Питерские «Адмиралтейские верфи» приступили к первому этапу заводских ходовых испытаний первой серийной подводной лодки «Кронштадт» (проект 677 типа «Лада»). «В рамках первого этапа, который пройдет в Финском заливе, будут проведены скоростные и маневренные испытания подводного корабля. Специалисты предприятия осуществят вывеску и кренование субмарины, проверят гидроакустический комплекс, комплексы навигации и связи, проведут испытания подъемно-мачтовых устройств. Завершение первого этапа заводских ходовых испытаний подводной лодки запланировано на конец декабря текущего года», — говорится в сообщении ТАСС.
Скажите: рядовая по нынешним временам новость? Мол, питерские корабелы с некоторых пор практически ежегодно сдают флоту хотя бы по одной неядерной субмарине? Но история с начавшимися испытаниями «Кронштадта» все же стоит особняком в общем ряду перечисленных достижений. Хотя бы потому, что «Кронштадт» «Адмиралтейские верфи» буквально вымучивают невыносимо долго — аж с 2005 года. А еще — есть веские основания полагать, что от итогов того, что происходит сегодня в Финском заливе, зависит судьба не только этого корабля. Но и в определенном смысле — будущее всего российского Балтийского флота.
Дело тут вот в чем. Да, на «Адмиралтейских верфях» мы действительно научились дизель-электрические подводные лодки с высокоточными крылатыми ракетами «Калибр» печь почти как пирожки. Но лишь те, что относятся к усовершенствованному третьему поколению — проект 636.3 типа «Варшавянка». С 2010 года шесть таких субмарин («Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород», «Колпино») переданы Черноморскому флоту. Две («Петропавловск-Камчатский» и «Волхов») уже ушли на Тихий океан. В минувшем октябре в боевой состав ТОФа передана и третья — «Магадан».
Нет сомнений, что, как и положено по плану, до 2024 года тихоокеанцы, как и черноморцы до них, тоже получат свою шестерку «Варшавянок». На что с явной белой завистью взирает весь Балтийский флот. Подводные силы которого на сегодня представлены единственной субмариной — старой-престарой торпедной ПЛ Б-806 «Дмитров» (проект 877ЭКМ «Палтус»), которая впервые окунулась в морскую волны еще в 1986 году.
Ни воевать, ни даже толком обеспечивать боевую подготовку собственных противолодочников в таком унылом состоянии балтийцы практически просто не способны. На что еще в 2018 году обратил внимание общественности бывший командующий БФ адмирал Владимир Валуев. Он на весь мир заявил горькую правду: «На Балтике, которую окружают девять стран, есть подводные силы в Германии, Польше, Швеции. Если проанализировать ситуацию, то без подводных лодок, я считаю, задача по выполнению операций Балтийским флотом в полном объеме нереальна».
Казалось бы: чего проще? Как только «Адмиралтейские верфи» разделаются, наконец, с серией «Варшавянок» для Тихого океана, точно такую же (или еще большую по численности, ведь на ТОФе все же имеются у нас и вполне приличные атомоходы) там же заказать и для Балтики?
Однако штука в том, что и сами наши адмиралы прекрасно отдают себе отчет, что как бы ни были хороши «Варшавянки», строительство которых началось еще в середине 90-х годов прошлого века, но продолжаем мы их клепать не от хорошей жизни. Давно пора переходить к субмаринам четвертого поколения. К каковым и относится вышедший на днях на испытания в Финский залив «Кронштадт». Но «не идут» у нас эти злосчастные «Лады»! «Не идут» — хоть тресни!
Вспомним: давно в СССР их замысел вызывал сомнения в Москве. В декабре 1990 года советская еще Военно-промышленная комиссия казалось навсегда «зарубила» работы над «Ладами». Но в новой России их за неимением лучшего все же возобновили.
В 1997 году был заложен головной корабль проекта 677 под названием «Санкт-Петербург». Вышел он столь далеким от идеала по техническим характеристикам, что ВМФ РФ согласился в 2010 году принять лодку только в так называемую «опытную эксплуатацию». «Санкт-Петербург» отправили на Северный флот, который он промучил и сам промучился до сентября нынешнего года. Когда конструкторам и судостроителям, как утверждают, все же якобы удалось каким-то чудом довести эту страшно невезучую субмарину до некоего боеготового состояния. С 21 сентября 2021 года сильно постаревший «Санкт-Петербург» все же впервые вошел в состав 161-й бригады Кольской флотилии разнородных сил Северного флота.
А тем временем «Адмиралтейские верфи» точно так же мурыжили и продолжают на своих стапелях и у достроечной стенки две следующие «Лады» — уже упомянутый «Кронштадт» (заложен в июле 2005 года) и «Великие Луки» (с 2006-го). Поскольку судьба предшествовавшего им «Санкт-Петербурга» долго была неясна, финансирование и этих двух строек то замораживалось, то снова возобновлялось. Таким образом, Военно-Морской флот России то бежал от «Лад» как черт от ладана, то наверняка под чьим-то административным давлением снова соглашался рассматривать их в своих планах.
А все почему? Да потому, что с самого начала наши «Лады» задумывались как первые отечественные подлодки не с дизель-электрической, а с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). То есть, грубо говоря, обязаны были, не всплывая, находиться в подводном положении максимум не по двое-трое суток, а недели по три. Что существенно повышало бы их боевую устойчивость в ходе реальных боевых действий.
Однако ничего подобного как не было, так и нет. Субмарины с ВНЭУ на различных физических принципах уже много лет стоят на потоке в Германии, Швеции, Японии, Франция, Южная Корея и другие. У нас — как отрезало.
Над отечественными анаэробным двигателем замкнутого цикла уже много лет безуспешно бьется питерское ЦКБ «Рубин». Позже к нему инициативно присоединились земляки из КБ «Малахит». Не помогло.
Сначала руководство ЦКБ «Рубин» уверяло рассерженную флотскую общественность, будто уже существует стендовый образец ВНЭУ и его испытания назначены на лето 2013 года. Потом — что еще осенью 2012 года установка, названная «Кристалл-27», уже опробована в Белом море — на опытной подводной лодке «Саров».
В марте 2015 года гендиректор «Рубина» Игорь Вильнит заявил, что все вообще отлично. «Мы успешно полностью завершили испытания корабельной установки на береговом стенде. Сейчас выполняются работы для проведения морских испытаний этого стенда. Лодка для этого не нужна, это было бы слишком дорого. Есть специальный плавучий стенд, который мы задействуем в самое ближайшее время», — сказал Вильнит.
Почти семь минуло после этих отчаянных посулов «Рубина», который явно опасается жесткого спроса за неизвестно на что потраченные миллиарды, - новой российской ВНЭУ как не было, так и нет. И «Санкт-Петербург», и «Кронштадт» вынужденно вышли в море обычными «дизелюхами». Та же участь, без сомнения, скоро ждет и «Великие Луки».
Да, даже у таких «Лад» просто масса преимуществ перед до сих пор не от хорошей жизни занимающими наши верфи «Варшавянками». При практически том же наборе вооружений (до 18 крылатых ракет «Калибр», «Оникс» и 533-мм торпед) — намного меньшие размеры корпуса. Как следствие — экипаж сокращен с 56 до 35 человек. Просто замечательная для неатомных субмарин скорость подводного хода — до 21 узла.
Почти нулевую шумность «Ладе» обеспечивает то обстоятельство, что все подвижные части корпуса оборудованы дополнительными элементами акустической защиты. Снаружи весь корпус покрыт многослойным прорезиненным покрытием «Молния», толщиной 40 миллиметров. Гидроакустический комплекс с шумопеленгаторными антеннами в носовой части и по обоим бортам, да еще и с выпускной буксируемой антенной, позволяет значительно увеличить дистанцию обнаружения противника. А значит — и получить важнейшее преимущество в атаке.
Но все это слишком сильно девальвировано древними по принципам работы двигателями. Поэтому ничего удивительного, что Министерство обороны России в смысле обновления своего подводного флота как витязь на распутье. Что выбрать для Балтфлота: синицу в руках или журавля в небе? Куда менее совершенные, но отлично отработанные корабелами ракетные «Варшавянки»? Или недоделанные и недодуманные «Лады», полное отсутствие на которых ВНЭУ так и не позволяет отнести их к четвертому поколению? Вариант с «Ладами» тоже возможен, кое-какие тактико-технические преимущества даже в столь усеченном виде способен, как уже сказано, принести флоту и он.
Промежуточные результаты этих сильно затянувшихся адмиральских метаний 8 декабря нынешнего года невесело подвел генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков. По его словам, Минобороны до сих пор не приняло решения о строительстве серии подводных лодок для Балтийского флота, хотя разговоры об этом идут уже давно. В результате после спуска на воду очередной «Варшавянки» для ТОФа сначала одно, а затем и несколько стапельных мест на «Адмиралтейских верфях» могут быть обречены на дорогостоящий простой.
И это — при просто катастрофическом положении с подводными лодками на российской Балтике! Кто-то же должен положить этому конец? Не так ли, Сергей Кужугетович?
Из досье «СП»
О том, что Балтийский флот скоро получит серию дизельных подводных лодок, в мае 2021 года заявил главком ВМФ адмирал Николай Евменов. По его словам, «подводная составляющая Балтийского флота будет соответствовать объему задач, которые стоят перед флотом».
Однако о долгосрочном контракте на полноценную серию субмарин для Балтики до сих пор ничего не слышно. По сведениям агентства «Интерфакс», которое сослалось на неназванный информированный источник, пока речь идет о достаточно странном компромиссе. Якобы Минобороны подписало с «Адмиралтейскими верфями» документ на строительство всего одной «Варшавянки», которую уже успели назвать «Петрозаводском», но до сегодняшнего дня так и не заложили. И только одной «Лады».
Если учесть, что еще в августе 2014 года «Интерфакс» сообщил, что на Балтику, очевидно, от безысходности будет отправлена еще и ремонтирующаяся в Севастополе с 2014 года черноморская торпедная дизель-электрическая подводная лодка «Алроса» (построенная в 1988-м по проекту 877 В «Палтус»), то на БФ складывается просто поразительная картина. Через несколько лет в его подводных силах могут оказаться три субмарины. И все — разных проектов. Что, естественно, сильно затруднит и сделает намного дороже боевую подготовку экипажей, ремонт и тыловое обслуживание кораблей.