Американские конгрессмены республиканец Адам Кинзингер и демократ Крисси Хулахан (оба в прошлом офицеры Военно-Воздушных сил США) внесли законопроект о начале обучения в Штатах украинских пилотов ведению боевых действий на самолетах типов F-15 и F-16.
Одновременно в письме к министру обороны Ллойду Остину конгрессмены пояснили неотложную срочность такого шага: «Как ветераны ВВС США, мы знаем, что первым делом наша армия при столкновении с противником стремится к установлению господства в воздухе. Из открытых источников видно, что ни Украина, ни Россия ещё не установили господства в воздухе. Мы верим, что США и их союзники по НАТО могут помочь Украине изменить ситуацию и предоставить Украине преимущества в этой войне».
В принципе, казалось бы, — ничего нового. Еще 6 марта 2022 года, всего через пару недель после начала российской спецоперации, глава Госдепа Энтони Блинкен дал понять, что возможность срочной поставки F-16 Киеву оживленно обсуждается. Для начала — хотя бы из состава ВВС Польши, которая с 2006 года располагает парком из 36 таких машин (модификация F-16C Jastrząb).
Блинкен заявил весной, что «США внимательно рассматривают возможность передачи самолётов F-16 Украине и решают, как это можно сделать, если Польша решит предоставить самолёты Украине».
Но тогда, как говорится, «не срослось». Варшава многоцелевые истребители американского производства решила оставить себе, ограничившись отправкой Киеву бывших советских МиГ-29.
К тому же в горячке развернувшейся битвы украинская авиационная «телега» явно оказалась впереди штатовской «лошади». Поскольку на переучивание пилотов Повітряних сил ВСУ на F-16 все же необходимо значительное время. А ход боевых действий на российско-украинском фронте совершенно не оставлял его на планомерное освоение новой боевой техники.
Теперь, похоже, явная истеричность по обе стороны Атлантического океана в принятии решения по поставкам F-16 в незалежную, наконец, отброшена. Конгрессмены Кинзингер и Хулахан предлагают, как и положено, сначала хотя бы наскоро выучить украинских летчиков. А уж затем отправлять для них Киеву и само «железо».
«Из-за продолжения конфликта (на Украине — „СП“) мы должны переосмыслить нашу долгосрочную стратегию, чтобы помочь нашим союзникам… Всё просто: если мы передадим им самолёты, нам нужны будут их пилоты, которые немедленно смогут использовать эти самолёты», — указал Хулахан.
Для пущей убедительности ради экстренных встреч с представителями Пентагона, Госдепартамента, а также с двухпартийной группой законодателей из Киева в Соединенные Штаты прикатила группа наиболее опытных украинских летчиков-истребителей. По сведениям издания Breaking Defense, командир эскадрильи МиГ-29, который носит странноватый позывной «Лунная рыба», признал: в результате понесенных потерь, «на данный момент у нас гораздо больше пилотов, чем самолетов». В итоге летчики, якобы, в среднем «совершают по 20 до 30 самолёто-вылетов в сутки. Около 70% этих миссий связаны с поддержкой войск на земле».
Тем не менее, многие в Вашингтоне до сих пор колеблются, стоит ли начинать поставки F-15 и F-16 Киеву? Поскольку мол, чтобы научиться воевать на таких самолетах, необходимо не менее года. А спецоперация России с большой долей вероятности завершится скорее.
Пару месяцев назад Киев публично опроверг такие расчеты. 19 апреля там была опубликована статья бывшего командующего Повітряними силами ВСУ (в 2015—2021 годах) генерал-полковника Сергея Дроздова. В ней он назвал принципиально иные сроки на переобучение своих бывших подчиненных в Америке - от двух до трех недель. Что обусловлено, по словам Дроздова, во-первых «запредельным уровнем их мотивации». А, во-вторых, «многие из наших пилотов прошли через новые практические методы обучения, которые я внедрил, когда был командующим ВВС, — методы, разработанные для того, чтобы поставить практику выше теории и быстро ввести пилотов в кабину».
Вот на кого эта трепотня пана генерал-полковника рассчитана? На тех американских руководителей, что не читали ежегодно выходившую в свет так называемую «Белую книгу Министерства обороны Украины»? А ведь в ней, скажем, указано, что предположим, в 2018 году, в пору, когда руководство Дроздовым Повітряними силами было в самом разгаре, средний налет одного военного летчика в этой стране составлял жалкие 32−64 часа. А в России тот же показатель — «более 100 часов, на молодого летчика-выпускника 2017 года более 120 часов». В разных странах НАТО, к слову — порядка 200 часов.
А в следующем, 2019 году, Киев счел возможным даже снизить финансирование этого ключевого для любой авиации показателя до 70 941,1 миллионов гривен (менее 3 миллионов долларов). Что, как указывали критики такого решения на Украине, не позволяло обеспечивать допуск, предположим, курсантов 2−4 курсов Харьковского национального университета Воздушных Сил имени трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба по профилю тактической авиации к полетам на боевых самолетах до уровня «летчик 3-го класса». А чтобы обеспечить необходимый налет, требовалось увеличить закупки авиационного керосина не менее, чем в двое — на 90 миллионов гривен.
Так ведь никто ничего так и не увеличил! Поэтому налет уж, во всяком случае, не вырос. Так генерал Дроздов на самом деле осуществлял принцип «поставить практику выше теории и быстро ввести пилотов в кабину».
Да, вероятно, и на Украине существовали отдельные группы асов, которых никакие ограничения в боевой подготовке не касались. Допустим, те, кто регулярно представлял страну на совместных учениях с теми же США.
Среди этих немногих, скажем, как уверяли в Киеве, числился «лучший летчик-истребитель Украины» полковник Александр Оксанченко из 831-й бригады тактической авиации Воздушных сил Украины, что базировалась в Миргороде. Одно время именно его местная пропаганда именовала усиленно раскручиваемым в ту пору почти всемогущим «Призраком Киева», десятками «приземлявшим» в воздушных боях российские самолеты.
Так ведь Оксанченко, пилотируя Су-27, погиб еще в конце февраля и был посмертно удостоен президентом Владимиром Зеленским звания «Герой Украины». Вряд ли к сегодняшнему дню при тех катастрофических потерях, которые уже понесли Повітрянi силы, выжили и другие по пальцам считанные асы Украины. Кого ж Дроздов предлагает за пару недель переучивать на F-15 и F-16?
Куда более реалистично, чем Дроздов, рассуждает американская пресса. По ее данным, «базовый курс в школе F-16 на авиабазе Люк, штат Аризона, занимает около девяти месяцев и включает в себя академическую подготовку, тренировки на симуляторах и вылеты. Но еще до того, как студенты прибудут в Люк, они должны пройти шесть месяцев базовой летной подготовки на самолетах Т-6, семь месяцев на Т-38 и шесть-восемь недель потратить на изучение базовых основ управления истребителем и продвинутых маневров на АТ-38».
Итого, если учить в штатном режиме в Соединенных Штатах, не уложиться менее, чем в полтора года.
Скажете: тщательно отобранные украинские летчики, уже получившие реальный боевой опыт в небе своей страны, это не какие-то «студенты», о которых рассуждают американцы? Это так. Но давайте послушаем и не менее искушенного руководителя популярного российского авиапроекта Fighterbomber.
Он высказался так: «F-16 это один из самых простых и дешёвых истребителей на вооружении США. Для хохлов он подойдёт идеально, ибо умеет и бомбить, и работать по воздуху, и всё что надо. Разумеется, на подготовку лётчика уровня курсанта на F-16 надо минимум где-то полгода (надо полагать, что опытные пилоты с курсом переподготовки справятся несколько быстрее, но тоже не за пару недель — „СП“). Через полгода они уже смогут взлетать. Не воевать, конечно, но летать, да. А когда научатся и воевать, то от них в живых останется пара человек. И надо будет отправлять второй курс на обучение».
С нашим Fighterbomber в принципе согласен и опытный летчик ВВС США, подключившийся к обсуждению проблемы в одной из соцсетей этой страны. Он написал: «Есть разница между «полетом» и «использованием самолета в бою». Подготовка к самостоятельному полету не займет много времени. Они (украинские летчики — «СП») уже пилоты. Так что для них это просто знакомство с новой кабиной. В зависимости от того, насколько сложен новый самолет по сравнению с МиГ-29, базовая летная часть может быть выполнена за две недели или около того.
Но это будет далеко не готовность к бою, а попытка в нем выжить. Вам понадобится много летных часов, чтобы понять, как самолет ведет себя в определенной ситуации. Плюс вы должны научиться эффективно использовать новые радары и оружие.
Таким образом, всего вы будете переучиваться не менее 3−6 месяцев, в зависимости от конкретной модели самолета. Но если вам нужно добавить еще и способностей к атаке наземных целей, а не только к воздушному бою, то это займет еще больше времени".
Попытаемся суммировать: даже если все решения по передаче F-16 Украине и в Киеве, и Вашингтоне будут приняты прямо сегодня, ранее начала следующего года мы определенно не сойдемся с ними в воздушном бою в небе этой страны. А к тому времени, с большой долей вероятности, «или ишак сдохнет, или падишах помрет».
Другими словами: или российская спецоперация закончится, или Украина просто развалится под тяжестью экономических, военных и социальных проблем.
Но если все же у Киева и американцев все хоть когда-нибудь получится, пишет уже упомянутый российский Fighterbomber, «заруба будет страшной. Многое будет зависеть и от вооружения, которое будет на F-16. Я, разумеется, предполагаю, что оно будет лучшим из того, что может нести этот самолёт. И несмотря на наше преимущество в количестве самолётов — легко не будет точно».