Великобритания поддерживает идею отправки военных кораблей в Черное море для сопровождения перевозящих украинское зерно судов. Об этом сообщает газета The Times со ссылкой на дипломатические источники.
«Дипломатический источник сообщил, что (глава МИД Великобритании Лиз — ред.) Трасс поддерживает идею отправки военных кораблей для сопровождения судов из Одессы», — сообщает издание.
Соответствующее предложение обсуждалось в ходе встречи министра иностранных дел Литвы Габриэлюса Ландсбергиса с его британской коллегой Лиз Трасс на встрече в Лондоне. По мнению глав внешнеполитических ведомств, необходимо как можно быстрее разблокировать Одесский порт и обеспечить поставки украинского зерна в страны, находящиеся на грани голода.
«Военно-морские силы союзников очистят территорию вокруг порта от российских мин, чтобы обеспечить безопасность транспортировки жизненно важной продукции», — говорится в статье, которую цитирует «Интерфакс».
Правда, непонятно, о каких российских минах идет речь. Ни для кого не секрет, что России в Одессе нет, а порт минировали как раз украинцы. И эти некоторые из мин уже успели покинуть свое расположение и добраться аж до Босфора. Не секрет и то, что Россия постоянно предлагает иностранным судам, оказавшимся фактически в заложниках, покинуть порт по морскому коридору, который специально для них организует российская сторона.
Впрочем, втянуть в сомнительную, но громкую авантюру воинственные главы МИД Великобритании и Литвы намерены и другие государства. Если верить господину Ландсбергису, то поучаствовать в экспедиции готов Египет, который может быть затронут возможной потерей зерна.
Есть и другой нюанс. План отправки военных кораблей ставит вопрос, например, о соблюдении конвенции Монтрё, которой пока строго придерживается Турция. И тут возникают новые нестыковки. Госпожа Трасс, согласно информации здания, поддерживает идею отправки военных кораблей для сопровождения грузов, а господин Ландсбергис уверяет, что миссия мирная.
«Это будет невоенная гуманитарная миссия и ее нельзя сравнивать с установлением бесполетной зоны», — уверяет он.
По словам главы МИД Литвы, НАТО не должна играть в этом никакой роли. То ли руководители внешнеполитических ведомств не нашли общего языка и не поняли друг друга, то ли не согласовали версию «похода»? Но если верить газете, то «для сдерживания любых попыток России саботировать коридор» планируется же развернуть на Украине ракеты дальнего радиуса действия. И это делает мирную версию похода еще более сомнительной. Не говоря уже о том, что сама идея Запада «накормить мир» за счет Украины у многих экспертов вызывает все больше вопросов.
Старший научный сотрудник Центр европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук (ИМЭМО РАН) Владимир Оленченко предлагает обратит внимание на авторов идеи.
— Лиз Трасс отличает некий фанатизм в русофобии. Кроме того, хотя она числится министром иностранных дел Великобритании, у нее серьезная тяга к военным делам. Даже ее последние заявления связаны с тем, что на ближайшем саммите НАТО, который состоится 28 июня в Испании, она предлагает ставить вопрос о глобальном НАТО, о том, чтобы с помощью оружия наводить везде порядок. Она является носителем идеи военного противостояния.
Ландсбергис — глава МИД Литвы. Страны небольшой, но агрессивной. По экономическому весу она производит 0,26% общего ВВП Евросоюза, но претендует на то, чтобы от имени ЕС и в целом демократического общества провозглашать различного рода идеи.
«СП»: — А что же стоит за идеей такого похода?
— Черное море — оно в основном используется странами, которые располагаются по его периметру. Появление там иностранных судов других государств или от имени НАТО должно иметь какую-то мотивацию или решение. Вопрос продовольственный, экономический не входит в полномочия НАТО, которая позиционирует себя как организация военного толка. Обычно она делает акцент на 5-й статье — защите своих членов. Если быть твердо приверженным уставу НАТО, то не просматривается оснований, чтобы НАТО брало на себя ответственность по конвоированию судов в Черном море.
Еще один вопрос — попадание в Черное море.
«СП»: — Проливы закрыты согласно Конвенции Монтрё. И Турция пока ее строго придерживается. Запад готов прорываться силой или будет уговаривать Турцию ее нарушить? Согласится ли Турция пропустить военные корабли не причерноморских стран? При каких условиях?
— Турция заняла разумную позицию. Поскольку она контролирует проливы и есть документ — Конвенция Монтрё, который регулирует вопрос прохода. Он индивидуален, но не предусматривает заход эскадр.
Кроме того, в украинских портах, по заявлению турок, застряло около 40 турецких судов. И ответственность они возлагают на украинскую сторону. То есть не мы (Россия — ред.) их там удерживаем.
Есть также вопрос, связанный с хаотичным минированием, произведенным украинскими властями. На этом фоне призыв Трасс и Ландсбергиса — это призыв к обострению военной ситуации или призыв к боестолкновениям с Россией. Если военные корабли НАТО появятся там, им не обойти ни территориальные воды России, ни сложившиеся каноны. Думаю, что это провокация и, как обычно, выступают те, кто на этом специализируется.
«СП»: — Допустим турки пропустили. Как англичане будут прорываться в Одессу, если акваторию контролирует Россия, а в районе порта украинцы все заминировали? Причем некоторые мины сорвались и уже до Босфора добрались
— ВМС Великобритании заходили в Черное море. Более того, они пытались зондировать или инициировать заход в российские территориальные воды, были подвергнуты бомбежке и ушли. Для них из этого опыта должно быть понятно, что безнаказанно это не пройдет, если они попробуют сделать это силой.
Вопрос разминирования должен решаться договорным путем: кто и как. Но если морской вывоз зерна определен как предлог, то российская сторона говорит, что есть коридоры и ими можно воспользоваться. Ответа на вопрос, почему эти коридоры их не устраивают, к сожалению, со стороны Трасс и Ландсбергиса не прозвучало.
«СП»: — Так в зерне ли дело?
— Зерно вывозят из Украины сухопутным и железнодорожным маршрутами. И здесь возможно какая-то подсказка. Зерно, которое вывозят в основном оседает в Европе, а на зерно, которое хотелось бы вывозить морем, в основном претендуют Великобритания и США, потому что то, что идет сухопутным путем им не достается. Это одна из гипотез, почему Трасс эту тему будирует. Про Ландсбергиса говорить не буду, потому что Литва традиционно анонсирует или озвучивает американскую точку зрения.
Просматривается определенная конкуренция между ЕС и англосаксами за украинское зерно. Европа может зерно, которое получает сухопутным путем предоставить англосаксам, но уже за деньги, а если морским путем получать, то это почти задаром.
«СП»: — Может эта идея быть предлогом для доставки оружия Украине?
— Надо учитывать, что всякое дело имеет сопутствующие направления. Допустима и военная хитрость. В любом случае это создание потенциала боестолкновения России и НАТО в Черном море.
Кстати, идея о так называемом морском конвое от Трасс и Ландсбергиса появилась на фоне заявлений Владимира Зеленского о предоставлении польским гражданам равных с украинским населением привилегий, а фактически о том, чтобы запустить Польшу на территорию Украины. А не спохватились ли англичане на предмет, а не зайти ли им на Украину с юга? Мы рассматривали выше вариант, что они пришли, загрузились и ушли. А не пришли ли они, чтобы заякориться? Может и в координации с поляками. Этот вариант исключать нельзя.
Зерно — это предлог. Видимо, есть какие-то расчёты.
Как подчеркнул завотделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН, доцент Дипломатической академии МИД РФ Владимир Аватков, Турция последовательно реализует независимую внешнюю политику и в отношении Черного моря действует строго в соответствии с Конвенцией Монтрё.
— Исходя из Конвенции, сейчас военные суда нечерноморских государств не могу входить в Черное море. Судя по планам Великобритании предстоит пройти через очередной международный скандал, который уже имел место в 2008 году, когда Турция не пропускала военные корабли нечерноморских стран в соответствии с Конвенцией Монтрё.
Видимо, в данном случае предстоит пройти проверку на прочность системы Североатлантического альянса, который для Турции все больше становится обузой нежели возможностью: Турция все больше должна давать альянсу, а альянс ей нет. Альянс не стремится давать что-то Турции с точки зрения безопасности. Турция продолжит строго следовать Конвенции.