Украина в результате российской спецоперации потеряла выход к Азовскому морю, что сорвало намерения НАТО в регионе. Об этом РИА «Новости» заявил депутат Госдумы от крымского региона Михаил Шеремет.
Депутат отметил, что киевские власти долгие годы вынашивали планы захода в Азовское море кораблей альянса и строительства в украинских портовых городах иностранных военных баз.
«Спецоперация гарантировала безопасность наших границ от присутствия под боком незваных гостей», — подчеркнул Шеремет.
Не очень понятно, правда, что они могли там создать. Азовское море крайне мелководное, крупные боевые корабли туда физически не зайдут. К тому же, на проход через Керченский пролив потребовалось бы разрешение России. Что бывает, когда это делается без разрешения — мир уже видел, едва ли американцы захотели бы участвовать в заранее обреченной на провал операции.
Разве что, базу катеров разместить. Разговоры о базах в Бердянске и Мариуполе велись много лет, но к моменту начала спецоперации воз был все еще там. А после — «окно возможностей» закрылось окончательно.
Другой вопрос, что потеря выхода к Азовскому морю — это потеря гражданских портов и удар по репутации. Киев при этом продолжает мечтать о его возвращении.
Как заявил руководитель офиса президента Украины Михаил Подоляк, Украине нужна акватория Азовского моря.
Ну, мечтать не вредно, только как это сделать?
А вот советник руководителя офиса Зеленского Алексей Арестович считает, что помочь с деблокадой украинских портов могут только корабли Североатлантического альянса.
По его словам, в первую очередь, это коснется ситуации, когда потребуется вывезти из страны продовольствие морским путем. Но, очевидно, он рассчитывает, что НАТО вернет Украине и Азовское море.
Советник Зеленского уверен, что корабли российского флота не станут стрелять по судам военно-политического блока. В противном случае, реакция натовских кораблей будет соответствующая, считает Арестович.
Ну-ну. Так ли Азовское море нужно НАТО, что ради него они пойдут на провокации?
— Очень долгое время Азовское море было внутренним морем России, недоступным для иностранных военных. Затем оно стало внутренним морем России и Украины, — напоминает журналист из Приазовья Сергей Шведко.
— Естественно, у НАТО были серьёзные планы по милитаризации, как его акватории, так и прибрежных территорий. В случае успеха могла быть создана серьёзная проблема для безопасности юга РФ.
Теперь, действительно, вся созданная с помощью Запада инфраструктура послужит доброму делу — повышению безопасности в этом регионе.
По словам руководителя Центра исследований гражданских и военных конфликтов (ЦИГиВК) Дарьи Коноваловой, разговоры о том, что военные базы будут строить на побережье Азова, идут с 2006 года.
— А с легкой руки украинского правительства все эти разговоры постепенно стали превращаться в реальность. Так, к примеру, базы в Бердянске и Мариуполе строились на деньги Государственного департамента США.
При этом Вашингтон и его союзники по альянсу даже не скрывали своих планов по воплощению в жизнь концепции быстрого глобального удара (Prompt Global Strike), подразумевающей стремительное нанесение удара неядерным оружием по любой точке планеты. По сути, это должно было стать аналогом упреждающего удара в ядерной стратегии США. Фактически Азовское море должно было стать местом, откуда НАТО планировало контролировать Россию.
Сотрудничество между США и Украиной в этом направлении шло с 2015 года, а оперативное возведение модульных баз началось 2020 году. Я думаю, что уже построенные базы в Мариуполе и Бердянске, которые, кстати, в прошлом году были переоборудованные по стандартам НАТО и за деньги Госдепа могут сослужить нашим военным хорошую службу.
В июне этого года базы должны были быть уже готовыми для эксплуатации. Стоимость этого проекта оценивалась в 4,5 млн. долларов. А Министерством обороны Великобритании был подписан договор, предусматривающий поставку ВМСУ двух противоминных судов и совместное производство восьми ракетных кораблей. Плюс планировалось доставка и модернизация систем вооружения на существующие суда.
«СП»: — Зачем НАТО эти базы? Что им нужно на Азовском море?
— В случае если бы Украина попыталась вернуть военным путем Крым эти базы должны были стать плацдармом для атаки на Крымский мост.
Кроме тотального контроля Азовского моря и возможности устраивать в его акватории разного рода провокации, их привлекало и то, что находится на дне моря, а это запасы углеводородов, железной руды и других ископаемых. При этом все это находится на небольших глубинах. Ну, и небольшим бонусом ценные промысловые породы рыб, которые можно, не заботясь об экологии, в промышленных масштабах поставлять в «цивилизованные» страны.
Украинское правительство очень хотело видеть на своей территории иностранные военные базы, не особо представляя, какую цену им придется за это заплатить хотя, если учесть, что их правительство марионеточное, но цена вопроса и последствия их совершенно не волновали.
Контроль побережья для нас очень важен. Во-первых, это безопасность, во-вторых, это порты с их инфраструктурой. На данном этапе это главное.
«СП»: — Советник главы офиса президента Михаил Подоляк заявил, что Украине необходимо вернуть выход к Азовскому морю. Насколько это станет приоритетной задачей? Каким образом они будут пытаться ее осуществить? Насколько американцы заинтересованы в этом и готовы помогать? Арестович надеется на введение сил НАТО для деблокады Черного моря…
— Михаил Подоляк постоянно что-то заявляет, нужно же как-то поддерживать боевой дух и внушать людям уверенность в скорой «перемоге», это из той же оперы, как и «возвращение Крыма». А комментировать то, что говорит Арестович это уже совсем неблагодарное занятие.
— Если и были такие планы, то мне они не известны, — отмечает главный редактор портала ФОРУМ. Мск Анатолий Баранов.
— Вообще в коридорах власти бродит много безумных планов, но до стадии реализации они редко доходят. Времена капитана Блада и адмирала Ушакова прошли и не вернутся. Даже Черное море — это ловушка для кораблей, а что говорить об Азовском, которое еще древние греки называли Меотийским болотом?
При этом зимние шторма очень сильные, разносит все береговые сооружения, каждую весну — ремонт. Единственное пригодное место — это устье Дона, но оно российское. А речка Барда в Бердянске — это просто ручей, и Кальмиус в Мариуполе немногим шире. Порт в Мариуполе — это для сухогрузов.
«СП»: — Шеремет подчеркнул, что военная портовая инфраструктура, которую при поддержке Вашингтона украинские власти начали строить на побережье Азовского моря, теперь станет трофеем российской армии и ее союзников. А многое успели построить?
— Повторю, порт в Мариуполе для сухогрузов, которые вывозят металл с «Азовстали». Они там на зиму не остаются. Что там могли строить американцы — ума не приложу. К тому же для иностранных кораблей действует доктрина Монтрё, которая позволяет оставаться в бассейне Черного моря военным кораблям очень ограниченное время, и в очень ограниченном количестве.
«СП»: — Для чего базы в Азове нужны были американцам?
— Либо защищать что-то с украинской стороны, либо нападать на российскую.
«СП»: — Что дает России кoнтроль над азовским побережьем?
— Сам по себе контроль над побережьем немного дает, если Керченский пролив контролируется Россией. Да там военных объектов не слишком и много. Когда-то была Азовская флотилия, но даже во время Отечественной войны она играла очень ограниченную роль. Немцы флота в Азовском море не держали, кроме таких буксируемых понтонов, на которых размещали артиллерию. Дрейфующая батарея — это интересное решение. Но на этом, пожалуй, все.
«СП»: — В Киеве говорят о необходимости вернуть выход к Азовскому морю… Серьезно верят в это?
— Как национальная идея, вполне может быть. Как у японцев Курилы. Фолкленды для Аргентины. Таким замороженных конфликтов в мире очень много. Лет через пять-десять привыкнут ездить купаться в Бердянск, как сегодня уже ездят в Крым.