Североатлантический альянс изучает возможности для быстрой переброски войск в Черноморский регион. Соответствующее заявление 21 октября сделал в Брюсселе генсек НАТО Йенс Столтенберг.
Главы военных ведомств собрались в штаб-квартире альянса, чтобы обсудить, как им защититься от России. Усиление присутствия в Черном море — часть их общего плана.
По словам Столтенберга, Черноморский регион имеет для НАТО стратегическое значение, поскольку там расположены три страны-участники — Турция, Румыния, Болгария. И два, как он выразился, «важных партнера» — Грузия и Украина.
При этом Западу не нравится, как себя ведет Россия на этой территории. Генсек припомнил, что она «незаконно аннексировала Крым» и действует очень «агрессивно» в Черном море.
Именно по этой причине, как следует из его заявления, альянс нарастил присутствие в этом регионе «в воздухе, на суше и на земле». И постоянно оценивает, что еще можно сделать. В частности, на данный момент, как пояснил Столтенберг, НАТО изучает возможности для быстрой переброски подкреплений в Черноморский регион — в случае необходимости.
На этом фоне абсолютно логичным выглядит недавний вояж шефа Пентагона Ллойда Остина на Украину, в Грузию и Румынию, куда он заглянул (явно, не из праздного любопытства) перед тем, как принять участие в брюссельском саммите НАТО. Основной «лейтмотив» его поездки — США не допустят доминирования России в Черном море.
Глава Пентагона также заверил, что Соединенные Штаты «готовы прийти на помощь странам, страдающим от РФ». И пообещал, что, если НАТО «не сможет справиться со сдерживанием России», то его ведомство «задействует американские войска, находящиеся на территории Румынии».
Кстати, в то время как Остин успокаивал союзников и упражнялся в антироссийской риторике, стратегические бомбардировщики B-1B Lancer ВВС США пытались отработать нанесение ударов по кораблям Черноморского флота в районе Крыма. Убрались «бомбометатели» после того, как на перехват были подняты истребители Су-30 из состава дежурных сил морской авиации.
И хотя американские военные самолеты стали частыми «гостями» черноморской акватории, столь наглая провокация со стороны США, как отметили в Минобороны РФ, произошла впервые. Что вовсе не значит, она будет последней…
К чему может привести нарастающая агрессивная активность НАТО и США в Черноморском регионе?
Этот вопрос «СП» адресовала ведущему эксперту Центра координации исследований РИСИ Сергею Ермакову:
— НАТО просто демонстрирует то, что называется, свое лицо. Пытаясь найти себе новую роль в новой структуре безопасности после окончания холодной войны, альянс столкнулся с кризисом идентичности. И сейчас мы видим, что этот кризис идентичности преодолевается очень простым способом — это возврат к тем самым первоочередным задачам, ради которых, собственно, эта организация и была основана.
НАТО — военный блок. И сейчас эта организация делает ровно все то, чтобы себя оправдать именно как военный инструмент. Прежде всего, это военный инструмент в руках США, поскольку Штаты — основной бенефициар альянса.
Мы видим также, что зона интересов блока расширяется. НАТО активно входит и в сферу кибербезопасности, и в космос, где уже готовится противодействовать своим геополитическим противникам.
На роль главного геополитического противника, понятно, назначена Россия. Это традиционно для альянса, и здесь никаких сюрпризов нет. Просто за долгое время Запад несколько расслабился и перестал адекватно оценивать ситуацию, в которой находится сейчас. Плюс они просчитались насчет России - она не развалилась, не ослабела, а, наоборот, окрепла. И у нее сегодня есть все основания снова считаться великой державой, в том числе — крепкие мощные вооруженные силы.
И вот сейчас НАТО адаптируется именно к этому вызову. Плюс другой вызов, перед которым стоят уже США, это вызов со стороны Китая.
По всей видимости, администрация Байдена рассматривает задачу одновременного противостояния России и Китаю, как задачу комплексную и достаточно сложную. И в ней они видят свой американский стратегический актив — это опора на своих союзников и партнеров.
«СП»: — Что они задумали в Черноморском регионе? Войны хотят?
— США отводит НАТО ключевую роль — это противодействие России. То есть, военное, силовое сдерживание.
Начиная, с 2014 года в НАТО, мы видим, активно перешли к этим действиям. Но у альянса есть свои внутренние проблемы и из-за этих проблем нехватка ресурсов. На Балтике они выстраивают то, что называется, — расширенное передовое военное присутствие. Мы это наблюдаем по тому, что происходит в странах Балтии и Польше. Но в Черноморском регионе у НАТО возникли определенные сложности. Тем не менее, этот регион они считают для себя также ключевым.
На всех последних саммитах, официальных натовских встречах разного уровня всегда говорится о том, что Черноморский регион должен получить такой же приоритет, как Балтика.
И вот сейчас они очередной раз как раз пытаются всю эту линию противостояния с Россией — то, что называется «восточный фронт» — на западе и юге подтянуть, сомкнуть и превратить фактически в единую линию фронта. Именно этому посвящены решения этой встречи на уровне министров обороны.
«СП»: — Как относиться к тому, что их новый план не исключает возможность боевых действий на всем этом пространстве?
— Они никогда и не отвергали такую возможность. Как любая организация, они в своем военном планировании исходят из возможности ведения войны. Ведь НАТО — это не политическая организация. Это военно-политический блок. И как военная организация, с военными штабами, они должны планировать операции.
А главным военным противником названа Россия.
Вот, собственно, с чем связана такая военная активность альянса в последнее время. Откуда такое количество военных маневров у наших границ, в том числе с отработкой стратегических ударов. С применением тех же самых стратегических сил США, расширением совместных ядерных миссий альянса. Не будем забывать, что на территории Европы еще складированы американские тактические боеприпасы.
Что касается Черноморского региона, то у них есть некоторые сложности. Во-первых, это особая позиция Турции, которая играет свою игру и пытается не стать полным вассалом Вашингтона. И это Конвенция Монтрё, которую Турция поддерживает. Она не позволяет резко нарастить военно-морское присутствие кораблей НАТО в Черноморской акватории. Если бы не было Конвенции, я думаю, это произошло бы незамедлительно
Таким образом, сейчас натовские союзники заняты тем, что ищут всевозможные пути, как им укрепить эту группировку, как предусмотреть усиление своего военного присутствия. В том числе, за счет повышения военной мобильности, на что, собственно, последние решения и были направлены.
«СП»: — Для нас это серьезная угроза?
— Безусловно. Тем более, мы видим, что уровень радикализма со стороны НАТО и его отдельных стран, повышается и растет с каждым днем. И провокации, которые они себе позволяют, становятся все более опасными — что называется, «на грани».
Учитывая, последние события, когда блок вел дело к тому, чтобы свернуть окончательно военное сотрудничество с Россией через имеющиеся каналы связи. Что и произошло, в конечном счете.
Это и есть логическое продолжение натовской стратегии — фактически неприкрытое силовое давление на нашу страну. Но поверьте, все их планы получают адекватный ответ и адекватно оцениваются нашим военно-политическим руководством. Собственно, поэтому НАТО дальше провокаций и не заходит.
Член президиума Совета по внешней и оборонной политике Александр Лосев, в свою очередь, рассматривает два варианта развития ситуации:
— Если дойдет до ядерной войны, Америки не останется. Пока еще Россия обладает возможностями ее уничтожить. И как уже говорили не раз представители нашего Минобороны и сам президент, удар будет наноситься не по силам НАТО в Европе, а, в первую очередь, — по центру принятия решений. Это — Вашингтон.
Но, думаю, этот вариант неправдоподобный.
Правдоподобный — другой. Денег печатается много — в мировую экономику было вброшено 27 триллионов долларов в прошлом году. А бюджеты Пентагона растут мало. Хочется бюджеты увеличить.
И вот в прошлом году был принят план по увеличению присутствия НАТО в Черноморском регионе. RAND Corporation выпустила доклад «Россия, НАТО и стратегическая безопасность Черного моря», где как раз описывались возможности учений по противодействию России с участием всех причерноморских стран, включая, Молдавию, Румынию, Украину, Грузию и Турцию.
Но мы понимаем прекрасно, что, если речь не идет о войне, значит, речь идет о бюджетах — о деньгах. А Россия, это прекрасный повод для того, чтобы выбить из Конгресса больше и больше денег.
«СП»: — Но военный бюджет США и так за 700 миллиардов.
— Им мало денег. Когда главные бенефициары «коронавирусной» эмиссии, это банки и ИТ-компании, а военные остались без всего, конечно, им обидно.
«СП»: — Поэтому Ллойд Остин обещал задействовать американский контингент, если НАТО не будет справляться с Россией?
— Поймите, сейчас мы живем в эпоху финансового суперкапитализма. Накопленные элитами триллионы долларов будут бесполезны в случае любого, даже небольшого, ядерного конфликта. Как бесполезны гигабайты информации на флешке, если нет компьютера, если нет электричества.
И любое противостояние сейчас этими элитами будет сдвигаться в пользу более мягких форм. А Остин просто полетит в отставку очень быстро, если что-то там спровоцирует.
Я уверен: если из-за таких инициатив начнут терять триллионы те, кто этими триллионами обладает, этим генералам припомнят все.
Смотрите, «мирный проход» британского эсминца «Дефендер» не состоялся, как планировали — на крупный скандал американцы не решились. Им не нужно падение рынков. Если сейчас рынки упадут, там Байдена и всех этих блинкенов просто в порошок сотрут.