В минувшую пятницу, 4 февраля 2022 года, с мостика американского авианосца Harry S. Truman, находившегося в Адриатическом море, командующий 6-м флотом ВМС США вице-адмирал Юджин Х. Блэк III изучал подходы к находившемуся за тысячи миль от него российскому Калининграду.
Нет, естественно, балтийское побережье России адмирал изучал не в бинокль. А по докладам пилотов поднятых с его авианосца пары десятков истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Super Hornet и самолётов радиоэлектронной борьбы 1-го палубного авиакрыла (CVW-1). Которым для выполнения своей беспрецедентно сложной миссии 4 февраля пришлось пролететь сквозь небо Румынии, Северной Македонии, Венгрии, Хорватии, Словакии чтобы оказаться над Польшей, Литвой, Латвией и Эстонией. И лишь после этого, отработав массированный ракетно-бомбовый удар по позициям русских, «Хорнеты» тем же порядком без посадки вернулись на свой авианосец вблизи Италии.
Если учесть, что к обеспечению условного удара по Калининграду и Балтийскому флоту ВМФ РФ в пятницу были привлечены ещё самолеты-разведчики E-8C и самолеты топливозаправщики Boeing KC-46 с авиабазы Рамштайн (Германия), стратегические разведывательно-ударные беспилотники MQ-9А Reaper с авиабазы Сигонелла (Италия), то станет понятным, что натужно гудело небо почти над всей Европой. Таков был завершающий этап только что завершившихся невиданных по пространственному размаху маневров 6-го флота ВМС США, многозначительно названных Пентагоном Neptune Strike 2022 («Удар Нептуна-2022»).
Однако почему Пентагоном всё было устроено так сложно: условно бить по Калининграду аж из Адриатики? Дело в том, что современные американские военачальники просто не мыслят себе серьёзной войны без участия хотя бы части из 11 своих атомных авианосцев. Однако ни один из них никогда не бывал в Балтийском море, откуда, понятно, наносить удары по северо-западу России было бы проще всего.
Всё дело в сложностях прохода из Атлантического океана через узкие так называемые Датские проливы между Скандинавией и Ютландским полуостровами. Один из них — Малый Бельт, скажем, имеет наименьшую ширину всего в 500 метров. А ещё проблема для американцев в том, что и в самой мелководной Балтике атомному авианосцу с многочисленным эскортом просто негде развернуться. Да и решись он всё же забраться в эту западню, мгновенно стал бы легкой мишенью для наших «Бастионов», «Балов» и «Калибров». Не говоря уже о штурмовой авиации Балтфлота и о самолетах дальней авиации Воздушно-космических сил России.
Вот и приходится «Гарри Трумэну» упражняться, крейсируя возле пляжей Италии и в рамках НАТО добиваясь от многочисленных союзников одновременного согласия на пролёт через их воздушное пространство. А что же Россия? Безропотно наблюдет, как на наши головы обнаглевшие янки открыто учатся рушить тонны бомб и ракет?
Без сомнения, Москва в свою очередь тоже давно готовилась отражать «Удар Нептуна-2022». И не только средствами ПВО и РЭБ, дислоцированными под Калининградом. Только теперь, когда стал очевиден размах учений ВМС США, становится окончательно понятным: для чего нам, скажем, пришлось экстренно гнать в Средиземное море из Владивостока флагман Тихоокеанского флота — гвардейский ракетный крейсер «Варяг»?
Он, напомню, в сопровождении большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» и танкера обеспечения «Борис Бутома» вышел из своей главной базы на Дальнем Востоке в конце минувшего года. По дороге этот отряд принял участие в совместных с ВМС Китая и Ирана маневрах CHIRU-2022 в Аравийском море. Но не это, судя по всему, было главным. Главное было взять «на мушку» шестнадцати мощных сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет П-1000 комплекса «Вулкан» нашего крейсера тот самый «Гарри Трумэн» раньше, чем он примется поднимать свои «Супер Хорнеты» курсом на Калининград.
Не сомневаюсь, что именно с этой целью тихоокеанский отряд во главе с «Варягом» 2 февраля, то есть — за двое суток до решающей фазы учений 6-го флота ВМС США, и вошёл в Средиземное море. Потому что его 8-тонные П-1000, принятые на вооружение ВМФ России сравнительно недавно — в 1987 году, как нельзя более подходят именно для борьбы с авианосцами. Да они специально и разработаны для этой цели.
Главный калибр «Варяга» способен доставать супостата на удалении до 800 километров. Скорость П-1000 — 2/2.5 Маха. Или более 600 метров в секунду (а на завершающем участке траектории — больше километра в секунду). Что оставляет средствам ПВО авианосного соединения минимум времени на реакцию и открытие огня.
Но надеяться на успех в отражении удара «Варяга» экипажу «Гарри Трумэна» и кораблям его охранения было бы тем более трудно потому, что на всякий случай каждая такая ракета обеспечена алгоритмами противозенитного маневрирования на малых высотах. При залповом пуске П-1000, они на маршевом участке рассредоточиваются по фронту. И вновь собираются в группу лишь на подходе к цели. Которую атакуют на высоте порядка 15 метров над поверхностью воды, угрожая влепить прямо в борт авианосца по 500 килограммов своей комбинированной (кумулятивная и фугасная) боевой части.
А 64 дальнобойных зенитных ракеты ЗРК С-300Ф «Форт», корабельной версии знаменитого сухопутного С-300П «Фаворит» с дальней границей зоны поражения в 200 километров в силах не позволить любому надводному и воздушному противнику помешать нашему крейсеру своевременно выйти на рубеж пуска его основного ударного оружия.
По давно проведённым конструкторским расчётам даже в обычном (неядерном) снаряжении П-1000 достаточно не более трёх попаданий, чтобы моряки «Гарри Трумэна» (и кого угодно ещё) отправились кормить рыб на дно Адриатического моря. А таких ракет на нашем крейсере — напомню! — шестнадцать. Поэтому прибытие ракетного крейсера «Варяг» в район американских учений наверняка добавило головной боли вице-адмиралу Юджину Х. Блэку III. Такой, знаете ли, образовался тревожный для 6-го флота ВМС СЩА фактор, способный в случае начала реальных боевых действий переломить трезубец любого заокеанского «Нептуна».
И на столь бравурной ноте очень хотелось бы завершить этот разговор. Но не получается. Потому что не даёт покоя вопрос: мы так и будем гонять «Варяг» из Владивостока к Севастополю или Тартусу с появлением в Средиземном море каждого нового авианосца ВМС США? Разве нельзя подыскать подобный эффективный ответ где-нибудь поближе? Скажем, на Черноморском флоте?
В том-то и дело, что приемлемого ответа в Крыму у нас, похоже, не осталось. Да, у 12-го причала в Севастопольской бухте стоит сегодня собрат «Варяга», другой гвардейский крейсер проекта 1164 «Москва». После начала операции Вооруженных сил РФ в Сирии именно его экипаж подолгу не вылезал из Средиземного моря. Буквально в режиме пожарной команды в условиях острейшей нехватки в составе ВМФ России других современных ударных кораблей, как раз «Москва» и вытаскивала годами на своих плечах всю тяжесть начавшегося противоборства с американцами в этих водах.
Как результат — к началу 2016 года заслуженный корабль, которому не успевали толком делать даже межпоходовые ремонты, стал похож на загнанную лошадь. Обессиленную настолько, что, по сообщению Интерфакса, в руководстве флота всерьёз рассматривался вопрос: а не пора ли списать «Москву», которой к тому времени стукнуло уже 35 лет, «на иголки»?
Ситуацию, а вместе с ней и крейсер, тогда спас командовавший Черноморским флотом в те годы адмирал Александр Витко. На фоне возвращения Крыма и победных новостей из Сирии был он в явном фаворе у руководства страны. Не случайно в декабре 2019-го был назначен начальником Главного штаба ВМФ России — первым заместителем главнокомандующего ВМФ России. Авторитет Витко, категорического противника списания «Москвы» на слом, только и позволил этому кораблю к сегодняшнему дню остаться на плаву. Но в каком качестве?
Вначале предполагалось, что из-за критического износа матчасти обездвиженная «Москва» вокруг всей Европы отправится в Северодвинск на ремонт и модернизацию. Но как это проделать? Под буксирами? Мало кого в России могла радовать такая картина.
К тому же судьба выброшенного зимой 1994 года при буксировке в жестокий шторм на скалы Норвегии списанного и проданного в Индию артиллерийского крейсера «Мурманск» (Северный флот) лучше всяких слов свидетельствовала о рискованности подобных предприятий.
А затем выяснилось, что и денег на восстановление сил ракетной «Москвы» у Москвы столичной почти нет. Поэтому масштабную модернизацию пришлось отложить в долгий ящик. Решено было ограничиться восстановлением ходовой части крейсера. И так — по мелочам.
Для выполнения сильно урезанных в объёме работ его поставили в 13-й судоремонтный завод в Севастополе. Занялись практически сдохшими газотурбогенераторами, редукторами, главной энергоустановкой. Через три года, в конце 2019-го, с большими опасениями всё же снова впервые выпустили в море.
Но, судя по тому, что с той поры в Средиземное море крейсер, вопреки требованиям военно-политической обстановки, так ни разу и не выбрался, боеготовность корабля по ряду важнейших параметров осталась очень условной.
Характерная деталь: 30 апреля 2021 года в акватории Чёрного моря «Москва» впервые в истории флота выполнила стрельбу ракетным комплексом «Вулкан» по морскому щиту-мишени, имитирующему корабль условного противника. Раньше никому и в голову не приходило в этих водах проводить подобные боевые упражнения. Просто потому, что если делать это всерьёз и на дистанцию, близкую к предельной, то следует закрывать для судоходства все море — от Грузии до Турции. Что, как вы понимаете, абсолютно нереально.
Поэтому для учебных стрельб П-1000 приходилось «Москве» в лучшие годы выходить за пределы Черного и Средиземного морей. В открытый океан, Атлантический или Индийский.
Но год назад, после усеченного ремонта, пуск такой ракеты по щиту-мишени вблизи Севастополя провели почти по-детски — на дальность всего в 30 километров. И это, как представляется, лучше всяких слов свидетельствует, что нынче против «Гарри Трумэна» и ему подобных толку от черноморского флагмана — почти никакого. Вот и пришлось, чтобы парировать «Удар Нептуна», вызывать из Владивостока «Варяг». Но надолго ли в подобном режиме хватит теперь и его, тоже, мягко говоря, очень не молоденького?
Как сообщает CNN, тот же день, 4 февраля, в рамках учений ВМС США «Удар Нептуна» другая группа самолетов «Супер Хорнет» с «Гарри Трумэна» из Адриатики через воздушное пространство Северной Македонии, Румынии и Болгарии пролетела до границ Украины и вернулась обратно. Как полагают специалисты, целью этих действий 1-го палубного авиакрыла авианосца была отработка учебного ракетного удара по Донбассу.
Руководивший этой операцией американский контр-адмирал Курт Реншоу сказал CNN: «Я думаю, что это посылает союзникам сигнал о том, что они могут на нас рассчитывать. Поскольку „Трумэн“ находится недалеко от европейских берегов, его самолёты могут добраться до большей части Восточной Европы менее чем за час, а его присутствие в регионе даёт членам НАТО, таким как Болгария, Румыния и Польша, дополнительные гарантии безопасности».