Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Спецоперация Z»: С украинскими F-16 заруба будет страшной

Конгресс США готовит закон о передаче американских истребителей Киеву

76724
«Спецоперация Z»: С украинскими F-16 заруба будет страшной
Фото: ZumaTAСС

Американские конгрессмены республиканец Адам Кинзингер и демократ Крисси Хулахан (оба в прошлом офицеры Военно-Воздушных сил США) внесли законопроект о начале обучения в Штатах украинских пилотов ведению боевых действий на самолетах типов F-15 и F-16.

Одновременно в письме к министру обороны Ллойду Остину конгрессмены пояснили неотложную срочность такого шага: «Как ветераны ВВС США, мы знаем, что первым делом наша армия при столкновении с противником стремится к установлению господства в воздухе. Из открытых источников видно, что ни Украина, ни Россия ещё не установили господства в воздухе. Мы верим, что США и их союзники по НАТО могут помочь Украине изменить ситуацию и предоставить Украине преимущества в этой войне».

В принципе, казалось бы, — ничего нового. Еще 6 марта 2022 года, всего через пару недель после начала российской спецоперации, глава Госдепа Энтони Блинкен дал понять, что возможность срочной поставки F-16 Киеву оживленно обсуждается. Для начала — хотя бы из состава ВВС Польши, которая с 2006 года располагает парком из 36 таких машин (модификация F-16C Jastrząb).

Читайте также
Стало понятно, когда Европа без российского газа останется Стало понятно, когда Европа без российского газа останется У Запада есть инструменты для введения предельных цен на российское сырье, но это будет чревато энергетическим коллапсом

Блинкен заявил весной, что «США внимательно рассматривают возможность передачи самолётов F-16 Украине и решают, как это можно сделать, если Польша решит предоставить самолёты Украине».

Но тогда, как говорится, «не срослось». Варшава многоцелевые истребители американского производства решила оставить себе, ограничившись отправкой Киеву бывших советских МиГ-29.

К тому же в горячке развернувшейся битвы украинская авиационная «телега» явно оказалась впереди штатовской «лошади». Поскольку на переучивание пилотов Повітряних сил ВСУ на F-16 все же необходимо значительное время. А ход боевых действий на российско-украинском фронте совершенно не оставлял его на планомерное освоение новой боевой техники.

Теперь, похоже, явная истеричность по обе стороны Атлантического океана в принятии решения по поставкам F-16 в незалежную, наконец, отброшена. Конгрессмены Кинзингер и Хулахан предлагают, как и положено, сначала хотя бы наскоро выучить украинских летчиков. А уж затем отправлять для них Киеву и само «железо».

«Из-за продолжения конфликта (на Украине — „СП“) мы должны переосмыслить нашу долгосрочную стратегию, чтобы помочь нашим союзникам… Всё просто: если мы передадим им самолёты, нам нужны будут их пилоты, которые немедленно смогут использовать эти самолёты», — указал Хулахан.

Для пущей убедительности ради экстренных встреч с представителями Пентагона, Госдепартамента, а также с двухпартийной группой законодателей из Киева в Соединенные Штаты прикатила группа наиболее опытных украинских летчиков-истребителей. По сведениям издания Breaking Defense, командир эскадрильи МиГ-29, который носит странноватый позывной «Лунная рыба», признал: в результате понесенных потерь, «на данный момент у нас гораздо больше пилотов, чем самолетов». В итоге летчики, якобы, в среднем «совершают по 20 до 30 самолёто-вылетов в сутки. Около 70% этих миссий связаны с поддержкой войск на земле».

Тем не менее, многие в Вашингтоне до сих пор колеблются, стоит ли начинать поставки F-15 и F-16 Киеву? Поскольку мол, чтобы научиться воевать на таких самолетах, необходимо не менее года. А спецоперация России с большой долей вероятности завершится скорее.

Пару месяцев назад Киев публично опроверг такие расчеты. 19 апреля там была опубликована статья бывшего командующего Повітряними силами ВСУ (в 2015—2021 годах) генерал-полковника Сергея Дроздова. В ней он назвал принципиально иные сроки на переобучение своих бывших подчиненных в Америке - от двух до трех недель. Что обусловлено, по словам Дроздова, во-первых «запредельным уровнем их мотивации». А, во-вторых, «многие из наших пилотов прошли через новые практические методы обучения, которые я внедрил, когда был командующим ВВС, — методы, разработанные для того, чтобы поставить практику выше теории и быстро ввести пилотов в кабину».

Читайте также
Стало известно, кто станет новым президентом Украины Стало известно, кто станет новым президентом Украины На политическом небосклоне «незалежной» взошла звезда Арестовича. Как он Зеленского убирать будет?

Вот на кого эта трепотня пана генерал-полковника рассчитана? На тех американских руководителей, что не читали ежегодно выходившую в свет так называемую «Белую книгу Министерства обороны Украины»? А ведь в ней, скажем, указано, что предположим, в 2018 году, в пору, когда руководство Дроздовым Повітряними силами было в самом разгаре, средний налет одного военного летчика в этой стране составлял жалкие 32−64 часа. А в России тот же показатель — «более 100 часов, на молодого летчика-выпускника 2017 года более 120 часов». В разных странах НАТО, к слову — порядка 200 часов.

А в следующем, 2019 году, Киев счел возможным даже снизить финансирование этого ключевого для любой авиации показателя до 70 941,1 миллионов гривен (менее 3 миллионов долларов). Что, как указывали критики такого решения на Украине, не позволяло обеспечивать допуск, предположим, курсантов 2−4 курсов Харьковского национального университета Воздушных Сил имени трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба по профилю тактической авиации к полетам на боевых самолетах до уровня «летчик 3-го класса». А чтобы обеспечить необходимый налет, требовалось увеличить закупки авиационного керосина не менее, чем в двое — на 90 миллионов гривен.

Так ведь никто ничего так и не увеличил! Поэтому налет уж, во всяком случае, не вырос. Так генерал Дроздов на самом деле осуществлял принцип «поставить практику выше теории и быстро ввести пилотов в кабину».

Да, вероятно, и на Украине существовали отдельные группы асов, которых никакие ограничения в боевой подготовке не касались. Допустим, те, кто регулярно представлял страну на совместных учениях с теми же США.

Среди этих немногих, скажем, как уверяли в Киеве, числился «лучший летчик-истребитель Украины» полковник Александр Оксанченко из 831-й бригады тактической авиации Воздушных сил Украины, что базировалась в Миргороде. Одно время именно его местная пропаганда именовала усиленно раскручиваемым в ту пору почти всемогущим «Призраком Киева», десятками «приземлявшим» в воздушных боях российские самолеты.

Так ведь Оксанченко, пилотируя Су-27, погиб еще в конце февраля и был посмертно удостоен президентом Владимиром Зеленским звания «Герой Украины». Вряд ли к сегодняшнему дню при тех катастрофических потерях, которые уже понесли Повітрянi силы, выжили и другие по пальцам считанные асы Украины. Кого ж Дроздов предлагает за пару недель переучивать на F-15 и F-16?

Куда более реалистично, чем Дроздов, рассуждает американская пресса. По ее данным, «базовый курс в школе F-16 на авиабазе Люк, штат Аризона, занимает около девяти месяцев и включает в себя академическую подготовку, тренировки на симуляторах и вылеты. Но еще до того, как студенты прибудут в Люк, они должны пройти шесть месяцев базовой летной подготовки на самолетах Т-6, семь месяцев на Т-38 и шесть-восемь недель потратить на изучение базовых основ управления истребителем и продвинутых маневров на АТ-38».

Итого, если учить в штатном режиме в Соединенных Штатах, не уложиться менее, чем в полтора года.

Скажете: тщательно отобранные украинские летчики, уже получившие реальный боевой опыт в небе своей страны, это не какие-то «студенты», о которых рассуждают американцы? Это так. Но давайте послушаем и не менее искушенного руководителя популярного российского авиапроекта Fighterbomber.

Читайте также
БПЛА: «Стриж» в Курск из Украины прилетел, чтобы по городу ударить БПЛА: «Стриж» в Курск из Украины прилетел, чтобы по городу ударить Прошлые желания сэкономить на армии сегодня оборачиваются проблемами для мирных граждан

Он высказался так: «F-16 это один из самых простых и дешёвых истребителей на вооружении США. Для хохлов он подойдёт идеально, ибо умеет и бомбить, и работать по воздуху, и всё что надо. Разумеется, на подготовку лётчика уровня курсанта на F-16 надо минимум где-то полгода (надо полагать, что опытные пилоты с курсом переподготовки справятся несколько быстрее, но тоже не за пару недель — „СП“). Через полгода они уже смогут взлетать. Не воевать, конечно, но летать, да. А когда научатся и воевать, то от них в живых останется пара человек. И надо будет отправлять второй курс на обучение».

С нашим Fighterbomber в принципе согласен и опытный летчик ВВС США, подключившийся к обсуждению проблемы в одной из соцсетей этой страны. Он написал: «Есть разница между «полетом» и «использованием самолета в бою». Подготовка к самостоятельному полету не займет много времени. Они (украинские летчики — «СП») уже пилоты. Так что для них это просто знакомство с новой кабиной. В зависимости от того, насколько сложен новый самолет по сравнению с МиГ-29, базовая летная часть может быть выполнена за две недели или около того.

Но это будет далеко не готовность к бою, а попытка в нем выжить. Вам понадобится много летных часов, чтобы понять, как самолет ведет себя в определенной ситуации. Плюс вы должны научиться эффективно использовать новые радары и оружие.

Таким образом, всего вы будете переучиваться не менее 3−6 месяцев, в зависимости от конкретной модели самолета. Но если вам нужно добавить еще и способностей к атаке наземных целей, а не только к воздушному бою, то это займет еще больше времени".

Попытаемся суммировать: даже если все решения по передаче F-16 Украине и в Киеве, и Вашингтоне будут приняты прямо сегодня, ранее начала следующего года мы определенно не сойдемся с ними в воздушном бою в небе этой страны. А к тому времени, с большой долей вероятности, «или ишак сдохнет, или падишах помрет».

Другими словами: или российская спецоперация закончится, или Украина просто развалится под тяжестью экономических, военных и социальных проблем.

Но если все же у Киева и американцев все хоть когда-нибудь получится, пишет уже упомянутый российский Fighterbomber, «заруба будет страшной. Многое будет зависеть и от вооружения, которое будет на F-16. Я, разумеется, предполагаю, что оно будет лучшим из того, что может нести этот самолёт. И несмотря на наше преимущество в количестве самолётов — легко не будет точно».

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня