где вздумается, для обеспечения мирового порядка, русские придерживаются принципа, что границы страны, морские, сухопутные и воздушные неприкосновенны. И нарушитель должен быть отогнан или, в случае невыполнения требований, уничтожен.
«Адмирал Трибуц» двигался на встречу с «Чейфи» именно с этой целью — пошёл практически в морскую рукопашную, образно говоря, на таран. Чем это могло обернуться, если бы американский эсминец не отвернул?
Оба корабля примерно одного класса и имеют схожее водоизмещение, «Чейфи» немного покрупнее — 6950 тонн, «Адмирал Трибуц» — 6840 тонн. При столкновении шансы получить значительные повреждения корпуса были равны и у того, и другого корабля. Ко дну бы не пошли, но капитальный ремонт был бы гарантирован. Применение вооружений при таком сближении уже не представлялось возможным, а абордажных команд на борту не было. Оставалась лишь «игра на нервах», которую выиграли российские моряки, тем более, что за спиной были корабли ТОФ, проводившие в этом районе учения с артиллерийскими стрельбами — могли бы и скорректировать огонь.
В качестве отступления — а что в имени кораблей? Джон Лестер Хаббард Чейфи участвовал во Второй мировой войне в составе корпуса морской пехоты США, уже получив юридическое образование побывал и на Корейской войне. Несколько лет, с 1969 по 1972 год занимал должность министра военно-морских сил США, впоследствии стал сенатором. Эсминец в его честь назвали в 2000 году. У Владимира Филипповича Трибуц (фамилия досталась по воле барина в Минской губернии) военная биография более богатая. Командовал Балтийским флотом, звание адмирала получил в 1943 году, был начальником кафедры надводных кораблей в академии Генштаба, выпустил 4 книги по истории флота.
При определённой схожести «Чейфи» и «Адмирал Трибуц» всё-таки разнятся. Российский/советский большой противолодочный корабль, который сейчас относится к классу эсминцев, был введён в состав ВМФ в 1986 году. Основу его вооружений составляют ракето-торпеды «Раструб», зенитно-ракетные комплексы «Кинжал», противолодочные комплексы «Полином», артиллерийские установки АК-100 (1200 выстрелов в минуту), два вертолёта Ка-27ПЛ, ну и так по мелочам — торпеды, РЛС «Фрегат» и пр. «Чейфи» введён в эксплуатацию в 2003 году, несёт тактическое вооружение в виде двух пусковых установок «Иджис» с ракетами «Томагавк» либо зенитных управляемых ракет «Стандарт-2», располагает зенитной и обычной артиллерией, есть 6 торпед и также два вертолёта.
В реальном морском бою эти бы два корабля имели практически равные шансы на победу, с учётом подготовленности экипажей и расстояния, которое могло бы позволить кому-то оказаться первым при нажатии кнопки пуск/start. В нынешней ситуации, ставшей уже привычной, до открытия огня имеющимися вооружениями дело не дошло. Американцы попытались «прощупать на вшивость» русских и войти в чужие воды под развевающимся звездно-полосатым флагом, но Андреевский флаг никто опускать не собирался — «Трибуц» был готов идти на таран. Как говорится, не впервой.
Здесь можно вспомнить и ситуацию 24 ноября прошлого года, когда эсминец ВМС США «Джон Маккейн» в нарушении всех норм международного права вторгся в территориальные воды Российской Федерации в районе залива Петра Великого (там же сейчас заходил и «Хейфи»). В аккурат напротив Владивостока. Якобы для соблюдения «прав и свободы мореплавания» в этом районе. Ему наперерез вышел большой противолодочный корабль (БПК) Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов», командир которого по каналам международной связи предупредил американского коллегу, что идёт на таран. Зная, что русские в подобных ситуациях не шутят (курсантам академии ВМС США в Аннаполисе приводят примеры таких «вытеснений»), капитан эсминца предпочёл развернуться и уйти восвояси. К тому же в этом районе вскоре появился и корвет «Совершенный».
Понятно, что российский БПК не случайно оказался в этом месте — «Адмирал Виноградов» присматривал за «американцем» всё время его нахождения вблизи российских территориальных вод — это обычная практика, подобное используется на любом из флотов. И американцы прекрасно знают, что любой их маневр будет отслежен и проконтролирован, а потому даже не пытаются отклониться от курса, а уж тем более зайти в российские территориальные воды. Другое дело, что командир «Адмирала Виноградова» предупредив по международному каналу связи капитана «Джо Маккейна» о нарушении границы и недопустимости такого рода действий, добавил, что применит «таранный манёвр». Командир «Адмирала Трибуц», скорее всего, такое предупреждение тоже сделал и дал команду «Полный ход».
И в прошлогоднем, и в нынешнем случае американские эсминцы предпочли развернуться и уйти в международные воды, понимая, что русские не шутят. Памятуя, видимо, историю с «навалом», а, по сути, с тараном, на американские крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» в Чёрном море советскими сторожевыми кораблями «Беззаветный» и СКР-6 в феврале 1988 года. Сталкиваться с русским «нос в нос» явно не входило в планы USS John McCain (DDG-56) хотя бы потому, что «Маккейн» с его 6300 тонн водоизмещения и длиной корпуса 154 метра, поменьше БПК «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Трибуц» у которых 7480 тонн водоизмещения и длина 163 метра.
— Флот США регулярно проводит демонстрацию своего присутствия вблизи российских берегов, показывая свою силу и влияние, — говорит адмирал Владимир Комоедов. — Это в какой-то степени является раздражителем для ВМФ России, которые вынуждены присматривать за ними, а при случае самим демонстрировать, кто на море хозяин, как это было с выдворением эсминца «Джон Маккейн», а сейчас и «Чейфи».
Но американцы никогда не оставят в покое ни Чёрное, ни Балтийское, ни Баренцевое моря, ни дальневосточную часть Тихого океана. Это, конечно же, ведение разведки и оценка возможных перспектив по нейтрализации российского флота, одновременно это и такая игра на нервах, которая может продолжаться до бесконечности.
Вряд ли американцы даже сейчас, на фоне разговоров о возможности мировой войны, рискнут нарушить правила и пойти на обострение ситуации с какой-то военной провокацией. Те же «Джон Маккейн» и «Хейфи» поспешили убраться прочь, а не конфликтовать с нашими БПК, который тоже, заметим, проявили достаточную тактичность, а не довели дело до столкновения кораблей.