Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Спецоперация «Z»: Сколько танков на фронте осталось у Украины и у России?

После нанесенных ВСУ сокрушительных потерь наше превосходство в боевых бронированных машинах на поле боя уже минимум троекратное

137351
Спецоперация "Z": Сколько танков на фронте осталось у Украины и у России?
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Характер сражений на Украине не оставляет сомнений: исход этой битвы главным образом решают танки. Особенно — в уличных боях, в которых пока чаще всего и определяется: кто кого в конечном итоге?

Естественно, потери сторон в бронированных машинах особенно велики. Касательно Украины самые свежие официальные данные на сей счет таковы: по информации официального представителя Минобороны России генерал-майора Игоря Конашенкова, по состоянию на 5 апреля 2022 года из рядов ВСУ выбито 1981 боевые бронированные машины (ББМ), включая танки.

А сколько их было у Киева на день начала нашей спецоперации? Тут достоверные данные отсутствуют. Но на 1 января нынешнего года Сухопутные войска украинской армии располагали внушительной ударной мощью — 3630 танками, БТР и БМП, из которых, правда, боеготовыми были, как утверждают наши эксперты, не более 3015. Все равно — впечатляло.

Вряд ли эти цифры сильно изменились к 24 февраля, когда вдоль российско-украинской границы впервые загремели пушки. Поскольку загодя снять с хранения бронированное старье, которого на территории этой страны со времен СССР ржавеет немало, в существенном количестве у украинского командования точно не могло получиться. Не получится и впредь. Ибо ударами с воздуха с самого начала спецоперации весьма расчетливо нами выведены из строя цеха восстанавливавшего танки харьковского завода транспортного машиностроения имени В.А. Малышева.

Читайте также
Чехия решила Зеленскому танки и БМП подкинуть Чехия решила Зеленскому танки и БМП подкинуть Прага рассчитывает, что Вашингтон её по головке погладит

А в начале марта русскими ракетами фактически уничтожен и Житомирский танкоремонтный завод. Без них в промышленных масштабах возвращать к жизни десятилетиями догнивающий на консервации арсенал украинских ББМ стало просто некому.

Между тем, если ориентироваться на приведенные выше данные, в распоряжении Киева на сегодня осталось не более трети от первоначального ударного потенциала, которым ВСУ располагала в конце февраля. Остальное в непрерывных боях уже превращено в тлен и пепел.

В то же время в составе российской группировки, сражающейся в этой стране, по подсчетам тех же экспертов не менее 2500 ББМ. В основном — из состава Южного и Западного военных округов, а также Черноморского флота. Выходит, у нас теперь и так достигнуто почти трехкратное превосходство над ВСУ в этом важнейшем в происходящих событиях виде вооружений.

Но что еще особенно важно для понимания перспектив развития рассматриваемой ситуации: Генштаб Вооруженных сил РФ способен практически мгновенно в разы решительно нарастить число ББМ на поле боя. Ведь всего в России, по подсчетам американского портала «Globalfirepower.com» до 12 тысяч одних только танков. С учетом тех, что на разбросанных от Калининграда до Тихого океана базах хранения вооружений. Большую часть там представляют машины Т-72 «Урал» различных модификаций (Т-72А и Т-72Б, Т-72БА и Т-72Б3) и Т-80.

Определенная проблема в том, что основная часть из этих достаточно старых ББМ, как и на Украине, тоже, вне всякого сомнения, не в лучшем техническом состоянии. Но наши-то танкоремонтные предприятия никто не бомбил! И они хоть сейчас готовы по команде Москвы приступить к масштабному восстановлению необходимого уровня ударного потенциала Вооруженных сил РФ.

Кроме того, тысячи вполне современных и тщательно обслуживаемых ББМ осталось в составе Восточного и Центрального военных округов, а также Тихоокеанского, Северного и Балтийского флотов. Долго ли их в случае нужды подбросить до Украины по железным дорогам?

Словом, нынешнее положение для Киева на поле битвы просто аховое. А скоро обещает стать еще более тяжелым. По мере неизбежного в условиях полного господства в воздухе российской авиации и лавинообразно нарастающего роста потерь ВСУ в бронетехнике. Понятно, что с этим властям Украины нужно что-то экстренно делать. Что?

Единственно возможное — как и в случае с тоже выбитыми боевыми самолетами клянчить немедленную помощь у Запада. Прежде всего — танками старых советских образцов, которых немало осталось в странах-бывших участницах бывшего Варшавского договора. Просто потому, что для быстрого ввода таких танков в бой не требуется предварительной подготовки украинских экипажей.

Ясно, что главным образом расчеты делаются на Т-72 различных модификаций, который три десятилетия назад был основным в Варшавском договоре. Тот эшелон с первыми тридцатью Т-72, что, по сообщениям прессы, 5 апреля тронулся из Чехии на Украину, похоже, станет только первой бронированной «ласточкой» для ВСУ с западного направления. Потому что на самом деле абсолютно ничего в исходе битвы решить не способен. Три десятка танков — этого всего один танковый батальон. Такими силами обычно не штурмуют даже средней величины райцентры. Что уж говорить об Украине в целом?

Значит, танков Киеву остро требуется куда больше. По крайней мере, в сотни раз. Столько Т-72 союзникам нынче способна предоставить лишь соседняя Польша, которая с 1978 года такие производила по советской лицензии в вариации Т-72М1.

В составе Войска Польского сегодня такими машинами оснащены три строевых батальона (суммарно 174 танка). Два в составе 34-й бронекавалерийской бригады 11-й бронекавалерийской дивизии в Жагани, и один в 20-й механизированной бригаде 16-й Поморской механизированной дивизии в Бартошице. Еще 144 танка Т-72М/М1 используются как учебные или находятся на хранении. На долговременном хранении еще 210 танков Т-72 разных модификаций. Всего 528 единиц. Достаточно для формирования пары танковых дивизий.

Вот, видимо, на этот арсенал и нацелился Киев. Вместе с безоговорочно поддерживающим его Вашингтоном. Схема Украиной и Соединенными Штатами, очевидно, с поляками согласована такая. Американцы в режиме ошпаренной кошки почти за 5 миллиардов долларов продают Варшаве 250 новейших танков 68-тонных M1A2 Abrams SEPv3. С соответствующим числом боеприпасов и машин технического обеспечения. Причем, первые 28 «Абрамсов» для обеспечения боевой подготовки экипажей в Польшу поступят просто невиданно оперативно — до конца нынешнего года. А все остальные до 2026 года. Соответствующий контракт между странами подписан в минувший вторник, 5 апреля 2022 года.

Читайте также
Мариуполь, бои за город: Макрон пытается вытащить своих легионеров, попавших в окружение Мариуполь, бои за город: Макрон пытается вытащить своих легионеров, попавших в окружение Париж не простит президенту на выборах гибель или плен солдат, зажатых на «Азовстали» и в аэропорту в кольцо

Далее, по задумке НАТО, новенькие заокеанские «Абрамсы» поступят как раз в те батальоны Войска Польского, которые до сей поры готовились воевать на Т-72М1. В свою очередь старые машины и попытаются, уверен, переправить на Украину.

Тут возникает всего два, но весьма существенных вопроса. Первый — если хоть на мгновение предположить, что затея удастся, то насколько значительным окажется намеченное усиление ударного потенциала ВСУ?

Сами поляки, естественно, давно прекрасно поняли, что их Т-72М1 (аналоги которого в СССР сняли с производства еще в 1980 году, а те, что мы оставили в строю — решительно модернизировали до вполне современно уровня Т-72Б3) безнадежно устарели. Поэтому с 2019 года тоже принялись за их модернизацию до версии T-72M1R.

Многое ли в итоге изменилось в боевом потенциале польских пока еще танков? На них демонтировали советский инфракрасный прожектор Л-4А «Луна» и взамен установили тепловизионную камеру третьего поколения KLW-1 Asteria. Такую же, как и на других польских основных боевых танках Leopard 2PL. Старые советские радиостанции заменили на цифровые. Появились новые средства внутренней связи между членами экипажа. Прежний 780-сильный двигатель В-46−6 получил цифровую систему запуска. Ну, установили еще новую навигационную систему GPS.

Читайте также
Николаев: ВСУ боятся опять в «колечко» попасть Николаев: ВСУ боятся опять в «колечко» попасть Бандеровцы дамбы минируют, угрожая затопить юг Украины

Все это само по себе, вероятно, очень неплохо. Но в ходе модернизации Т-72М1 для него не было сделано главного — на танке так и не появилась система динамической защиты, без которых сегодня не клепают танки ни в одной ведущей стране мира. Потому что без такой защиты танковую броню можно с приличного расстояния дырявить почти чем угодно. Даже старым ручным гранатометом. Поэтому сами поляки за глаза прозвали свой T-72M1R «одноразовым» на поле боя. А отставной генерал Вальдемар Скшипчак, до 2009 года командовавший сухопутными войсками Войска Польского, назвал такую модернизацию по-солдатски прямо — «припудриванием дерьма».

Вот, собственно, над таким сомнительным «усилением» украинской армии потенциальными бронированными братскими могилами коллективный Запад сейчас и трудится вместе с на всем готовым Киевом. Но на этом пути перед союзниками неизбежно встает не менее сложный вопрос № 2. А как теперь эту «радость» Украине заполучить там, где реально стреляют? Как доставить-то танки откуда-нибудь из-под Львова куда-нибудь к Донбассу, Киеву, Николаеву или Одессе?

Фурами, как возят сегодня от западной границы Украины к линии фронта ручные противотанковые и зенитные комплексы, а также стрелковое оружие, боеприпасы и даже беспилотники, не получится. Танки слишком громоздки.

Грузить их на автотрейлеры? Но те в пути слишком медлительны и слишком заметны с воздуха для русской авиационной и космической разведки. Стало быть — и для ударов с воздуха прямо на шоссе. А путь от польской границы к местам сражений все же измеряется в сотнях, а то и в тысячах километров.

Остается единственное — железная дорога. На платформах танки можно попытаться замаскировать от разведки. Однако сделать их совершенно незаметными точно невозможно. После установления факта начала подобной переброски удар с воздуха по железнодорожным мостам или узловым станциям в центре Украины на пути таких эшелонов наверняка станет неизбежным.

Как это делается — Россия продемонстрировала на станции Павлоград-2 Днепропетровской области. Прежде через Павлоград-2 следовали воинские эшелоны из западной и центральной Украины к пылающему Донбассу. 2 апреля по станции мощно ударили две наши высокоточные крылатые ракеты. По сведениям из администрации области, оказались сильно поврежденными колеи, контактные сети и три здания. Взорвались несколько вагонов. Еще больше подвижного состава сильно повреждено. По сведениям местных властей, движение любых поездов через Павлоград-2 приостановлено на неопределенный срок.

Думаю, такая же судьба ждет и любую другую железнодорожную станцию на Украине, если через нее попытаются протолкнуть к фронту бывшие польские танки.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Роман Гусаров

Авиационный эксперт, главный редактор портала Avia.ru

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня