В Белом доме переполох. Администрация США резко озаботилась вынесением судом ДНР смертного приговора троим наемникам, воевавшим на стороне ВСУ: двум британцам и уроженцу Марокко. Но Вашингтон в лице госсекретаря Энтони Блинкена почему-то апеллирует к нормам международного гуманитарного права, да еще обращается при этом к России.
«Мы глубоко озабочены сообщениями о фиктивном „судебном процессе“ и вынесением приговора в отношении участников боевых действий, которые законным образом несли службу в Вооруженных силах Украины. Мы призываем Россию и подконтрольные ей силы с уважением относиться к международному гуманитарному праву, включая права и защиту, предоставляемую военнопленным», — написал он в соцсетях.
Напомним, коллегия Апелляционной палаты Верховного суда Донецкой народной республики приговорила к смертной казни подданных Великобритании 48-летнего Шона Пиннера, 28-летнего Эйдена Аслина и 21-летнего гражданина Марокко Брагима Саадуна. В ДНР смертная казнь приводится в исполнение через расстрел. В плен были взяты на юго-востоке страны
Озабоченность Блинкена понятна. Что если в плен попадут граждане США? С ними ведь поступят точно также, Американский народ такой новости точно не переварит: это будет удар под дых имиджу мирового гегемона. Но неужели госсекретарь запамятовал, что на наёмников действие Женевской конвенции не распространяются? Да и события происходили на территории ДНР, а не в России. Раз американцы считают, что ДНР — это часть Украины, то и обращались бы к своему выкормышу Зеленскому, он же пока еще президент Украины. Вот пусть и разбирается.
«Раз судебный процесс прошел в ДНР, и осуждены они по законам ДНР — то и приговор будет приведен в исполнение в соответствии с нормативной базой Донецкой народной республики», — считает депутат Народного совета ДНР Владислав Бердичевский. — В этой связи обращения США и Британии к России не имеют никакого значения. Для того чтобы каким-то образом повлиять на ситуацию, они должны признать ДНР и вступить в официальные переговоры по этому поводу с властью в Донецке".
Кстати, когда украинские суды выносили жесткие приговоры в отношении российских солдат, ни американские, ни британские чиновники не вспоминали о Женевской конвенции. Двоих пленных российских военнослужащих обвинили по ч. 1 ст. 438 украинского Уголовного кодекса (нарушение законов и обычаев войны), максимальное наказание по данной статье — тюремное заключение сроком до 12 лет. Оба получили по 11,5 лет. Сроки, издевательски чуть-чуть недотянутые до максимальных.
Обратите внимание, что о смертной казни в данном случае речь не идёт. Но не потому, что украинские прокуроры такие гуманные, а потому, что с 2000 года такой вид наказания УК Украины не предусматривает. И, опять-таки, не из-за соображений гуманности, а потому что отмена смертной казни — требование Совета Европы, в который Украина вступила в 1995 году.
В России смертная казнь не применяется. Но российские граждане считают, что иностранные наёмники получили то, что заслужили.
«По заслуге и плата и нечего им сочувствовать. Приговор себе они подписали ещё тогда, когда они, для себя решили ехать убивать других людей за деньги. Туда им и дорога, земля им стекловатой».
«Наёмник — это не солдат вражеской страны. Это охотник за головами, за каждую голову он получает грязные деньги. „Женева“ на него не распространяется. Поэтому, по решению суда, за содеянное — расстрел».
«ДНР никто из них не признавал. Соответственно, ДНР не обязана руководствоваться их правоприменениями и конвенциями», — такие мнения высказывают в соцсетях.
Кстати, Британия тоже начала качать права, давя на жалость и кляня Россию.
«Обратили внимание на ажиотажную, порой доходящую до истерики реакцию Лондона, включая главу Форин-офиса Элизабет Трасс», — отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Британские СМИ раскручивают эмоции на полную катушку. Таблоид Метrо сообщил, что приговор стал «последним проявлением безнравственности режима» Владимира Путина, а осуждённых называет «пешками Путина».
Британские СМИ уверяют жителей туманного Альбиона, что у наемников якобы было украинское гражданство, и они участвовали в боях, поскольку служили в ВСУ. Ещё немного, и их запишут в «истинные украинцы».
Полковник запаса ФСБ, вице-председатель Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Василий Верещак считает, что в данном случае мы имеем дело именно с наёмниками.
— Видел я видео, на котором они признаются, что являются гражданами других стран. И приехали именно как наёмники. Следов пыток нет, да и у нас как-то не принято пытать пленных. Выглядят они вполне пристойно, хотя и жалко. Но у всех наёмников, когда они в плен попадают, вид жалкий. И представляются поварами.
С этим мы и на Кавказе сталкивались. Вы даже не представляете, сколько их там было, и не только из мусульманских стран. Да и не дураки же они, чтобы себя оговаривать. Если бы имели украинское гражданство и действительно служили в ВСУ, так бы сразу и сказали. А иностранный гражданин может быть только наёмником. Не могу точно сказать, каков статус иностранных советников и инструкторов, которых приглашают по официальной линии, но эта троица явно на них не тянет.
Кстати, смертные приговоры наёмников — общемировая практика, хотя выносятся они крайне редко. С начала 1970-х их можно пересчитать по пальцам. В 1976 году троих британцев и одного американца приговорили к смертной казни за участие в гражданской войне в Анголе в качестве наемников. Еще девять человек тогда получили сроки от 16 до 30 лет.
В 1982 году на Сейшельских островах осудили четверых граждан ЮАР, Зимбабве и Великобритании за участие в попытке переворота и госизмену. Вот, пожалуй, и все громкие процессы.
Да, ещё 2020 году в Венесуэле суд посадил на двадцать лет двоих американских наемников за участие в попытке свержения президента страны Николаса Мадуро.
И сейчас готовится процесс над блогером и инстаграмщиком из Южной Кореи, который вернулся на родину после неудачного вояжа на Украину в качестве наёмника. Но это дело ему не понравилось, и он вернулся на родину. Где его собираются судить за незаконное пересечение границы и участие в иностранной военной кампании. Эти два обвинения по южнокорейским законам тянут на смертную казнь. Но, скорее всего, его просто надолго посадят и лишат гражданства.
Да и с осуждённой в ДНР троицей пока не всё кончено.