Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Спецоперация Z»: Редкий российский самолет долетит до середины Днепра

Штатовский MW о том, почему наша боевая авиация, весной добившись превосходства в воздухе, ни разу не появлялась даже над центром Украины

29856
«Спецоперация Z»: Редкий российский самолет долетит до середины Днепра
Фото: Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

Американское интернет-издание «Military Watch Magazine» решило малость поковыряться в одной из самых болезненных и труднообъяснимых, на первый взгляд, проблем России, что выявилась в ходе спецоперации на Украине.

Суть проблемы: наша боевая авиация, и до начала военных действий качественно и количественно превосходила ту, которой располагал Киев. К началу марта серией ракетных ударов по вражеским аэродромам мы еще умножили это преимущество, утвердив свое полное превосходство в воздухе.

Как следствие — за почти восемь месяцев боевых действий количество воздушных боев с украинскими истребителями можно пересчитать по пальцам. Причем, те, что все же происходили, неизменно заканчивались как под копирку. Противник неизменно врезался в землю. Вопреки усиленно пропагандируемым по ту сторону фронта легендам про якобы страшных для русских героических «призраков Киева».

То есть — украинских призраки на той стороне на дне образовавшихся после падения самолетов и вертолетов воронок при желании разглядеть, наверное, возможно. Легендарных среди них точно нет. Потому что нет у истребителей Повітряних сил воздушных побед.

Читайте также
Взятие Авдеевки: Идти в лоб глупо, необходимо "колечко" Взятие Авдеевки: Идти в лоб глупо, необходимо «колечко» Когда и как будут освобождать главную болевую точку Донецка?

Казалось бы, в таких обстоятельствах сегодня отечественные «соколы» должны бы совершенно беспрепятственно кружить над Полтавой, Ровно, Львовом, Житомиром и Харьковом. И бить из поднебесья по всему, что шевелится на земле. Пресекая любые передвижения резервов, подвоз боеприпасов и любых других грузов к линии фронта. Стирая в пыль пункты управления, казармы, учебные центры, штабы и войсковые склады. А почему нет, если превосходство в воздухе Воздушно-Космических сил РФ с марта носит подавляющий характер?

А вот поди ж ты — ничего подобного на Украине не происходит. Приблизительно с минувшего мая российские боевые машины дальше переднего края фронта в украинское небо залетать не рискуют. Удары мы наносим лишь с большого расстояния ракетами с разными радиусами действия. Да и то главным образом имея родную пехоту под крыльями и вертолетными винтами. Ну, или, в крайнем случае, возможность дотянуть до нее в случае поражения нашей боевой машины украинской ракетой. Но исключительно — с земли. Других угроз там не осталось.

Но разве до начала спецоперации в Москве никто не догадывался, что заодно с аэродромами требуется первым дело разгромить и систему ПВО врага, имевшую на вооружении лишь сильно устаревшие советские еще ЗРК и ЗРС?

Догадывались, конечно. Более того — планировали и такой разгром. Но, судя по сегодняшнему положению дел, мало что у нас получилось. Хотя в первом ударе 24 февраля по украинским аэродромам и позициям средств ПВО было выпущено, как подсчитали на Западе, порядка 160 высокоточных крылатых и баллистических ракет.

Как это выглядело со стороны Украины? Об этом рассказывает проживающий в этой стране с 2019 года скандально известный в России историк начального периода Великой Отечественной войны Марк Солонин.

Вот его впечатления: «Я живу в пригороде Киева, достаточно близко от меня — военный аэродром Васильков (там стояла 40-я бригада тактической авиации на самолетах МиГ-29 ВС Украины — ред.), который российское командование в полном соответствии с учебником пыталось уничтожить в первые дни [военных действий] вместе с базировавшимися там самолётами. Однако за четыре-шесть часов до начала российского вторжения украинским воздушным командованием была проведена операция по рассредоточению авиации. Причём, все это готовилось заранее: посадочные площадки готовились годами…

В результате в ночь на 24 февраля на аэродроме не было ничего, кроме самой взлётной полосы: ни самолётов, ни зенитных ракетных комплексов. Всё было сделано исключительно грамотно. Более того: в первые часы было принято решение о радиомолчании: значительная часть украинских радиолокационных систем не включалась или работала только в пассивном режиме [без излучения, которое позволяет средствам радиоэлектронной борьбы обнаружить радар]. В результате первый удар противника… не уничтожил ни украинской авиации, ни ПВО".

Сбежавший из России ненавистник нашей страны Солонин, конечно, преувеличивает. Уцелело не все, по чему мы ударили в феврале. Но — слишком многое. Чему свидетельством не слишком благоприятный для нас последующий ход многомесячной воздушной битвы над Украиной.

Почему так случилось? Эксперты «Military Watch Magazine» уверены, что причина в неграмотном планировании операции Воздушно-Космических сил России. А это, в свою очередь, следствие многолетней недооценки Москвой важности специальных операций по подавлению систем ПВО.

Издание пишет: «Москва осуществляла ограниченные и недостаточные инвестиции в средства подавления противовоздушной обороны (SEAD)… Модернизация российской тактической боевой авиации проводилась, в основном, с учетом вероятной войны с НАТО. При этом очень ограниченные возможности наземной ПВО, развернутой на Западе, означают, что SEAD никогда не было важным приоритетом для ВКС России. Что контрастирует с США и Китаем».

То есть, еще со времен СССР готовясь к войне с блоком НАТО, мы были уверены, что в небе над Западной Европой все будет решаться в воздушных боях между истребителями. Потому что средства ПВО альянса всегда были — не чета нашим «Букам», «Торам», С-300 «Фаворит» или С-400 «Триумф». Намного слабее.

Даже и сегодня этот разрыв в нашу пользу НАТО не преодолела. Значит мы их в таком деле — одной левой. В смысле — одними лишь высокоточными ракетами. Без массового использования бомбардировочной и штурмовой авиации. Что Москва и попыталась в начале спецоперации проделать на Украине.

К слову: о войнах типа той, что идет в Сирии, и рассуждать нечего. Поскольку у нашего противника там противовоздушная обороны представлена лишь маловысотными «Стингерами» и примитивными скорострельными «Шилками». Чего их как-то по особенному давить-то? Летай себе, российский пилот. Только не опускайся слишком низко.

Тогда как в принятой в США так называемой «миссии SEAD (Suppression of Enemy Air Defenses)» в ходе любой крупной наступательной операции до 30 процентов боевых вылетов в первые же сутки должно быть направлено именно на подавление системы ПВО. Как пишут на Западе, в групповом вылете на выполнение одной только этой задачи в первой волне могут быть задействованы от 30 до 60 боевых самолетов со специальными средствами РЭБ (как внутри фюзеляжа, так и в подвесных контейнерах) и с высокоскоростными противолокационными ракетами типа AGM-88 HARM на борту.

Судя по всему, мы так просто не умеем. Не учились, потому что считали: не надо! Результат?

«Выполнение таких миссий требует большой подготовки, опыта и т. д. У русских просто не оказалось нужного человеческого капитала. И это одна из основных причин, по которой у них возникают теперь проблемы. Дело не в том, что советские технологии хуже, дело в необходимости гораздо более серьёзной и качественной подготовке пилотов истребителей и бомбардировщиков», — считает американский военный эксперт Гарри Халим.

Читайте также
Атака на Херсон: «Весь день летали в Николаев вертушки с ранеными солдатами. Большинству нужен не доктор, а священник» Атака на Херсон: «Весь день летали в Николаев вертушки с ранеными солдатами. Большинству нужен не доктор, а священник» Стало понятно, чем закончится контрнаступ ВСУ без прикрытия с воздуха

Но даже и на Украине, как выяснилось, пришлось нам столкнуться с куда более сильной системой ПВО, чем даже та, что в распоряжении НАТО. Потому что, как ни крути, построена она была, как и в России, еще советскими инженерами. Знавшими в своем деле толк.

К тому же самую трудную часть этой боевой работы — контроль воздушного пространства, заблаговременное обнаружение целей и наведение на них оружия — взяли на себя американцы. Своей лучшей в мире электронной системой разведки и управления, базирующейся на космических спутниках, беспрерывно кружащих над Польшей, Румынией и Черном морем самолетах типа АВАКС и стаях разведывательных беспилотников.

А собственно украинские комплексы давно перешли исключительно к ракетным пускам из «засад». Только по команде американцев включая свою аппаратуру на считанные минуты, чтобы избежать обнаружения места работы русскими.

Так может быть хоть теперь в этом отношении на Украине попытаться «отмотать» назад? Хорошенько подготовить особую авиагруппу в тылу и затем хотя бы попытаться добить средства ПВО Украины? Чтобы реализовать, наконец, над ее территорией преимущества своего превосходства в воздухе?

Увы, удовлетворенно облизывается «Military Watch Magazine». У России, с точки зрения экспертов издания, просто не осталось подходящих для этого пилотов. Самолетов — тоже.

У США для подавления ПВО есть E/A-18G «Growler», введенный в строй в 2008 году. У Китая — самолет радиоэлектронной борьбы «Shenyang» J-16D впервые был показан публике в 2021 году. А что у нас?

Американцы констатируют: «У СССР был специальный самолет SEAD — один из самых тяжелых и дорогостоящих в эксплуатации в своем классе — МиГ-25БМ, который производился до 1985 года. Это был великолепный самолёт. Его разрабатывали для миссий высотного перехватчика, всепогодного разведчика и даже бомбардировщика. Он был невероятно живуч, развивал скорость Маха 3+ и был способен играючи преодолевать высоту в 19 километров… МиГ-25БМ был особенно опасным самолетом РЭБ из-за невероятных летных характеристик и большой дальности полета. И в российском арсенале был бы потенциально идеальным средством для войны на Украине даже после лишь консервативной модернизации».

Самое обидное, что американцы в своих оценках совершенно правы. Судите сами.

МиГ-25 до сих пор принадлежит мировой рекорд высоты полета для боевых машин. 31 августа 1977 года с летчиком Александром Федотовым за штурвалом экспериментальный вариант этого истребителя поднялся на 37, 6 километра над земной поверхностью. В таком оглушительном поднебесье сбить его до сих пор ни в состоянии ним один ЗРК на планете.

К тому же на скорости до 3,2 Маха Миг-25 играючи уходил от любой угрозы. Хоть от любой зенитной ракеты, хоть от ракеты класса «воздух-воздух». Те просто оказывались не в состоянии нагнать атакованный ими истребитель. Зато сброшенная из стратосферы с борта этой советской чудо-машины 500-килограммовая бомба была в состоянии смести многое из того, что проплывало под крылом.

Правда, за столь выдающиеся тактико-технические возможности МиГ-25 приходилось платить чрезвычайной дороговизной в техническом обслуживании и слишком частой отправкой его выдающихся двигателей в ремонт. В СССР на это можно было не обращать внимание. А когда Союз рухнул, все сорок выпущенных к тому времени самолетов прорыва системы ПВО МиГ-25БМ оказались на аэродроме Барановичи в Белоруссии.

Читайте также
«Калибры» из Бердянска будут по Киеву бить «Калибры» из Бердянска будут по Киеву бить На Азовском море появится военно-морская база, но не НАТО

Минску они были совершенно не по карману. Да и считалось — ни к чему. Россия, тоже до февраля 2022 года не собиравшаяся, как уже сказано, где-либо проводить «миссии SEAD», тоже была к таким машинам равнодушна. И «грозу НАТО» слишком миролюбиво давно отправили в мартены.

А теперь, как выясняется, даже и с достаточно древней (несмотря на подмогу американцев) ПВО Украины мы восьмой месяц ничего, по большому счету поделать не можем. Впрочем, кажется, даже и не собираемся. Потому что как иначе объяснить такой просто потрясающий факт.

Вы не забыли, кто нынче в главнокомандующих Воздушно-Космическими силами РФ? Генерал армии Сергей Суровикин. Первый в отечественной истории и по образованию, и опыту службы исконный мотострелок, внезапно возглавивший в 2017 году боевую авиацию России.

В прошлом — командующий 20-й гвардейской общевойсковой армией. Потом — последовательно возглавлявший штабы Приволжско-Уральского и Центрального военных округов. Затем — руководитель рабочей группы Минобороны по созданию военной полиции Мечтавший, как утверждают, но так и не ставший ее первым начальником.

Подлинным «Тулоном» генерала Суровикина стала Сирия. Там за отличное командование нашей воюющей группировкой он сначала получил звание Героя России, а затем — и вызвавшее оторопь у многих кресло главкома ВКС.

Как это аукнулось на Украине? А вот как. Летом стало известно, что Сергей Владимирович президентом перенацелен туда, где он — несомненный дока. То есть — с неба на наземный фронт. В ходе спецоперации он возглавил нашу Южную группировку на Украине. Оставаясь при этом, как ни странно, и самым главным российским авиатором. А на днях получил новое назначение. И снова — на земле. Получил от президента под свою руку не только Южную, но и всю нашу группировку, сражающуюся сегодня за Украину.

Между тем, что с российской боевой авиацией? Она, как уже сказано, над Украиной теперь летает «низенько и близенько». К негодованию, надо думать, и возглавляемой генералом Суровикиным российской объединенной группировки войск тоже.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня