Около 2 тысяч украинских военных попали в плен, заявила вице-премьер Украины Ирина Верещук.
«Это постоянный процесс — когда мы обращаемся с письмами к МККК, они обращаются к России и Россия частями подтверждает… Так вот, подтвержденных в российском плену наших военнопленных у нас на сегодня около 2 тысяч», — сказала она в эфире телеканала «Украина 24».
Две тысячи за три с лишним месяца спецоперации? Серьезно? Похоже на откровенную попытку сильно занизить число пленных.
Между тем, как заявил в начале месяца министр обороны РФ Сергей Шойгу, общее количество плененных украинских военнослужащих превысило 6,4 тысячи.
«За пять дней в плен сдались 126 военнослужащих Вооруженных сил Украины, их общее количество составляет 6489 человек», — сказал Шойгу на селекторном совещании, говоря о промежуточных итогах специальной военной операции.
Надо отметить, что многие эксперты не очень доверяют и этой цифре. В любом случае, данные Верещук — очевидная ложь.
— Ложь и манипуляции — хорошо испытанная тактика украинских политиков, — считает председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Несколько недель назад, когда Верещук еще не была отстранена от процессов обмена военнопленных, у нее в телеграмм-канале на каждое ее сообщение приходились сотни постов с мольбами и воплями о пропавших без вести и пленных из Харькова, из Сум.
Ей пишут о целых воинских частях, попавших в плен, указывают номера частей и фамилии близких. Все эти воззвания остаются вообще без ответа.
Все данные говорят о том, что Верещук просто врет, стараясь скрыть от украинского общества тяжелую правду о больших потерях, которые несет украинская армия. О каких 2 тысячах пленных может идти речь, если только в Мариуполе на заводе им. Ильича и «Азовстали» в плен попали около 4 тысяч человек?
«СП»: — Шойгу недавно называл цифру в 6489.
— Полагаю, что данные, которые дал Шойгу ближе к истине, но и они могут быть несколько занижены, поскольку вполне могут не учитываться те, кто попал в плен силам армий ДНР и ЛНР.
«СП»: — Число пленных из ВСУ растет с каждым днем, как и потери в живой силе.
— Украинская армия очень неоднородна. Там есть хорошо вооруженные, мотивированные, подготовленные подразделения, которые воюют упорно, и сдаются в плен только в самом безвыходном положении, как это было, например, в Мариуполе.
Есть кадровые артиллерийские и ракетные части, которые наносят огромный ущерб городам и мирному населения Донбасса, и они тоже чаще всего избегают плена. В то же самое время, спешная мобилизация вытолкнула на передовую множество людей, не подготовленных психологически и профессионально.
Вот они очень часто, оказавшись под шквальными обстрелами, в окружении и без снабжения, чаще всего сдаются.
Учитывая, что армия Украины насчитывает около полумиллиона человек, число попавших в плен еще не является критическим для боеспособности украинской армии, намного серьезнее для нее является то, что и по оценкам западных экспертов и по признанию Давида Арахамии, потери армии составляют до тысячи человек в день, включая убитых и раненных.
«СП»: — Это много или мало, по-вашему? Могло бы быть больше или, наоборот? Люди сами сдаются в большинстве или нет? Почему?
— Несмотря на угар пропаганды на Украине, население не верит в такие маленькие потери. Ошеломление придет после завершения СВО, когда выяснится, что подавляющее число людей, кого родные считают пропавшими, убиты, и число убитых составляет десятки тысяч. И несмотря на то, что данные о потерях замалчиваются и искажаются, подавляющее большинство даже тех, кто числил себя патриотом Украины, скрывается от мобилизации. Никакое наказание не кажется страшным на фоне участия стать пушечным мясом в степях под Донецком.
«СП»: — Как общественность на Украине будет реагировать на эти цифры? Будут ли расти претензии к власти и число нежелающих идти армию?
— Пока основная часть боевых действий проходит на территории, которую украинская армия укрепляла восемь лет. Кроме того, заметно снижается потенциал украинской артиллерии, учитывая острую нехватку боеприпасов. Дальнейшие военные действия будут идти при снижении возможности украинской армии к сопротивлению, поэтому число пленных, полагаю, будет постоянно нарастать.
«СП»: — Будет ли число пленных стремительно расти по мере разгрома Донецкой группировки? Что с ними делать? Может ли Россия и республики всех принять?
— Общее число пленных даже в десятки тысяч человек не будет критическим для возможностей России их содержать. Чтобы это оценить, можно посмотреть емкость пенитенциарной системы Российской Федерации.
Еще пятнадцать лет назад в местах лишения свободы содержалось около миллиона человек. Сейчас — около полумиллиона, но сами колонии и места заключения никуда не делись.
— Две тысячи украинцев, находящихся в российском плену согласно заявлению вице-премьера Верещук — откровенная ложь и кратное занижение статданных, — уверен директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— В одном только Мариуполе, точнее, в «Азовстали» в плен попали 2,5 тысячи боевиков ВСУ и нацбата. Проходила информация о 8 тысячах украинцев, находящихся в плену в одной только ДНР. Пусть эти данные нуждаются в уточнении, пусть они несколько завышены (хотя не уверен) — в любом случае идет речь о тысячах пленных, находящихся в плену в каждой из республик Донбасса.
Плюс к этому — украинские пленные в российских тюрьмах и СИЗО. Как мне сообщали источники из одного пограничного с Украиной региона (не буду называть, какой именно) местные тюрьмы забиты пленными украинцами. Причем у доброй половины из них — наколки из свастик и прочей нацистской чертовщины…
Конечно, глава Министерства обороны лучше знает статистику, но даже приведенные им цифры мне представляются заниженными.
«СП»: — Насколько стремительно будет расти эта цифра, по-вашему? Сколько всего гипотетически украинских солдат может в итоге оказаться в плену?
— Чем дальше — тем больше. Чем больше наши войска будут перемалывать костяк ВСУ и нацбатов и чем больше в рядах укроармии будет насильно мобилизованных — тем больше будет украинцев в нашем плену. Мне рассказывали мои знакомые из украинских регионов, мобилизованные — фактически мальчишки, чуть ли не старшеклассники. И этих детишек режим Зеленского бросает в топку войны.
Сам Зеленский со своими миллиардами сбежит в Израиль. Погибать за его шкурные интересы и интересы Американской империи будут русские мальчишки, которым не повезло родиться на Украине. Думаю, ближе к концу СВО в нашем плену будут находиться десятки тысяч украинцев.
«СП»: — А есть ли возможность их всех принять? Что с ними делать? Обменивать?
— Я сказал, что в одном из наших регионов тюрьмы переполнены украинскими пленными. Как сообщают знакомые офицеры СВО, чуть ли не все украинские пленные «синие», то есть, имеют нацистские наколки.