Три самолета ВВС Украины в одном бою сбили российские летчики на днях: два МиГ-29 и один Су-25. Первым двум истребительная авиация Военно-космических сил РФ «подрезала крылья» недалеко от населенных пунктов Новопавловка Николаевской области и Владимировка Днепропетровской области. А «сушка» была сбита в районе Северска Донецкой народной республики. Об этом на брифинге в субботу заявил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
Он также сообщил о сбитых в воздухе российскими летчиками двух украинских вертолетов: Ми-8 в районе Великой Новоселки и Ми-24 в районе опять же Северска, который, заметим, в тот момент находился уже под контролем союзных сил.
Это далеко не первый успех отечественных летчиков в ходе специальной военной операции. Так, за сутки до субботнего боя наши истребители сбили два украинских МиГа и два Су-25, барражировавших над населенными пунктами Славянск и Дружковки в ДНР.
Еще раньше, в предыдущие выходные, наши «сушки» сбили за сутки в воздушном бою сразу три украинских боевых самолета. Из них два штурмовика Су-25 и один истребитель МиГ-29. Те бои произошли над населенными пунктами Барвенково в Харьковской области, а также Троицкое и Краснополье в ДНР.
Перечень российских авиа-трофеев продолжает умножаться. Начиная с февраля, в воздушных боях в ходе СВО были уничтожены, по данным Минобороны РФ, 256 самолетов и 139 вертолетов. А с учетом тех, которых «догнали» над ДНР и ЛНР наши высокоточные ракеты и артиллерия, весной украинские ВВС на какое-то время вообще остались без своих «птичек».
Как докладывал тогда глава МО РФ Сергей Шойгу, «ВВС Украины практически уничтожены». Что, помнится, косвенно признал и марионеточный президент «незалежной» Зеленский, истерично затребовав у Запада помощи. И если бы не их, Запада, поставки, прежде всего из бывших дружественных СССР стран, где накопилось немало военной техники советского образца, украинским пилотам ничего бы не оставалось сейчас, как варить кашу в капонирах (защищенные земляные укрытия для авиатехники).
К потерям в воздухе добавился на днях очень кстати удар высокоточных ракет морского базирования «Калибр» по Дому офицеров в Виннице, в результате которого были уничтожены участники совещания командования украинских ВВС с представителями иностранных поставщиков вооружений. Обсуждался вопрос передачи ВСУ очередной партии самолетов, а также организация ремонта авиапарка. Может, после этого удара успокоятся, наконец, европейские «благотворители»?..
Но это другая тема. Здесь и сейчас интересней понять, за счет чего достигаются успехи нашей авиации. Может, противник слабый, растерял выучку, традиции за годы самостийности? Как это случилось с самой техникой.
К началу 1990-х годов по количественным показателям военная авиация Украины уступала только США, России и Китаю, а в Европе прочно занимала первое место. Ведь долгие десятилетия она (при СССР — республика в составе великой страны) была форпостом на западных ее рубежах.
После распада Союза ей достались почти 1,1 тысячи самолетов, включая 300 истребителей Су-27 и МиГ-29, 200 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 50 штурмовиков Су-25, около 900 вертолетов и даже 19 сверхзвуковых стратегических ракетоносцев Ту-160. В стране действовали десятки конструкторских бюро и авиаремонтных предприятий, была развитая сеть аэродромов и военных баз.
Что сейчас?
— Что сейчас с украинской военной авиацией? Да провал. Ни нормальной современной техники, ни грамотных пилотов и командования, — категоричен Александр Руцкой, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, доктор экономических и кандидат военных наук. — Откуда там взяться, например, классным летчикам, если за годы своей так называемой независимости было разрушено всё, что имелось, что годами нарабатывалось в системе их подготовки?
«СП»: — Известно, что, начиная с 2000-х годов, с летным составом Украины работали западные инструкторы. Их деятельность заметно активизировалась восемь лет назад, после киевского переворота 2014-го года.
— Программы инструкторов Пентагона и НАТО рассчитаны на людей, знающих свое дело, то есть, профессионалов. А не на новичков-курсантов, каковых им предложили обучать в самостийной, с нуля. Это — во-первых. Во-вторых — научить сбивать самолеты противника, можно лишь зная его самолеты.
«СП»: — Но в ВСУ авиамашины советского образца. В сущности, те же МиГи, Су, что и у нас…
— Да ничего подобного. Наши МиГ-29, как и Су-25 модернизированы по самым современным требованиям. Электронная начинка — одна из самых совершенных в мире, вооружение, безопасность — на уровне передовых натовских образцов. В чем-то даже лучше. Не случайно хваленные натовские «ястребы», недавно приблизившиеся было к южным российским границам, завидев наши истребители, предпочли как можно быстрее рвать когти.
«СП»: — Два года назад аналитик американского журнала The Military Balance писал, что у Украины весьма скромные возможности по проведению воздушных операций. Но боевому духу летчиков, мол, можно позавидовать.
— Он имел в виду, наверное, потенциальных камикадзе. Потому, что садиться в самолет, собранный из деталей разных других машин, как это делается сейчас на Украине, и лететь на бой с заведомо более подготовленными, хорошо мотивированными российскими летчиками, чистой воды самоубийство. В воздушном бою все зависит от подготовки летного состава.
У нас в России — проверенная десятилетиями, хорошо выстроенная система обучения, включая практические задания, опытные инструкторы. Там, на Украине, — полная анархия, шапкозакидательство и еще Бог знает что, вроде натаскивания, не имеющего ничего общего с профессиональной подготовкой.
Я отслужил в авиации 35 лет. Летал, в том числе, на первых в СССР реактивных самолетах. И сегодня мой уровень управления и ведения боя, не сочтите за хвастовство, на порядок выше того, что у большинства «коллег» с Украины. Вот как у нас учили! И продолжают учить. Вот ответ на вопрос за счет чего побеждает на Донбассе наша военная авиация.
Продолжает тему военный эксперт Иван Коновалов, кандидат исторических наук, директор Центра стратегической конъюнктуры.
— Нет сомнений в том, что ВВС Украины сильно деградировали за последние тридцать лет. И техники, и пилотов у них совсем немного для их, в общем-то, немаленькой страны. По официальной версии Киева к началу специальной военной операции имелось не более 200 пилотов. Подготовка их явно невысокая, учитывая потери. Тактика боя — простая до примитивности: главное взлететь, а дальше, что получится. То есть, тактика одной задачи. Такое впечатление, что пилотов заведомо отправляют на убой.
«СП»: — Недавно кто-то из политологов предположил, что за штурвалами у команды «Зе» сидят наемники, на скорую руку натасканные на управление МиГов и «сушек», с диспозицией не знакомые…
— … но самоуверенные, мотивированные на хороший заработок. Исключать этого нельзя.
Есть мотивированные и среди захистников-летунов — это прожженные националисты. На них в основном и расчет. Если бы не западные поставки, пусть и небольшими партиями, вопрос с ВВС ВСУ давно бы был для нас закрыт. Но и этим поставкам скоро придет конец.
В ЕС уже почувствовали на себе результат своих антироссийских санкций. Пытались задавить ими нас, а ударило по самим. Приходит понимание, что преступная помощь Украине высасывает их ресурсы. И хоть до зимы еще несколько месяцев, а тихая паника — как выживать без нашего газа, нефти — уже дает о себе знать.