Задачи военной операции России на Украине изменились и теперь включают не только территории Донецкой и Луганской народных республик, заявил глава МИД России Сергей Лавров.
Расширение географии операции, по его словам, произошло, в том числе из-за поставок Киеву американских РСЗО HIMARS. Лавров подчеркнул, что по мере предоставления Западом все более дальнобойного оружия Киеву, географические цели операции будут отодвигаться от нынешней линии еще дальше.
«Сейчас география другая. Это далеко не только ДНР и ЛНР, это еще и Херсонская область, Запорожская область и ряд других территорий, и этот процесс продолжается, причем продолжается последовательно и настойчиво», — сказал он.
Кроме того, Лавров отметил, что Россия не может допустить нахождения на той части украинской территории, которую будет контролировать президент Украины Владимир Зеленский, оружия, способного представлять прямую угрозу территории РФ «и территории тех республик, которые объявили о своей независимости».
Интересно, а раньше СВО должна была ограничиться освобождением ДНР и ЛНР? А как же слова о денацификации и демилитаризации? Ведь по логике это означает демонтаж нынешнего украинского режима и освобождение всей Украины до польской границы. Или что хочет сказать Лавров?
— Министерство иностранных дел по определению обращается к зарубежным адресатам, поэтому я полагаю, что целью данного заявления было уведомление стран Запада относительно того, что затягивание перехода к переговорам чревато осложнением для Украины, — уверена председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
«СП»: — А раньше только о пределах ДНР и ЛНР шла речь? А мы и
не поняли…
— К сожалению, общество в России так и не поставлено в известность об окончательной цели СВО.
Периодически слова «денацификация и демилитаризация» исчезают из официальных сводок и вместо них подставляют словосочетание «освобождение территории республик». Конечно, такая словесная эквилибристика дает простор для маневра российским властям, поскольку после вытеснения Украины из ДНР и ЛНР всегда можно заявить, что поставленные цели достигнуты.
Главной преградой этому является позиция большинства российского общества, выступающего против «похабного мира», и, как ни удивительно многим, позиция Запада, который готов на экономические потери ради достижения стратегической цели — уничтожения России, как глобального игрока.
«СП»: — Что, по-вашему, изменилось за последнее время?
— Я полагаю, что многие представители российских кругов, принимающих решения, рассчитывали на практическую позицию украинской власти. Они считали, что Киев осознает угрозу существования Украины, как государства, подобно нынешней грузинской власти, которая крайне осторожна в своих действиях после войны 2008 года. Однако, Киев, подзуживаемый Западом, и коллективный Запад, почувствовавший единственный шанс расправиться с Россией без угрозы получить ответный удар по Лондону или Вашингтону, не оставляют России выбора.
«СП»: — Лавров говорит, что Россия не может допустить нахождения на той части украинской территории, которую будет контролировать Зеленский, оружия, способного представлять прямую угрозу территории РФ «и территории тех республик, которые объявили о своей независимости». Вообще-то о независимости объявит любая территория, что будет освобождена. Что в Кремле, по-вашему, думают по этому поводу? То есть будут освобождать всю территорию?
— У меня нет данных, что думает по этому поводу российская власть, однако уже любому обывателю очевидна угроза, которую представляет украинская военная машина для любой территории, контролируемой Россией.
Эта угроза распространяется и на территорию Российской Федерации — Курскую или Белгородскую область, Крым, и на освобожденные территории — мост через Днепр, Запорожскую АЭС, Херсон и Мелитополь.
Эту угрозу совершенно очевидно увеличивают поставки дальнобойного оружия из США, и еще более увеличат обещанные поставки американских ПВО и самолетов F-16.
Главным фактором ликвидации этой угрозы может стать вероятность получения ответного удара по территории Западной Европы. Этого можно достичь двумя способами — взятием под контроль всей Украины, когда встанет вопрос, будут ли украинские РСЗО стрелять из Польши, или просто заявлением России, что поставки вооружения Украине какой-либо западной страной делают ее стороной конфликта с Россией.
Думаю, если бы Россия сразу предупредила Францию о том, что поставки дальнобойной артиллерии Ceasar угрожают превратить Францию в сторону конфликта с Россией, этих поставок можно было бы избежать.
«СП»: — Вообще-то любой клочок земли, который контролирует Зеленский, это опасность для соседних территорий. Это в Кремле понимают? То есть Зеленского по любому будут убирать?
— Зеленский, несмотря на его негативную роль, не является главной причиной нынешней ситуации. И его отстранение уж точно не станет основой для мира с Украиной. Нужно понять базовую проблему — почему любой правитель Украины, начиная даже с якобы пророссийского Кучмы, неизбежно превращается в проводника русофобской политики, проводимой Западом?
Логика политического развития Украины доказывает, что не-Россия превращается в анти-Россию, а, значит, территория не-России должна быть максимально ограничена, чтобы не иметь возможности стать военным тараном, которым Запад безнаказанно воюет с Россией.
— Безусловно, в словах главы МИД России видна некоторая внутренняя противоречивость, — полагает директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Напомню: в заявлении президента шла речь о демилитаризации и денацификации Украины, а не только о защите республик Донбасса. Уже в первый день СВО наш десант высадился под Киевом и началась героическая и уже вошедшая в легенду оборона аэродрома в Гостомеле.
«СП»: — Почему сейчас изменились задачи? Все только из-за американского оружия? Или есть иные поводы?
— Оружие, поставляемое Западом, бьет по населенным пунктам в России. Дальше будет хуже. И нашим военным и политическим властям необходимо быть готовым объяснять населению, почему американские РСЗО, предназначенные «всего лишь» для обстрелов мирного населения Донецка бьют теперь по Ростову. Надеюсь, этого не случится, но от подлости американцев и украинцев ничто не гарантировано.
Кроме оружия есть и другие факторы, которые могли повлиять на эти слова — или решения? — Лаврова. Назову лишь два фактора: экономический и демографический. Лишить правящий украинский (точнее, якобы украинский) режим экономической и людской базы — не менее важная задача, чем разгром украинских вооруженных формирований. Есть еще фактор идеологический, но им в наших властных кабинетах и в научных учреждениях никто не занимается.
«СП»: — Куда за пределы Донбасса наши могут пойти? До польской границы? Или до левого берега Днепра? Как далеко наши реально готовы зайти?
— По мере освобождения территорий исторической Новороссии новые земли будут проситься в состав России. Этот процесс уже начался в Тавриде (нынешние Запорожская и Херсонская области). По мере продвижения наших войск на запад под удар будут попадать не только земли Донбасса, но и земли той же Тавриды. Следовательно, необходимо максимально отодвинуть украинские войска от новых границ России. А лучше полностью уничтожить, лишив их плацдарма.
В середине марта я был участником двух научных и экспертных мероприятий в Сербии и отвечал на этот вопрос. Мое мнение не изменилось с того времени. Наши войска освободят всю территорию к востоку от Днепра и всю историческую Новороссию — географическое Северное Причерноморье. Будет пробит сухопутный коридор до Приднестровья, и оно войдет в состав России. Поляки, венгры и румыны вернут себе то, что отнял у них Сталин — Восточные кресы, Подкарпатскую (Угорскую) Русь, Северную Буковину. Об этом я писал еще в начале 2009 года и время постепенно подтверждает справедливость прогноза.
Оставшаяся территория, я полагаю, станет большой буферной зоной — осколком украинского внеблокового государства, огромной ничьей землей без индустриальной базы и выхода к морю. Многие наши патриоты заявляют, что необходимо брать всю Украину и их настрой мне понятен. Но есть желания и есть возможности. Даже те территории, которые я назвал, сегодня кажутся несбыточной мечтой. Наше наступление в Донбассе и на бывшей Украине развивается не так стремительно, как то обещали говорящие головы из ток-шоу Соловьева. Поэтому даже мой прогноз выглядит сегодня завышенным ожиданием.
«СП»: — Договариваться то все равно придется с Вашингтоном. На что расчет? Что тот может максимально нам позволить?
— Наше государство занимает позицию пассивной обороняющейся стороны. И так во всем. Хорошо, что мы начали переходить во внешней торговле на рубли и готовим почву к обрушению доллара. Но не понимаю, почему «спит» наша наука и высшая школа, почему мы не применяем наступательных стратегий в отношении тех же США. Сделать это невероятно трудно, но главное начать. Американцы ведь смогли добиться невозможного: сделать население Малой Руси смертельным врагом Руси Великой. Но давайте хоть сейчас исправлять ошибки и навязывать Соединенным Штатам игру по нашим правилам. Нам есть, что предложить им в виде платы за войну на бывшей Украине.