Под руководством верховного главнокомандующего ВС России — президента Владимира Путина прошла тренировка по нанесению ядерного удара в ответ на ядерный удар противника.
«Проводится тренировка по управлению Вооруженными силами Российской Федерации, в ходе которой будут отработаны задачи нанесения массированного ядерного удара стратегическими наступательными силами в ответ на ядерный удар противника», — заявил в ходе учений глава Минобороны Сергей Шойгу.
Позднее в Кремле официально информировали о том, что тренировка с участием наземных, морских и авиационных стратегических сил сдерживания завершилась. «По полигону Кура на Камчатке произведены пуски межконтинентальной баллистической ракеты „Ярс“ с государственного испытательного космодрома Плесецк и баллистической ракеты „Синева“ из акватории Баренцева моря. К осуществлению задач также привлекались самолеты дальней авиации Ту-95МС, выполнившие пуски крылатых ракет воздушного базирования», — говорится на сайте Кремля.
Сообщается также, что на учениях проверили уровень подготовленности органов военного управления, навыки работы руководящего и оперативного состава.
Надо понимать, что ситуация крайне серьезная. Ведь если демонстративно отрабатываются варианты ответного удара, значит военно-политическое руководство страны имеет основание подозревать вероятность нанесения удара по России, на который придется отвечать. В последнее время ядерная риторика Запада заметно ужесточилась, политики и журналисты хором рассуждают о ядерной войне как о вполне вероятном способе разрешения нынешнего кризиса в отношениях с Россией.
Разумеется, они обвиняют Москву в вынашивании намерений применить ОМУ. При этом доводы российской стороны они даже выслушивать не хотят. Все наши предупреждения о подготовке Украиной к использованию на своей территории «Грязной ядерной бомбы» с целью подставить Россию, обвинив ее в использовании ТЯО — не был услышаны.
Сегодня стало известно, что российскую делегацию не пустили на мероприятие по линии Инициативы по борьбе с распространением оружия массового уничтожения в Риме.
«Выражаем решительный протест. Как известно, Россия наравне с Италией является полноправным членом Группы экспертов по оперативным вопросам и принимает активное участие в ее деятельности», — заявила Официальный представитель МИД России Мария Захарова, добавив, что Италия грубо нарушила свои полномочия и «подорвала доверие к себе».
Есть ли смысл и дальше что-то выражать и заявлять, если нас никто не хочет слушать? Или все же стоит готовиться к самому радикальному развитию событий?
Еще летом генсек ООН Антониу Гутерриш отметил, что ядерное оружие гарантирует «разрушение, смерть и бесконечное балансирование на грани конфликта», но не исключил, что его могут применить.
«Сегодня ужасающие уроки Хиросимы и Нагасаки исчезают из памяти. Когда-то невообразимая перспектива ядерного конфликта вернулась в область возможного», — подчеркнул он.
Выходит, Запад действительно готов к ядерной войне? Страх перед ней, который заставлял искать компромиссы в период Холодной войны, исчез?
По словам военно-политического эксперта Владимира Сапунова, проведенные учения — это демонстрация силы и уверенности в себе.
— Сейчас про ядерный терроризм, который может привести к ядерной войне, не говорит только ленивый. В условиях столь жёсткого клинча, в котором сошлись Россия и НАТО, возможно всякое.
Конечно, ядерной войны не будет. Но провести такое военно-политическое мероприятие было необходимо. В ответ на то, что Североатлантический альянс на прошлой неделе начал крупномасштабные учения Steadfast Noon. Их целью объявлена «отработка ядерного сдерживания (удара) над северо-западной Европой, в воздушном пространстве Бельгии и Британии, а также над Северным морем».
Ясно, против кого они были направлены. В итерациях приняло участие 14 стран НАТО. Над зоной учения летало 60 бомбардировщиков B-52 и истребителей F-16. События координировались с бельгийской авиабазы Кляйн Брогель в провинции Лимбург, где хранятся американские термоядерные авиабомбы B61. Впечатляет ведь. Надо было отвечать.
«СП»: — В рамках учений были запущены межконтинентальная баллистическая ракета «Ярс» и баллистическая ракета подводных лодок «Синева». Почему именно эти ракеты?
— Испытаны были ракеты, которые могут нанести главному потенциальному противнику неприемлемый ущерб в первую очередь. Основными направлениями ядерного удара со стороны России в случае начала ядерной войны будут авиабаза Майнот в Северной Дакоте, авиабаза Мэлсторм в Монтане, стратегический командный пункт в Омахе (Небраска), разгром баз подводных лодок, уничтожение инфраструктуры в 171 важнейшем городе США — ну и так далее.
«СП»: — Кремль сообщил, что тренировка с участием наземных, морских и авиационных стратегических сил сдерживания завершилась. А перечисленные рода войск как могут быть применены в случае ядерного удара?
— Они составляют «ядерную триаду» России. В 2024 году в ней не должно остаться оружия советского производства. Сейчас в состоянии постоянной полной боевой готовности находятся 95% пусковых установок ракетных войск стратегического назначения.
В 2020 году три ракетных полка РВСН переоснащены на ракетные комплексы «Ярс», в конце прошлого года мобильные соединения РВСН были полностью укомплектованы тренажерами для подготовки механиков-водителей автономных пусковых установок. Продолжается перевооружение первого полка Ясненского соединения РВСН на стратегический ракетный комплекс с гиперзвуковым блоком «Авангард» (скорость 28 махов, 7 км/сек).
Недавно авиационный компонент триады пополнили 5 модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-95МС. Также после модернизации российская авиация получила два новых стратегических ракетоносца Ту-160. В Военно-морской флот была принята новая атомная подводная лодка «Князь Владимир» проекта 955А класса «Борей-А» с баллистическими ракетами «Булава». На северодвинском предприятии «Севмаш» готовят ещё две подлодки этой серии.
«СП»: — Если ожидать ядерного удара — насколько массированным он может быть? По-вашему, противник понимает, что ответка может быть убийственной?
— Ядерную войну не получится вести по принципу «запустили по одной ракете друг по другу и посмотрели, что получилось». И если США решили вспомнить свою концепцию «ограниченной ядерной войны в Европе» времён холодной войны, то у них ничего не выйдет. Ответ на любые ядерные провокации со стороны Запада будет суровым, и тогда полномасштабной ядерной войны не избежать. Средств защититься друг у друга у сторон нет. Применение стратегического ядерного оружия неизбежно приведёт ко взаимному уничтожению. Именно поэтому ядерной войны и не будет.
«СП»: — В каком случае может произойти этот удар? Что может стать поводом? Реально ли его предотвратить?
— Ну, США говорят, что могут ответить на применение тактического ядерного оружия по Украине. Могут, да — с вышеописанными последствиями. Вообще со всей пустой болтовней Запада по поводу применения ЯО надо заканчивать, ни к чему хорошему это не приведёт. Тем более с подготовкой провокаций. Да и в России тоже надо поменьше об этом болтать. Пока надо просто проявлять политическую волю и уничтожать необходимые инфраструктурные объекты неприятеля широким спектром имеющихся обычных вооружений.
«СП»: — Можно ли говорить о том, что Хиросима и Нагасаки забыты, что страх перед ядерной войной на Западе исчез? Или у нынешнего поколения американских военных и политиков его нет?
— «Общественный договор» американской власти с обществом не предусматривает возможность людей умереть из-за какой-то там Украины. Опросы общественного мнения в США стабильно показывают, что бряцание ядерным оружием и грозные заявления политиков и военных (как правило, отставных) насчёт его применения энтузиазма в обществе не вызывают. И Трамп сейчас — квинтэссенция здравомыслия на этот счёт. И «письмо 30» было не случайным.
Люди недовольны тем, что в стране самая высокая инфляция со времён Картера (8−9%), что цены на бензин растут. Поэтому демократы и проиграют выборы в Конгресс 8 ноября — в шести колеблющихся штатах ведь традиционно важнейшей является экономическая повестка. А тут про ядерную войну ещё. А так — делать грозные заявления никто не запрещает…
— Тренировка ответа на ядерный удар противника — вещь нужная и своевременная, — уверен редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— В условиях, когда Запад (пока в лице Польши и Прибалтики, но лиха беда начало) официально признает Россию «государством-террористом», угрожает распадом страны и накачивает оружием Украину, периодически нужно напоминать, что мы можем жахнуть по ним ядерной бомбой. Подобную тактику давно и успешно использует маленькая Северная Корея, регулярно осуществляя ракетные пуски и ядерные испытания, и что-то желающих с ней воевать не видно.
Тем более это касается гипотетической ядерной войны с Россией, её риск я бы оценил как не слишком высокий.
Поэтому ядерная бомба — это, конечно, сильный аргумент, но России как воздух нужны серьезные успехи в ходе нынешнего этапа спецоперации.