Министерство обороны России пообещало дать пропорциональный ответ, если Великобритания будет провоцировать Киев на удары по объектам на российской территории. Таким образом российские военные прокомментировали заявление замглавы Минобороны Великобритании Джеймса Хиппи, который сказал, что Лондон считает законными удары Киева по России с использованием западного вооружения.
«Хотим подчеркнуть, что прямое провоцирование Лондоном киевского режима на подобные действия, в случае попытки их реализации, немедленно приведет к нашему пропорциональному ответу», — отмечается в заявлении российского оборонного ведомства.
Ранее Джеймс Хиппи заявил, что использование западных вооружений для ударов по российской территории «не обязательно является проблемой», так как участники конфликтов по всему миру пользуются оружием иностранного производства. При этом отметил, что боевые цели выбираются украинской стороной, а не теми, кто производит или экспортирует технику.
То есть Лондон заранее пытается снять с себя ответственность? При этом Великобритания передает Украине оружия едва ли не больше всех в НАТО, в том числе, оружия наступательного. И они думают, что это сойдет им с рук?
— Министерство обороны Великобритании заявило о своем праве передавать Украине любое оружие, не превращая при этом Великобританию в одну из сторон конфликта, — поясняет политический обозреватель Дмитрий Галкин.
— Россия в ответ дала понять, что придерживается иного мнения и собирается относиться к Великобритании, как к своему противнику, если она будет поставлять на Украину вооружение, позволяющее наносить удары по российской территории. Каждая из сторон действует в собственной логике и отстаивает собственные интересы. Россия хотела бы воспользоваться своими преимуществом в огневой мощи и способностью разрушать коммуникации в украинском тылу для того, чтобы добиться успешного завершения наступления на юго-востоке Украины. Великобритания заинтересована в том, чтобы Украина смогла сорвать российское наступление. Если Великобритания ведет себя подобным образом, значит, она не боится столкновения с Россией или считает, что подобной опасности вообще не существует.
«СП»: — Как вообще стоит воспринимать поставки Украине оружия, которым они бьют по нам, со стороны какой-либо страны? Чем это считается с точки зрения международного права? Это не казус белли?
— Россия официально не находится в состоянии войны с Украиной. Поэтому формально никаких ограничений на поставки оружия на Украину вообще быть не может. Суверенные государства имеют право продавать и передавать любое вооружение, не запрещенное международными конвенциями, любым другим государствам, не находящимся под международными санкциями. Против Украины какие-либо санкции не вводились, так что Великобритания попросту реализует собственное право на проведение самостоятельной внешней политики. В этой ситуации нападение России на Великобританию, разумеется, будет рассматриваться британскими союзниками, как агрессия. Соответственно, все страны НАТО будут обязаны поддержать Великобританию в столкновении с Россией.
«СП»: — При этом Хиппи оговорился, что боевые цели выбираются украинской стороной, а не теми, кто производит или экспортирует технику. Как это понимать? Попытка снять с себя вину? Насколько убедительно это звучит?
— Это означает, что Великобритания не собирается отвечать за то, как украинская сторона применяет полученные вооружения, ни вводить какие-то ограничения на их использование. Разумеется, британское руководство хорошо понимает, для чего необходимо поставляемое на Украину оружие, и как оно будет использоваться. Поэтому Лондон не пытается снять с себя ответственность за поставки оружия, а просто сообщает, что признает за Украиной право использовать его так, как она посчитает необходимым.
«СП»: — Минобороны России пообещало дать пропорциональный ответ, если Великобритания будет провоцировать Киев на удары по объектам на российской территории. Каким может быть ответ?
— Ответ Россия может заключаться, например, в нанесении ударов по британским военным судам, находящимся в Черном море. Но, по сути дела, совершенно не важно, что именно будет делать Россия, поскольку любые действия подобного рода будут рассматриваться, как нападение на страну НАТО со всеми вытекающими отсюда последствия. Нужно заметить, что британское министерство обороны признало за Россией право уничтожать военную технику, которая перевозится по территории Украины, и разрушать транспортные коммуникации. Но, конечно же, подобные действия на поведение Великобритании никак не повлияют.
«СП»: — Британия в последнее время слишком радикально себя ведёт. Пожалуй, радикальные США. С чем это связано, по-вашему?
— Британия значительно больше, чем США заинтересована в стратегическом ослаблении России. В отличие от Великобритании, США не являются соперником Германии в борьбе за влияние в Восточной Европе, и ничего не имеют против увеличения германского экспорта промышленной продукции. Великобритания рассматривает Германию, как своего экономического и политического конкурента, а потому заинтересована в том, чтобы Германия лишилась возможности использовать российские ресурсы для усиления своих позиций.
В том случае, если Россия добьется успеха в конфликте с Украиной и заставит ее подписать мирный договор на своих условиях, антироссийские экономические санкции в течение нескольких лет будут существенно сняты или ослаблены. Соответственно, отношения между Россией и Германией будут в той или иной степени восстановлены. Поэтому для Великобритании важно, чтобы Россия надолго увязла в военном конфликте, и он бы принял затяжной характер. В таком случае будет обеспечено длительное противостояние между Россией и западным сообществом, и Германии не сможет пользоваться российскими ресурсами.
— Заявления замминистра обороны Великобритании следует воспринимать в качестве очередного факта обострения военной риторики Запада в одержимом стремлении создать дополнительные проблемы России всеми мыслимыми и немыслимыми способами, — убежден доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Очевидно, что поставки оружия Украине явно не способствует мирному урегулированию, а увеличение соответствующих поставок приводит только к эскалации, нейтрализуя потенциал переговорного процесса.
Надо понимать также, что, как показала практика, Украина сама никакие решения не принимает. Поведение украинского руководства моделируется из-за рубежа, преимущественно силами США и Великобритании.
«СП»: — Каким может быть обещанный нашим Минобороны «пропорциональный ответ»?
— Под пропорциональным ответом подразумевается потенциальный удар по центрам принятия решений на территории Украины. Впрочем, западным идеологам провокации в виде гипотетического нанесения удара по России стоит задуматься над реакцией на заявление Джеймса Хиппи официального представителя МИД России Марии Захаровой, задавшейся вопросом о том, верно ли понимание, что ради «нарушения логистики военных поставок» Россия может наносить удары по военным целям на территории тех стран НАТО, которые поставляют вооружения киевскому режиму. Именно среди этих стран и находится Великобритания.