Президент Польши Анджей Дуда созывает Совет национальной безопасности (Radę Bezpieczeństwa Narodowego, или RBN), чтобы выработать реакцию страны на «вероятное вторжение России на Украину». Он также хочет поделиться с верхушкой современной Речи Посполитой планами США, о которых узнал в ходе международных консультаций 24 января.
Как известно, в понедельник вечером в формате видеоконференции президент США Байден созвал «интернет-совет» со своими самыми верными сателлитами. Помимо глав Германии, Франции, Великобритании, Италии и руководства ЕС и НАТО был приглашен и Дуда, несмотря на то, что экономический и политический вес Польши и близко не соответствует «большой европейской четверке».
Дуда заявил, что «в собрании приняли участие самые важные партнеры, в том числе и Польша, поэтому он хочет «поделиться с политической сценой страны своими знаниями». По его словам, нужно со всей ответственностью поговорить о безопасности. Впрочем, Дуда признал, что не может раскрыть даже главе Сейма и министру обороны все подробности того, что ему стало известно.
«Могу сказать в целом, что, конечно, мы обсудили существующую ситуацию вокруг Украины, но не только потому, что говорили (точнее, говорил Байден) о ситуации на восточном фланге Североатлантического альянса, связанной с российскими действиями (учениями), но и со всем тем, что предпринимают российские власти», — сказал президент Польши.
Из этого напрашиваются, как минимум, два вывода.
Первое. Польша отдала весь свой суверенитет США. Выглядит это даже несколько забавно. Байден тихим голосом засыпающего старичка запретил Дуде поделиться ценной информацией даже со вторым лицом государства. Значит, верхушке озвучат заокеанские директивы в общих чертах. При этом Варшава четко дала понять, что будет делать то, что ей прикажет «по интернету» американский президент.
Второе. США разозлились на нашу страну не столько из-за Украины, сколько из-за того, что Россия давно не пляшет под вашингтонскую дудку. Вашингтон вознамерился задать трепку Москве, чтобы другим, в том числе и Китаю, было понятно: «кто есть ху». Сейчас самое главное обставить дело так, будто последовало американское наказание за плохое русское поведение. Значит, речь идет о готовящейся провокации, в которой будет участвовать Польша.
Собственно, об этом давно говорят оппозиционные польские эксперты, что «какая, к черту, независимая Варшава, типичная шансоньетка», поэтому важны детали, которые озвучит Дуда. Что интересно: он начал с того, что успокоил панов. «Никакой опасности для нас не существует», — заявил он.
Польская газета Wydarzenia Interia в этой связи напомнила, что «последнее заседание Совета национальной безопасности имело место в марте 2020 года и касалось пандемии коронавирусной инфекции». Значит, как бы ни успокаивал Дуда поляков, дело принимает серьезный оборот.
Ряд польских депутатов, приглашенных на заседание RBN, уже поспешили заявить, что будет обсуждаться вопрос о гарантиях безопасности, которые Польша предоставит Украине.
Любопытно, о чем идет речь? Неужели о тех гарантиях, которые Париж и Лондон дали Варшаве накануне Второй мировой войны? Теоретически это означает, что Польша объявит нам войну, если Россия будет защищать Донбасс.
Если кто думает, что это бред сумасшедшего, то правильно мыслит. Так оно и есть. Однако лидер партии Polski 2050 Михаил Кобоско заявил, что приветствует собрание RBN, поскольку помимо «опасности, которую Россия несет Украине, правительство и основные политические силы должны сделать все, чтобы Польша осталась в безопасности».
По его словам, из-за высокой заинтересованности США в этом вопросе, «Польша, к сожалению, в отношении этого конфликта, не является ни в коей мере субъектом, мы являемся предметом. Предметом разговора о наших жизнях».
«Основной задачей государства является обеспечение безопасности своих граждан», — сказал Шимон Головня, популярный в Польше журналист, комментируя созыв RBN. Звучит вроде бы правильно, но если послушать дальше этого пана, то оторопь берет. Он говорит: «Вопрос безопасности и будущего Украины — это вопрос безопасности и будущего Польши. … Потенциальная война, которая может взорваться прямо за нашей восточной границей, имела бы огромные последствия для всей Европы, в том числе непосредственно для нас, как соседа Украины… Речь идет об экономических и социальных последствиях, связанных с перемещением беженцев, спасающихся из военной зоны».
Это можно понимать и так: в случае чего, пшеки встанут плечом к плечу с бандеровцами против танков Шойгу. На самом деле, нет ни одного сигнала, что поляки готовы воевать с русскими из-за украинцев. Разговоры идут только о солидарности, о слабости украинской армии и об эмиграции западэнцев в Польшу с криками «кормите нас». Судя по всему, это больше всего пугает польских панов.
Варшава оценивает риски русско-украинского военного конфликта как высокие, хотя возможно сапоги солдат Шойгу не вступят на территорию Украины. Скорее всего, Москва применит авиацию для разгрома ВСУ, а наступление будут вести донбасские ополченцы, которых в Польше называют «троянским конем Путина». Как пишет Wydarzenia Interia, «украинская армия… не имеет, в принципе, системы противовоздушной обороны», главного элемента современной войны.
По мнению польского эксперта Андре Качмарчика, если конфликт вспыхнет, то Москва силами Донбасса постарается повторить Иловайск и Дебальцево, ставших синонимом катастрофического разгрома украинской армии в 2014—2015 годах, с тем, чтобы юридически закрепить безопасность и автономию ЛНР/ДНР.
Добавим также, что в Польше сейчас находится официально 1,3 млн. украинцев и по соглашению с Киевом они рассматриваются как мобилизационный резерв. В случае войны полицейские, надо полагать, будут отлавливать «незалежных» гастарбайтеров, способных держать оружие, и депортировать их в украинскую армию. «Я предполагаю, что есть люди (украинцы в Польше), которые попадут под призыв», — отмечает Качмарчик.
Расчет Варшавы предельно циничный и связан с тем, чтобы снизить потенциальную миграционную волну из Украины в Польшу. Возможно, такие тайные соглашения есть и с другими странами НАТО. Если кому и опасаться наплыва беженцев, так только России. Люди поедут туда, где есть родственники и не туда, откуда их мужей и сыновей заберут в ВСУ, тем более, что у нас полстраны имеет родню в «незалежной».
На вопрос, как Польша оценивает украинскую армию, Качмарчик отметил, что, безусловно, улучшение есть, и можно даже сказать, что ВСУ образца 2014 года сильно проигрывают ВСУ 2022 года, но ВСУ заточены на артиллерийских и снайперских атаках с помощью дронов. Это то, чему ее учили инструкторы НАТО целых восемь лет.
Солдаты Зеленского хорошо усвоили два урока: позиционные бои и ползучее наступление в серой зоне. Но без БПЛА их шансы резко падают, тогда как России под силу сделать небо на Донбассом чистым от беспилотников.
Объявит ли Польша России войну, если Москва устроит ВСУ «Иловайск 2.0» и «Дебальцево 2.0»? Ответ лежит в политической, а не военной плоскости и звучит как «вполне возможно». Но будут ли поляки воевать с русскими из-за «незалежной»? Нет, это даже не обсуждается. В этом плане на собрании RBN, скорее всего, будут обсуждать, в числе прочих, вопрос минимизации беженцев — типа, это их родина, пущай сами защищаются.