Россия намерена не самые умелые в военном отношении части Народной милиции ЛДНР переформировать в достаточно мощный добровольческий корпус. По образу и подобию того, что ею же был создан в Сирии к концу 2017 года. Только в отличие от сирийского, донбасский корпус будет играть, главным образом, не ударную, а оборонительную роль.
Таков вывод американских аналитиков издания «Military Watch Magazine» из факта появления вблизи линии фронта под Мелитополем эшелона со старыми танками Т-62, последний из которых в СССР сошел с конвейера почти полвека назад. В 1975 году.
Фотографии железнодорожных платформ с этими боевыми машинами вызвали настоящий приступ восторга в Киеве. Там это было расценено однозначно: потери российских танковых войск на Украине уже столь велики, что для затыкания возникающих дыр приходится снимать с хранения и бросать в бой заведомое бронестарье.
В частности, в таком духе высказался советник главы Министерства внутренних дел Украины Виктор Андрусив. Вот его слова: «Конечно, оружием эти танки назвать очень тяжело. Им минимум по 45 лет, они слабы технически. И сомневаюсь, что их расконсервация прошла успешно. Очевидно, что этой техникой будут наполнять „мясные батальоны“ так называемых Л/ДНР. Но для нас это не хорошие новости. Поскольку на их уничтожение (не новостей, естественно, а прибывающих к Донбассу танков Т-62 — „СП“) тоже нужно тратить снаряды. А со снарядами у нас сейчас и так все сложно, что является причиной тактических отступлений».
В этой очередной попытке «сдачи анализов по-киевски» нет даже попытки осмыслить важную деталь: если в танковых подразделениях РФ и ЛДНР «Джавелинами» и в самом деле повыбито все более или менее приличное, отчего же тогда с хранения Москва решила снимать именно Т-62, разработка которого началась аж в 1957 году? А не, скажем, куда более технически совершенных и более «молодых» Т-72 различных модификаций, которых у нас в запасе за Уралом, по некоторым данным, еще порядка 9000 единиц?
К тому же для каждого Т-72 достаточно всего трех членов экипажа. Тогда как в любой Т-62 необходимы четыре танкиста. Что в условиях острейшей нехватки личного состава в наших частях на линии фронта, понятное дело, стало бы очень существенным аргументом. Но нет же — им отчего-то пренебрегли в Москве. Почему?
«Military Watch Magazine» дает такой ответ: танки Т-62 на Донбассе «будут использованы для оснащения пророссийских украинских сил. В первую очередь — из русскоязычных восточных регионов, чтобы позволить им быстро формировать новые части под наблюдением России. Как это было сделано с 5-м сирийским корпусом».
Вероятно, тут будет уместно вспомнить краткую, но славную боевую биографию того самого 5-го штурмового добровольческого корпуса вооруженных сил Сирии.
Похоже, что идея его создания в головах российских генералов созрела почти сразу же после того, как они воочию убедились в низкой боеспособности традиционной сирийской армии, насквозь пронизанной родоплеменными связями и коррупцией. С таким воинством отвоевать обратно страну у головорезов-фанатиков было совершенно нереально. Тогда в Москве решили, что, по сути, в Сирии необходимо с благословения загнанного в угол Дамаска создавать собственную армию. Хотя и почти целиком из местных жителей. Но под предводительством русских командиров.
Для добровольцев 5-го корпуса из оборонного бюджета России были выделены неплохие по местным меркам деньги. По 200−300 долларов на брата в зависимости от воинской специальности, звания и боевой квалификации. Что было в два-три раза больше, чем в тот период в Сирийской арабской армии. О преимуществах предстоящей службы рассказывали не только в вербовочных пунктах, сеть которых открыли по всей стране, но и в мечетях.
Как результат — к началу 2017 года было создано элитное соединение численностью примерно в 10−12 тысяч солдат и офицеров. Первый командующий — Герой России генерал-лейтенант Валерий Асапов (вскоре павший в бою у Дейр-эз-Зора 23 сентября 2017). Вся командная вертикаль вплоть до командиров рот, — тоже русские офицеры. Вся связь, разведка, радиоэлектронная борьба — тоже на наших плечах. Даже штаб корпуса расположили в Латакии, под боком у самой крупной в Сирии российской военной базы Хмеймим. Недаром в собственной стране корпус вскоре стали называть «Русским легионом».
Уже через пару месяцев после завершения формирования это соединение вступило в ожесточенное сражение с боевиками под Пальмирой. И сыграло решающую роль в освобождении этого древнего города от боевиков ИГИЛ*. Далее на боевом пути элитного корпуса были Дейр аз-Зор, Хама, Алеппо и Дераа, откуда немногим бандитам удалось унести ноги под натиском добровольцев.
Что особенно важно в нашем нынешнем контексте — основной ударной силой штурмового корпуса Россия сознательно сделала именно Т-62. Не куда более поздних выпусков танки Т-72 или Т-80, которых тоже в достатке было разбросано по базам вооружения и военной техники на просторах нашей страны. Почему был сделан именно такой выбор?
Все дело в том, что «шестьдесятдвойки» не требуют высокой квалификации экипажа. Драться на таких проще обучить новобранцев, совершенно не имеющих опыта боевых действий или хотя бы боевой учебы на таких машинах. К тому же Т-62 проще и быстрее восстанавливать в полевых условиях после повреждения на марше или в бою.
Те, кто критикует такой способ пополнения войск, обычно указывают на два основных слабых места «шестьдесятдвоек»: слабую броневую защиту и недостаточную мощность их всего лишь 115-мм пушек 2А20 (все остальные типы российских боевых танков вооружены 125-мм орудиями).
Ну, тогда по порядку. Что касается защищенности экипажа: еще в советские «брежневские» годы ее усилили так называемыми «бровями Ильича». Которые представляют собой дополнительные массивные металлополимерные контейнеры, наваренные на башне по обеим сторонам от амбразуры пушки. В бортовых проекциях от кумулятивных снарядов танк прикрыли резиново-тканевыми экранами. От взрыва мин под креслом механика-водителя танкистов защищают отсутствовавшие на ранних версиях Т-62 20-мм листы брони от нижнего носового наклонного листа до второй пары торсионов.
Теперь о пушке. В 80-е годы прошлого века на эти машины стали устанавливать тоже 115-мм, но более совершенное орудие У-5ТС. Это дало возможность с 1983 года начать применение на Т-62 нового комплекса управляемого вооружения (противотанковых управляемых ракет) 9К-116−2 «Шексна».
Если вкратце, то «Шексна» на поле боя практически уровняла старый советский танк с танками НАТО следующего, третьего поколения. К которому относились американский танк типа М60, германский «Леопард-1», французский АМХ-30 и другие. Ракеты этого комплекса пробивают броню до 600 мм толщиной. Наводятся по лазерному лучу. Дальность стрельбы — от 100 до 4000 метров. Вероятность поражения цели на максимальной дальности до 80 процентов. Что, согласитесь, выглядит достаточно серьезно и в наши дни против какого угодно врага.
И, наконец, главное: как использовать Т-62? Совершенно необязательно бросать их в лобовые атаки. Куда логичней — ставить на блок-посты вместо Т-72Б3 или Т-90. А вот тех, намного более совершенных, отправлять с пассивного дежурства где-нибудь на важных дорожных перекрестках на самые рискованные участки фронта.
Вероятно «шестьдесятдвойки» очень эффективно способны помочь пехоте огнем при зачистках захваченных населенных пунктов. Или послужить укреплению оборонительных позиций в качестве зарытых в землю неподвижных огневых точек.
Американские аналитики делают акцент и вот еще на чем. Против кого на поле боя с огромной долей вероятности может оказаться старый советский танк? Самый грозный, но и наиболее вероятный его противник в тех краях — почти такой же древний украинский Т-64 различных модификаций. Что бы там ни говорили про превращение этого танка в «Булат» во времена «незалежности», но и в его основе лежат точно такие же технологии конца 60-х годов. Может быть, чуть более продвинутые, чем на Т-62.
Вот каков вывод американских аналитиков из этого факта: «Танковые части Украины очень далеки от современного уровня техники. Они опираются в первую очередь на варианты Т-64 1970-х годов. К тому же они играют очень ограниченную роль в конфликте. А это означает, что Т-62 в основном будут использоваться против украинской пехоты и легкой техники. Где разница в огневой мощи по сравнению с Т-72 будет иметь относительно минимальное влияние».
Если обобщить: вероятно, снимаемые с хранения танки Т-62 начали прибывать на фронт вовсе не для восполнения неких потерь Вооруженных сил РФ. Цель этого пополнения весьма ограниченна: высвободить наиболее мощные и современные наши боевые машины для решающих ударов на Украине.
«Military Watch Magazine» полагает так же, как и мы: «Укрепление союзных сил в регионе во многом уменьшит давление на российскую армию, в том числе в области обороны тыловых районов. Это позволит перенаправить на фронт собственные более современные бронетанковые средства России».
Только и всего, пан Андрусив. Никаким предвестником грядущей катастрофы России в Донбассе появление эшелона с Т-62 в Мелитополе не является. Наоборот — все идет строго по плану. По плану Москвы, естественно.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ