В среду и в четверг (8 и 9 июня) без преувеличений внимание всего мира будет приковано к столице Турции. В Анкаре ожидают главу МИД РФ Сергея Лаврова. Вопрос перед ним и его турецким коллегой, как считается, будет стоять единственный: кто и каким образом сможет начать, наконец, вывоз по разным данным то ли 20, то ли 25 миллионов тонн украинского зерна из Одессы? Потому что, пугает мир Запад, если ничего не получится, — на планете грянет глобальный голод.
Сигналы грядущего бедствия не первую неделю звучат уже на уровне ООН. «Украинские зернохранилища переполнены. В то же время 44 миллиона человек во всем мире маршируют к голодной смерти. У нас мало времени, и цена бездействия будет выше, чем кто-либо может себе представить», — среди прочих заявил исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли.
Он же добавил: «Если порты в Одесской области не откроются сразу, произойдут две вещи: во-первых, у нас будет коллапс сельского хозяйства по всей Украине. Во-вторых, во всем мире надвигается голод. Порты (Украины — „СП“) должны быть вновь открыты, и это должно произойти сейчас».
На самом деле все эти страхи выглядят крайне несерьезно. На что не раз аргументированно указывала Москва. В том числе и президент РФ Владимир Путин. На днях он заявил: «Это блеф. И вот почему. Во-первых… в мире производится в год примерно 800 миллионов тонн зерна, пшеницы. Сейчас нам говорят о том, что Украина готова экспортировать 20 миллионов тонн. 20 миллионов тонн … это 2,5 процента. Но если мы будем исходить из того, что в общем объеме продовольствия в мире пшеница составляет только 20 процентов, то это значит, что эти 20 миллионов тонн украинской пшеницы — это 0,5 процента (общего объема продовольствия в мире, — „СП“). Ни о чем».
Зачем же тогда Путину посылать Лаврова в Анкару? Сугубо мое мнение: чтобы на Западе и на Украине от России, наконец, отвязались. И не переваливали на нашу страну экономические проблемы человечества, созданные совсем другими властями и в совсем других столицах.
На самом деле, думаю, в Кремле не слишком-то рассчитывают, что хоть о чем-то в столице Турции на этот раз удастся договориться. Потому что в действительности наше руководство ясно понимает: открытия Одесского порта Киев и его союзники настойчиво добиваются вовсе не для вывоза зерна ради прокорма сирых и убогих. Украинское зерно — не более, чем информационное прикрытие совсем для другого.
Прежде чем попытаться понять — для чего именно? — предлагаю вникнуть в сегодняшнее содержимое украинских элеваторов. О, тут в свете разогретого глобального ажиотажа нас ждут большие открытия!
Для начала: знаете ли вы, что еще с января 2022 года (то есть — за месяц до начала российской «спецоперации Z») Украине, хранилища которой будто бы переполнены пшеницей, самой стало не из чего печь хлеб? И она принялась через ту же Одессу пароходами завозить пшеничную муку из той же Турции? Об этом 13 января киевскому бизнес-каналу UBR.ua сообщил гендиректор объединения предприятий хлебопекарной промышленности «Укрхлебпром» Александр Васильченко.
По словам Васильченко, к концу 2021 года одновременно на его соотечественников свалились сразу два несчастью. Первое — цена на все более дефицитный хлеб выросла на 25−35%. И второе: в пекарнях продовольственную муку, которой уже тогда стало откровенно не хватать, принялись разбавлять чем попало. В среднестатистической украинской буханке ее доля составила всего 40%. Тогда как годом ранее — не менее 65−70%.
Согласитесь: картина более чем странная для страны, элеваторы которой, как уверяет Запад, просто лопаются от собранного зерна! В чем же дело? И что в таком случае зарубежные «благожелатели» Киева столь истерично требуют от него поскорее вывозить с одесских причалов?
Самое забавное, что элеваторы на Украине действительно забиты до краев. Но вовсе не продовольственной пшеницей. В декабре 2021 года эту странность агентству «Укринформ» объяснил директор Общественного союза «Мукомолы Украины» Родион Рыбчинский. Он не отрицал: год назад Украина действительно собрала рекордный в своей истории урожай зерновых в 44,8 миллиона тонн. Как по общему объему выращенных зерновых и масличных культур, так и по валу пшеницы.
Однако какой оказалась структура того рекордного урожая? В публикации «Укринформа» говорится: «Специалисты подсчитали: только 13−13,5 млн тонн из намолоченной пшеницы пригодны для производства муки. Остальное — фураж».
Рыбчинский детализировал эти сведения: «Качество пшеницы ухудшилось из-за погодно-климатических условий. И особенно это касается наиболее „ходового“ зерна 2 класса… Если в прошлом году доля продовольственной пшеницы достигала 65−70% выращенного урожая, то в этом году — только 42−45%».
При этом заметьте, указывал главный мукомол Украины, «речь идет только об объеме неочищенного зерна. С учетом „отсева“ при очистке нынешние объемы продовольственной пшеницы вряд ли превышают 13,5 млн. тонн,
В свою очередь это наложилось на национальный исконный украинско-хуторянский принцип: «Моя хата с краю». Киевский бизнес, заполучивший доступ к собранному продовольственному зерну, вовсе не стал утруждать себя простенькой мыслью: «А сами-то что жрать будем?» И те самые считанные миллионы тонн пригодной для выпечки хлеба пшеницы погнал за границу. В итоге, горько сетовал в минувшем декабре директор Общественного союза «Мукомолы Украины», «на внутреннем же рынке предложение пшеницы 2-го (самого ходового, по его словам — „СП“) класса сейчас фактически отсутствует».
Иными словами, украинцам еще полгода назад кроме фуража самим лопать оказалось уже почти что нечего.
А что же по данным украинской прессы к нынешнему лету осталось в их элеваторах? Примерно не более 23,5 миллионов тонн. Что было бы и в самом деле достаточно прилично, если бы не одно ключевое обстоятельство: это горы чего угодно, только не продовольственного зерна. Больше всего в хранилищах Украины сегодня кукурузы, подсолнечника и фуражной пшеницы. То есть — корм не столько для людей, сколько для скота. И именно этим Запад так жаждет начать спасать человечество от голода?
Может быть, хватит трепаться попусту? Всем же понятно, что наши заклятые «партнеры» действительно стремятся любой ценой открыть для себя доступ к Одессе. Но не столько для того, чтобы везти что-то оттуда. Куда важнее для них — завозить туда! Оружие, топливо, боеприпасы, продовольствие, обмундирование и прочее. То, что в достаточных количествах сегодня просто невозможно перебрасывать к линии фронта поездами, самолетами и автотранспортом из сопредельных с Украиной государств.
Если предположить, что договоренности будут достигнуты, внешне все будет выглядеть просто тип-топ. Если Одессу откроют, в нее тут же то ли в составе конвоев, то ли сами по себе устремятся сотни иностранных сухогрузов. Никто ведь и не обещает России, что к украинским берегам они отправятся пустыми. А что будет в трюмах? Сколько сотен тонн горючего с каждого судна можно будет перекачать в береговые хранилища порта? Проблема тылового снабжения ВСУ будет если и не окончательно решена, то сильно упростится.
Просто убежден, что именно таковы потаенные пружины переговоров в Турции. Под откровенный политический блеф и под грохот внешне страшно гуманистичной говорильни о грядущем голоде от нас хотят добиться добровольного ослабления военного контроля Черного моря.
Об этом, кстати, на мой взгляд, свидетельствуют и некоторые новости, которые донеслись из Анкары во вторник. По сведениям агентства Bloomberg, в ходе подготовительной работы переговорных групп из России и Турции (обиженный Киев прямого участия в такой работе не принимает) уже почти согласована «дорожная карта» для организации вывоза украинского зерна из Одессы. Если вкратце, то суть этой карты такова.
Поскольку сама Украина, в ожидании российского десанта еще несколько месяцев назад густо усеявшая подходы к этому порту морскими минами, вытралить их не в состоянии (ибо в составе ВМСУ не осталось ни единого тральщика), такую работу готовы взять на себя турки. А наша страна обязуется не пытаться использовать образовавшиеся фарватеры для внезапной высадки десанта в Одессу.
Затем турецкие же боевые корабли под эгидой ООН готовы конвоировать иностранные зерновозы в Одессу. Обратно, к Босфору — тоже.
И все было бы просто замечательно, а Киев со всем этим наверняка бы согласился, если бы не еще одно ключевое требование Москвы. По дороге в Одессу каждое чужое судно, требует Кремль, должны проверять наши военные моряки. На предмет наличия или отсутствия боеприпасов и оружия в трюмах.
Вот уж тут украинская власть, по данным Bloomberg, просто взвилась до небес: «Никакого контроля со стороны России!».
Хотя, казалось бы, какое вам дело, если российские моряки получат право на подходе к территориальным водам «незалэжной» осмотреть, допустим, египетское, марокканское или пакистанское судно, участвующее в операции под флагом ООН? Почему — нет?
Ах, потому что на самом деле как раз ради массированного подвоза оружия и боеприпасов на Украину все и затевается? А, допустим, в каждый балкер-зерновоз типа «Постпанамакс» можно загрузить чего угодно до 66 тысяч тонн? Это сколько ж снарядов или бензина выйдет?
Ну, тогда ваша логика понятна. Только к чему эти деланные заламывания рук по поводу 44 миллионов человек, «марширующих к голодной смерти»?
И вообще: ребята, вам «шашечки» или ехать?