Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Минобороны-2021: За год солдат должен просмотреть 100 фильмов

Военно-патриотическое воспитание в армии идёт через экран телевизора

2144
Минобороны-2021: За год солдат должен просмотреть 100 фильмов
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Материал комментируют:

О российской армии, вернее о её военнослужащих, сейчас в большей степени говорят в контексте проводимых учений, участии в миротворческой миссии в Карабахе, в военной операции в Сирии. Вспоминают о питании, организации быта в казарме, отмечают, что гораздо меньше стало неуставных отношений, а из солдат воспитывают настоящих патриотов. В меньшей степени говорят о досуге, но, как выяснилось, и он работает на повышение военно-патриотического настроя бойца.

В уходящем году Минобороны утвердило список кинофильмов, рекомендуемых для просмотра солдатам и офицерам российской армии. В нём 72 названия, с учётом того, что часть фильмов, в том числе документальных, многосерийные, получается как раз сто картин. С учетом того, что в календарном году насчитывается 52 субботы и 52 воскресения, а есть ещё и праздничные дни, то, чисто теоретически, солдат-киноман за год срочной службы по призыву должен успеть их все пересмотреть.

В списке утверждённом Главным военно-политическим управлением ВС РФ есть 20 «обязательных» кинофильмов, остальные «рекомендуемые», но и их приказано смотреть в оба глаза. Здесь присутствуют как советские, так и российские кинофильмы, есть исторические, художественные и документальные. Среди последних — сериал «Великая Отечественная», выпущенная Минобороны в 2020 году в преддверии 75-летия Великой Победы, в который вошли 11 серий документалистики о важнейших событиях войны 1941−1945 гг. по сценарию писателя Захара Прилепина. Этот сериал стоит первым в списке картин для обязательного просмотра.

Читайте также
Двигатели из подмосковного Ступино для несостоявшегося «Степана Бандеры» Двигатели из подмосковного Ступино для несостоявшегося «Степана Бандеры» Многие украинские военные самолеты сегодня летают лишь потому, что их летную годность негласно поддерживает Россия

Военнослужащим рекомендованы такие исторические кинофильмы как «Чапаев» (1934 г.), «Александр Невский» (1938г.) и «Суворов» (1941 г.).

Из современных «Балканский рубеж», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Ржев», «Время первых», «28 панфиловцев», «Легенда № 17», «Т-34», вышедших на экраны в последние годы. Их современное поколение нынешних солдат могло посмотреть ещё до службы в армии, а вот такие картины как «Они сражались за Родину», «Белорусский вокзал», «Живые и мёртвые» и ряд других вряд ли многие видели. И восполнение этого пробела в Минобороны сочли важным шагом в военно-патриотическом воспитании воинов. К слову, весь список рекомендованных кинофильмов можно увидеть на сайте stat.mil.ru.

— На самом деле, если проанализировать этот список, то он подобран достаточно грамотно именно для повышения патриотизма у молодых солдат, которые на «гражданке» больше увлекались просмотрами молодёжных сериалов и западных блокбастеров, — говорит военный эксперт Владимир Попов. — А теперь им предстоит «пропитаться» героизмом своих предков и современников, почувствовать гордость былых побед своей Родины.

После таких просмотров состояние молодых солдат заметно меняется, они начинают понимать не только смысл своей службы в отдельно взятой воинской части и своей конкретной должности стрелка или связиста, а в масштабе всей российской армии, которую не случайно называют «непобедимой и легендарной, в боях познавшую радость побед». Вольно или невольно у военнослужащих формируется постоянная готовность к выполнению своего воинского долга по защите Родины.

Здесь вопрос в другом — а где всё это смотреть?

Воинские клубы в Вооруженных силах РФ, равно как и должности начальников клубов были упразднены ещё в 2013 году. Тогда экс-министр обороны решил, что балалайки и гармони солдатам ни к чему, соответственно, прекратился и коллективный просмотр кинофильмов. Инвентарь из армейских «очагов культуры» перекочевал в казармы, где и пылился на ротном балансе, приходя в полную негодность.

Вместо киноэкрана солдатам оставили телевизоры и видеомагнитофоны — там где их могли приобрести за свой счёт, на балансе они ведь не стояли, да и приобретение видеокассет было отдано на откуп офицерам ротного звена и самим солдатам. Что они там смотрели в казарме по ночам, в высоких штабах толком не знали.

Сейчас ситуация изменилась, в каждой комнате досуга и информирования имеется обязательный комплект из телевизора и носителя для просмотра видеоматериалов.

Сами рекомендованные кинофильмы поставляются в войска — их можно скачивать с сайта Минобороны. На командиров возложена обязанность не только следить за тем, чтобы подчиненные смотрели «правильные» фильмы, но и проводить их обсуждение.

Насколько высока эффективность от подобных просмотров сказать пока сложно, опыт ещё не обобщался и не анализировался, но солдатам точно не скучно от такого досуга. А патриотический настрой российских солдат заметно повысился — по этому можно судить не только по их радостных улыбках на военных парадах, но и по отзывам об армейской службе уже после увольнения в запас. Кино пошло на пользу.

Читайте также
Израильские ВВС  чуть не разбомбили российскую базу «Хмеймим» Израильские ВВС чуть не разбомбили российскую базу «Хмеймим» Как Москва может обезопасить наших военных в Сирии?

Заметим, что и Пентагон активно использует киноискусство в пропагандистских целях — сняты сотни кинофильмов рассказывающих о солдатах армии США. Не все они рекламно-пропагандистские, там один «Взвод» режиссера Оливера Стоуна о войне во Вьетнаме многого стоит. Не известно, существует ли аналогичный рекомендованный список для американских солдат, тем более, что не все киноленты нравятся генералам Пентагона. А вот нынешняя реклама US Army вызывает сомнения и у самих американцев.

Недавно, в мае нынешнего года, в США появился рекламный ролик со сравнением с армией РФ. Там демонстрируются кадры, на которых российские военные отжимаются, прыгают с парашютом, ведут стрельбу по целям. Затем — американский мультфильм, рекламирующий службу в вооруженных силах страны. Главная мультяшная героиня — воспитанная в однополой семье капрал, которая «всегда боролось за равенство», решившая вступить после окончания школы в ряды американской армии.

Пользователи You Tube сопоставили вербовочные ролики китайской, российской и американской армии, и сравнение оказалось не в пользу США. «От китайской рекламы хочется записаться в китайскую армию. От русской — в российскую. А от американской — в китайскую или российскую», — написал один из пользователей сети. Делаем вывод — российским военнослужащим показывают «правильные» фильмы, да и рекламные ролики о службе в Вооруженных силах России действительно пропитаны духом военно патриотического воспитания. Да и выбор приличный — смотреть кино не пересмотреть.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня