Украинские националисты продолжают нести значительные потери в Донецкой народной республике, а также в Херсонской, Николаевской, Запорожской и Харьковской областях, сообщили в Минобороны РФ.
В частности, националистический батальон «Айдар» (запрещенный в России) * в ДНР лишился больше половины личного состава.
«В ходе боевых действий в районе населенного пункта Зайцево Донецкой народной республики 24-й батальон нацформирования „Айдар“ 53-й механизированной бригады потерял свыше половины личного состава. Командование ВСУ отвело остатки подразделения в Часов Яр», — заявил официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков.
Батальон «Айдар» был создан в начале мая 2014 года по инициативе бывшего коменданта «Самообороны Майдана» Сергея Мельничука, следующие 80−100 добровольцев были отобраны и отправлены в батальон бывшим руководителем «самообороны Майдана» Андреем Парубием.
В батальон вступили многие бойцы из «Самообороны Майдана». В отличие от остальных батальонов территориальной обороны, созданных в период до начала сентября 2014 года, в комплектовании батальона «Айдар» личным составом военные комиссариаты не принимали участия — зачислением кандидатов в подразделение занимался сам командир батальона. Изначально формирование финансировалось бывшим председателем государственной администрации Днепропетровской области олигархом Игорем Коломойским.
Уже в 2014-м представители западных СМИ отмечали, что в батальоне придерживаются праворадикальных и неонацистских взглядов и используют нацистскую символику.
В 2015 году батальон был официально расформирован, чтобы «предотвратить противоправные действия некоторых представителей добровольческих формирований». После «тщательного отбора военнослужащих» он был реорганизован в 24-й отдельный штурмовой батальон Сухопутных войск Вооруженных сил Украины.
Напомним также, что батальон «Айдар» отметился зверствами по отношению к мирному населению Донбасса и немотивированным насилием против своих же сослуживцев, а также выполнением функций «заградотрядов». Так, недавно сообщалось о перестрелке «Айдара» с подразделением ВСУ в районе Угледара. Военнослужащие ВСУ хотели оставить позиций и выйти из города, а националисты, увидев это, открыли по ним огонь, и завязался бой.
Интересно, быстро ли смогут укомплектовать батальон после таких потерь? Едва ли идейные националисты с боевым опытом — редкий «товар» на Украине. С другой стороны, все эти годы многие эксперты говорили, что украинские власти сами заинтересованы в «утилизации» подобного «материала» на войне, поскольку он представляет для них реальную опасность.
— Нацбаты отличаются большей идеологической ангажированностью, чем остальные украинские подразделения, — отмечает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— В плане боеспособности они ничуть не выше, а иногда — и слабее, армейских частей. А судя по масштабам потерь украинских военных вопрос об утилизации нацбатов на повестке дня у киевского руководства уже давно не стоит.
— Изначально это были так называемые добробаты, куда в основном шли выходцы из националистических и нацистских парамилитарных формирований, — напоминает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Эту публику действительно можно назвать «отморозками». Сейчас, насколько я понимаю, эти подразделения встроены в государственную военную машину, но специфический «дух» там остался. Впрочем, сейчас все ВСУ, по сути, строятся по принципу этих добробатов, и военнослужащие проходят соответствующую обработку.
«СП»: — Сообщатся, что командование армии Украины решило отвести остатки подразделения от линии фронта. А в течение последних лет многие эксперты нас убеждали, что задача Киева утилизировать все эти нацбаты. Нет? А то хорошая возможность…
— Не думаю. На Украине эти формирования овеяны определенной «героической» мифологией, так что просто так от них избавиться не получится. Другой вопрос, что в результате выбивания личного состава будет происходить его ротация. Благодаря этому сами формирования могут стать более управляемыми и лояльными
«СП»: —Потеря половины состава это много? Быстро наберут новых?
— Не сомневаюсь, что наберут, хотя качество «материала» и боевой дух, наверняка, будут уже не те…
«СП»: —А много ли на Украине всего упертых нациков? Реально их всех просто «перещелкать»? Многие ли из них вообще воюют?
— Там эта публика все время воспроизводится, поскольку сама идеологическая атмосфера Украины такова, что способствует воспроизводству ультраправой субкультуры. Поэтому к подобным формированиям постоянно прибивается либо пассионарная молодежь, уверовавшая в романтику национальной борьбы, либо обыкновенные урки.
«СП»: — Насколько они представляют угрозу? Можно ли говорить о них как о серьезной военной силе, которая будет сопротивляться до последнего?
— История полка «Азов» ** показала, что в подобных формированиях действительно оказываются наиболее мотивированные или те, кому уже нечего терять. Поэтому недооценивать угрозу я бы не стал.
— Все политическое влияние украинских нацбатов и их командиров осталось в 2015 году, — убежден бывший ополченец ЛНР Александр Аверин.
— Последним влиятельным, хорошо вооруженным и подготовленным, подразделением украинских нацистов был запрещенный «Азов», но и он закончился в Мариуполе. Все остальные нацбаты на фоне почти миллионных ВСУ просто незаметны.
«СП»: — Найти новых идейно мотивированных нацистов сейчас не проблема?
— Конечно, нет. За последние годы нацистская идеология на Украине укрепилась и расцвела черно-красным цветом. Восемь лет военной пропаганды сделали свое дело. Типичный украинский нацист — более не футбольный фанат, но представитель широкого среза общества — от вчерашнего школьника до домохозяйки средних лет. Бороться с ними нужно так же, как в 1945-м.
«СП»: — Эти люди представляют какую-то особую опасность? Наверное, их и в плен брать не стоит?
— В пылу боя наши бойцы, конечно, могут «не довести до штаба» тех или иных украинских нациков. Однако, когда ты принципиально не берешь солдат противника в плен, эти солдаты будет сражаться с отчаянием обреченного. Гораздо разумней брать их в плен и по каждому проводить тщательное расследование. Если условный нацик совершал военные преступления — что ж, в ДНР есть смертная казнь…
* «Айдар» — экстремистская организация, запрещённая на территории РФ.
** Украинский батальон «Азов» признан террористической организацией решением Верховного суда РФ