В результате стрельбы по личному составу мобилизованных на военном полигоне Западного военного округа в Белгородской области, произошедшей 15 октября, погибли 11 человек, 15 ранены. Военное ведомство сочло случившееся терактом.
Как сообщает министерство обороны РФ, теракт произошел в ходе занятий по огневой подготовке с добровольцами, пожелавшими принять участие в специальной военной операции на Украине. Во время учения двое граждан одной из стран СНГ открыли стрельбу по личному составу одного из подразделений. Ответным огнем террористы были ликвидированы. Пострадавшие добровольцы доставлены в медицинское учреждение, им оказывается необходимая помощь. На месте ЧП работают сотрудники следственных органов. Других подробностей военное ведомство не приводит.
Нападение произошло на полигоне у села Солоти в Валуйском городском округе, граничащем как с Харьковской областью, так и с ЛНР. Погибшие были добровольцами из Брянской области.
Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков в своем телеграм-канале сообщил, что жителей его региона среди погибших и раненых в результате происшествия нет. «Всем раненым оказывается помощь. Лекарственные препараты, врачи и все необходимое у нас есть. Хотел выразить всем семьям погибшим слова утешения и соболезнования… Мы поможем тем, кто сейчас находится в наших больницах», — заявил он. В телеграм-каналах также сообщают, что как минимум двое раненых доставлены в Валуйскую ЦРБ. У двух пострадавших огнестрельные ранения ног, один был ранен в грудь.
Как пишет «Коммерсант», со ссылкой на собственные источники, возбуждено уголовное дело о массовом убийстве по статье 105 УК РФ. Впрочем, в ходе следствия может добавиться еще и статья 205 УК РФ — «террористический акт». По данным издания, расследование ведет военное следственное управление СК РФ по Западному военному округу, откуда его передадут в главное военное следственное управление СК РФ.
Есть сведения, что огонь по безоружным военным был открыт из пулемета двумя уроженцами Таджикистана, и на полигоне в тот момент находилось более ста человек.
В группе «Белгород» социальной сети «В контакте» комментаторы выражают мнение, что получающим оружие добровольцев следует более тщательно проверять на психическое здоровье и моральное состояние.
С этой точкой зрения согласен и военный эксперт, полковник Юрий Кнутов:
— Подобные ситуации могут быть и в ходе боевых действий, и в период подготовки: люди в армию приходят разные — есть склонные к преступности, есть с неустойчивой психикой… Особо их никто не вычисляет, тем более сейчас, когда идет массовый призыв. Психиатрия у нас в стране ныне находится в достаточно примитивном состоянии, и те, кому место в клинике или под постоянным наблюдением врачей, считаются здоровыми и призываются на общих основаниях.
Не исключаю, что случай на полигоне под Белгородом может быть и заранее спланированным терактом — люди шли в армию с расчетом организовать резонансное убийство большой группы военнослужащих. Но тут уже должна работать ФСБ. Если так — то это упущение спецслужб, но при единовременном призыве 300 тысяч человек детально проконтролировать все невозможно.
Что касается воспитательной работы в армии, то возможности тех, кто ей должен заниматься, резко снижены по сравнению с советским периодом. Надо давать им больше полномочий, поднимать воинскую дисциплину — нам никуда от этого не уйти, спецоперация приобрела все черты войны на истощение ресурсов, в том числе и человеческих. Потому придется делать упор в том числе и на эффективную работу наших армейских воспитательных органов.
«СП»: — Частичная мобилизация 300 тысяч человек воспринимается как экстренная, и времени на подготовку призванных практически нет. По словам Владимира Путина, это «первичная подготовка — от пяти до десяти дней. В боевых частях — ещё подготовка от пяти до пятнадцати дней». Есть ли смысл расширить рамки призыва — но готовить уже тщательнее, может и без прицела на обязательное участие в боевых действиях, но чтобы это была реальная, совсем иного качества подготовка?
— В этом есть смыл, согласен. Страны НАТО готовят украинских военнослужащих именно так — по 10 тысяч солдат учат воинским премудростям 4 месяца. Это уже совсем иное качество бойцов — они способны вести бой на более высоком уровне, не боящиеся ни пули, ни танка.
Одна обкатка танками или несколько практических стрельб из автомата психологию солдата не изменят, а ведь именно профессионализм требуется от хорошего бойца. Вот на это должна ориентироваться подготовка, и четыре месяца — срок вполне достаточный, чтобы изменить сознание человека и настроить его на военный лад.