Давний конфликт между Турцией и Грецией продолжает обостряться. Афины предупредили Анкару, что достигают «пределов сдержанности и терпения после периода интенсивных турецких провокаций», которые включают в том числе требования демилитаризации греческих островов. Об этом сообщает портал Greek Reporter.
«Мы сделаем всë возможное, чтобы защитить наши суверенные права. Мы опасно близки к нашим пределам сдержанности и терпения», — цитирует издание министра обороны Греции Никоса Панайотопулоса.
Выступая на ежегодной конференции по безопасности GLOBSEC, состоявшейся в Братиславе, глава греческого МО выразил разочарование Греции отношениями с Турцией, которая является союзником страны по НАТО.
«Мы чувствуем себя странно, имея союзника, который угрожает нам войной, если мы решим воспользоваться одним из наших законных прав по международному праву, чтобы расширить наши территориальные воды за пределы шести морских миль. Угроза войны одного союзника другому? Я не хочу иметь таких союзников», — подчеркнул греческий министр.
Он также добавил, что Греция не хочет иметь союзника, которое ежедневно совершает более 40 полетов в греческом воздушном пространстве.
«Это не только вторжения в наше воздушное пространство, но и облëты населённых пунктов. Иногда они совершаются ночью. Интересно, по какой причине?» — поинтересовался Панайотопулос.
Странным он назвал и призывы «союзника» к демилитаризации греческих островов. По его мнению, все это не только неприемлемо, «но и совершенно абсурдно».
Ранее глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара приостанавливает механизм стратегического совета на высшем уровне с Грецией.
«Мы неоднократно предлагали провести заседание стратегического (совета) на высшем уровне, греческая сторона тянула с датой. Теперь мы готовим письменное заявление относительно того, что приостанавливаем механизм», — заявил он.
По словам члена-корреспондента Академии военных наук РФ, кандидата военных наук Александра Бартоша, подобного рода конфликты между Турцией и Грецией вспыхивают периодически.
— Всегда НАТО выступает в качестве посредника между этими двумя государствами. Генсек НАТО совершает челночные рейсы из Анкары в Афины, чтобы примирить стороны и не допустить разгорания конфликта. Думаю, и в этот раз натовцы приложат все усилия, чтобы эти две страны примирить, поскольку сейчас такой конфликт, в обстановке общей напряженности в мире, НАТО крайне невыгоден.
«СП»: — Этот конфликт чем-то отличается от предыдущих? Что-то новое появилось?
— Нарушение воздушного пространства греческих островов в Эгейском море, пролеты самолетов — это часто повторяется и носит стереотипный характер. Ничего нового пока не вижу. Пока все развивается по отработанной схеме. Отказ Анкары от участия в стратегическом совете — это еще один шаг для усиления давления на Грецию.
«СП»: — На фоне сложной международной обстановки в целом может конфликт перерасти в военное противостояние?
— Думаю, что будут задействованы все возможности как НАТО, так и США, чтобы не дать разгореться этому конфликту.
Заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В.Плеханова Андрей Кошкин отмечает, что давление Вашингтона на трансатлантическое политическое единство заставило Европу предпринять против России шаги, от которых стали страдать обыватели европейских государств.
— Государства стали страдать от военного давления Вашингтон на членов НАТО, которые должны обеспечит оружием и боеприпасами вооруженные силы Украины. В этой нервозной обстановке начались взаимные претензии друг другу. Та же Турция стала предъявлять претензии, сопряженные со своими национальными интересами Финляндии и Швеции в период их вступления в НАТО, а президент Хорватии начал ставить в пример своему парламенту президента Турции, который отстаивает национальные интересы.
Мы видим насколько возрос градус напряженности на европейском континенте в таких структурах как Евросоюз и НАТО. В этих условиях еще и обостряются отношения между двумя государствами, входящими в НАТО — Грецией и Турцией. Для этого есть основания — взаимные претензии. Обострение началось с ситуации на шельфе, где вели добычу турецкие компании, это не понравилось Греции, начались претензии с нарушением воздушного пространства, островами, то есть целая история сложных напряженных отношений, к единому пониманию которой они не пришли.
В такой ситуации я не вижу ограничителя. Максимальное, что мог сделать Вашингтон — объединить всех против России на базе борьбы на Украине. Здесь они пытались объединить, но вместо этого получился обратный эффект, который начал очень серьезно отдаваться сейчас. Видим много факторов, которые вызывают опасение, что конфликт может обостриться до вооруженных столкновений, которые для Греции и Турции не являются чем-то новым.
«СП»: — Не втянется ли туда весь регион?
— Я бы исходил из ситуации, которая складывается в Европе, где все стараются обострить отношения, а не стабилизировать. Самолет министра иностранных дел РФ не пропускают. Эти карликовые государства, не по географическому размеру, а по политическому пониманию сложившейся ситуации, якобы проявляют солидарность, создавая такую атмосферу вокруг Сербии, которая не присоединилась к санкциям. Это же министр ядерной державы, которая одна из двух имеет ядерную триаду, и такое отношение! Это явно агрессивное действие, чтобы разжечь войну. Ситуация с Приднестровьем также явно связана с попыткой обострить обстановку.
Для США это, конечно, выигрыш. Боевые действия за океаном, поставки вооружения, от чего они получают прибыль и хотят за счет таких конфликтов решить свои внутренние проблемы.
Нас обострение между Турцией и Грецией волнует, это существенный момент. Эрдоган встречается с Сергеем Лавровым, думаю, эти вопросы нашли место в обсуждении. Вот это диалог! Встреча, обсуждение, доклад президентам
«СП»: — Как это отразится на НАТО, учитывая, что обе страны являются членами альянса?
— Внутри НАТО довольно часто возникают конфликты, которые приходится урегулировать. Уверен, что и сейчас в Вашингтоне и Брюсселе прилагают к этому усилия, но пока мы не видим результатов. Озабоченность связана еще и с тем, что саммит на носу. Они там хотят бороться против России, а тут хотя бы на своих задворках разобраться, чтобы пожара не было.
Это усугубляет «монолит», о котором часто заявляют одни политики, а другие говорят, что «монолит» уже изнутри сам разрушается и как бы удержать от формирования союзов. Великобритания сейчас создает некий союз против России, в начале формировали ось Лондон-Варшава, а затем приобщили прибалтов и пообещали, что присоединится Турция. Это внутреннее разрушение Евросоюза. А раз будут разрушать ЕС, то и НАТО может посыпаться. Это же Лондон искусственно мстит за свой брексит и пытается снизить потенциал Германии и Франции, чтобы обеспечить свое лидерство.
Я штрихами обозначил довольно сложные взаимоотношения, которые также вызывают напряжение в ЕС и НАТО, не добавляют уверенности, что НАТО не начнет сыпаться. К тому же надо учитывать, что спецоперация на в Украине — это серьезное начало переустройства мира, которое инициировали, конечно, американцы, создавая кризис вокруг Украины, пакеты и рестрикции экономического характера против РФ. Они это затеяли, а теперь европейцы уже недовольны результатами.