Новая стратегия «контрценностных» боевых действий, которую использует генерал Сергей Суровикин, скоро даст ощутимые плоды. Удары по критической инфраструктуре Украины уже вынудили натовских генералов отказаться от самых сумасшедших планов по поставкам дальнобойного оружия.
При этом Евросоюз ждет очередной волны украинских беженцев: до конца года европейские страны, по оценкам ВОЗ, могут принять еще не менее 3 млн граждан из Украины. Гуманитарное и экономическое давление вынудит европейских политиков пересмотреть стратегию.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рисует Украине апокалиптическое будущее нынешней зимой. На большей части территории Украины уже установилась зимняя погода с минусовыми температурами и снегопадами. Возможно, толпы украинских беженцев уже в ближайшие дни начнут двигаться в сторону польской границы.
При этом в пунктах размещения беженцев возможны вспышки самых разных инфекционных болезней — от ковида и гриппа до дифтерии и кори, считают в ВОЗ.
Очевидно, что деньги на вакцинацию попросят у западных партнеров.
Владимир Зеленский, упорно отрицая возможность мирных переговоров с Россией, довольствуется полумерами. Он объявил о «национальной кампании» по развертыванию в украинских городах тысяч временных центров для предоставления основных услуг — электричества, мобильной связи, доступа в интернет, тепла, воды. Только в Киеве должно быть оборудовано более 1 тысячи таких обогревательных убежищ. Они будут одновременно служить бункерами для тысяч людей, снабжены необходимыми припасами, которых хватит более чем на неделю.
Деньги выделяют натовские страны. Точнее, основную часть дает США: по оценкам Центра стратегических и международных исследований (CSIS), на американцев приходится почти две трети всей военной и гуманитарной помощи киевскому режиму. В свой последний пакет помощи стоимостью $400 миллионов США включили более 200 дизельных генераторов. И одновременно с этим продолжают накачивать Украину оружием: поставили боеприпасы для систем ПВО NASAMS и артиллерийских систем HIMARS.
Российские удары по критической инфраструктуре в глубоком тылу Украины в военном деле описываются как «контрценностная» доктрина. При этом на поле боя под командованием Сергея Суровикина выстраивается глубоко эшелонированная линия обороны, которая исключит прорывы ВСУ на новые российские территории.
Сейчас такие линии обороны возводятся на левом берегу Днепра в Херсонской и Запорожской областях, близ границы с Крымом, а также на границе ЛНР и оккупированной украинцами части Харьковской области. О создании оборонительных укреплений говорят также власти Крыма, Белгородской и Курской областей.
Оборона крайне важна, учитывая, что страны НАТО не снижают градус агрессивной риторики. Удары по украинской инфраструктуре заставляют натовское командование продолжать эскалацию. Об этом заявил госсекретарь США Энтони Блинкен, выступая на закрытом совещании в Румынии. На нем присутствовали дипломаты и военные из 30 стран НАТО, которые решили зимой ускорить поставки вооружения Украине.
Впрочем, на украинские притязания на дальнобойные орудия Блинкен ответил категоричным «нет». Пентагон пока не решится даже на то, чтобы поставлять Украине маломощные бомбы малого диаметра наземного базирования (GLSDB). Их выпускает корпорация Boeing.
Такие боеприпасы сочетают в себе бомбу малого диаметра GBU-39 с ракетным двигателем M26, оба из которых широко распространены на складах США, пишет Reuters. Впрочем, американские военные пока не готовы идти на такие поставки. Ведь если под ударом окажется российский тыл, это взвинчивает ставки и неизбежно приведет к эскалации.
Альтернативой могло бы стать более массовый выпуск 155-миллиметровых артиллерийских снарядов. Сейчас их производят только на правительственных заводах. Если президент Джо Байден по предложению Пентагона снимет такие ограничения, то выпускать снаряды смогут и частные оборонные подрядчики.
Для координации военной и гуманитарной помощи Украине США создали так называемую «контактную группу», в которую вошли представители более чем 50 стран. Важную роль в ней играют Великобритания и Польша (они оказывают существенную военную поддержку) и Канада (оказывает в основном финансовую и гуманитарную помощь).
Наиболее русофобски настроенные Польша и страны Балтии предоставляют высокий уровень помощи по сравнению с их экономикой (до 1%).
Впрочем, как подчеркивает эксперт CSIS Марк Кансиан, окончательные решения о поставках оружия и другой помощи Украине принимаются не на Банковской улице в Киеве и даже не в Брюсселе. А в стенах американского Конгресса.
Правые популисты и прогрессивные левые все громче заявляют о том, что пора прикрывать «украинскую лавочку». Американская оборонная промышленность не справляется с объемом поставок, при этом Украина требует все больше ресурсов. Теперь уже не только военных, но и гуманитарных и финансовых — сначала на прием беженцев, потом на восстановление разрушенных электростанций. Поры бы, мол, и садиться за стол переговоров.
— Единственный пакет помощи Украине прошел в Конгрессе в качестве отдельного закона только в мае, — напоминает Кансиан. — И даже при этом в Палате представителей его не поддержали 57 конгрессменов, а в Сенате — 11 сенаторов. И хотя это отражает двухпартийный консенсус, также свидетельствует и об оппозиции. Причем такое противодействие только усиливается по мере того, как в США и за рубежом возрастут настроения в пользу переговоров о прекращении военных действий.