К февралю 2022 года украинская армия полностью деградирует, а Россия сможет пойти в серьезное наступление, уверен экс-сенатор и глава Союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич. По его мнению, первые признаки деградации ВСУ проявляются уже сейчас.
«Деградация ВСУ, их промышленности и энергосистемы к новому году будет на 80 процентов. Продлится это до февраля, — в феврале будут очень серьезные успехи и продвижение российских вооруженных сил», — заявил он.
Клинцевич подчеркнул, что командующий Объединенной группировкой войск генерал Сергей Суровикин использует верную тактику. Сейчас, пояснил он, Вооруженным силам России нужно разработать логистику и подготовить резервы.
Не слишком ли оптимистично звучит? Не шапкозакидательство ли это очередное? Армии Украины все восемь лет предрекают полный крах. И ей не мешают воевать ни чудовищные потери, ни отсутствие электричества на большей части территории страны.
— Говорить о том, что будет деградация, я бы не стал, но проблемы, конечно, будут, — убежден военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Прежде всего это связано с разрушением украинской энергетической инфраструктуры, если, конечно, она будет продолжена, а в этом, пока не стоит сомневаться
Возникнут проблемы с электроэнергией, с подпиткой устройств, с зарядкой техники и так далее. Кроме того, оборудование НАТО, техника НАТО, которая была поставлена Украине не очень рассчитана на мороз, в 2019 году во время учений в Норвегии натовская техника просто замерзала, если будет сильный мороз, он сыграет на руку России. Кроме того, в зимних условиях гораздо тяжелее рыть окопы, а вот с этим, как говорят, в ВСУ, не очень все хорошо.
Что касается зимнего обмундирования, то она примерно одинаково и у ВСУ и у ВС РФ… Конечно, еще ГСМ, их тоже в зимних условиях потребуется больше, очевидно, будет ощущаться нехватка, в связи с тем, что постоянным бьют по складам с ГСМ и опять-таки с разрушением энергетической и транспортной инфраструктуры.
Как ни странно, тут может помочь то, что украинская армия технически хорошо оснащена — а значит, связь, рации, спутники — все это будет требовать дополнительного расходования электроэнергии, которой будет не хватать.
Если к этому добавить разрушение железнодорожной инфраструктуры, особенно — мостов. То тогда начнутся действительно серьезные проблемы.
«СП:» — По-вашему, ВСУ уже не могут наступать? Или мы еще увидим какие-то сюрпризы?
— Думается, что сейчас главное направление, где у ВСУ могут быть быстрые успехи — Сватово-Кременная несмотря на то, что она это линия очень хорошо обороняется нашими войсками уже почти два месяца, тем не менее, там продолжаются попытки наступления ВСУ.
Время у них уходит, у нас подходят мобилизованные, делается работа над ошибками, делаются соответствующие выводы, поэтому наступать им будет все сложнее и сложнее. Ну, примешиваются традиционные зимние проблемы для наступления — про технику, сказал, плюс к этому под снегом и не видно мин, и это будет вести к большим потерям.
«СП:» — А мы сами можем наступать?
— Да, у нас есть шансы для наступления. Конечно, надо продолжать наступление на юго-западе ДНР — на авдеевском, на маринском, на угледарском направлениях, на Бахмут — все, что сейчас происходит, эти успехи необходимо закреплять.
Можно в принципе ожидать наступление на других фронтах. И, конечно, на севере Харьковской области, откуда постоянно обстреливается Белгородская область на купянском направлении.
В принципе, это все возможно, и опять-таки необходимо при этом продолжать массированный удары по инфраструктуре Украины и поменьше думать о переговорах.
— Сейчас ситуация изменилась, и командование Объединенной группировкой делает то, чем нужно было заниматься еще весной — уничтожает инфраструктуру противоборствующей стороны. Поэтому шапкозакидательством слова знающего толк в воинском искусстве полковника запаса Франца Клинцевича я назвать не могу — считает журналист, секретарь комитета Крымского регионального отделения ОКП Сергей Кулик.
«СП:» — Есть ли какие-то предпосылки для деградации ВСУ? Кажется, это уже восемь лет говорят.
— Действительно, на различных телевизионных эфирах до сих пор можно встретить «экспертов», которые, начиная с 2014-го, из года в год, рассказывали общественности, что до полного краха украинского режима остались считанные месяцы, если не недели, поскольку-де «кормовая база для олигархов сокращается», а сейчас стали пугать телезрителей тем, что украинская армия якобы способна прорваться к Москве.
Все последние восемь лет, подсаженная на щедрые западные финансовые инъекции, Украина про помощи своих заокеанских и европейских «друзей» занималась модернизацией вооруженных сил и, отправляя в Донбасс мобилизованных, обучала их военному делу на практике.
В декабре 2019 года тогдашний министр внутренних дел Арсен Аваков рассказал, что всего лишь за пять лет через так называемую «АТО» прошло 400 тысяч граждан страны. Их учили убивать, повязали кровью… Однако десять месяцев СВО изменили ситуацию. Основная часть боеспособных подразделений ВСУ к настоящему времени уничтожена —и не от хорошей жизни режим отправляет на учебу в Европу все новые и новые партии мобилизованных, а сюда едут кадровые военнослужащие стран НАТО.
По информации польского издания Niezależny Dziennik Polityczny в боях на Украине погибли более 1,2 тысячи только граждан Польши, и в городе Ольштын для таких погибших готовят отдельное кладбище по примеру Арлингтонского в пригороде Вашингтона.
Но дефицит хорошо обученных воинскому делу украинских военнослужащих, и деградация, снижение качества ВСУ, упадок боевого духа — это только полбеды для Зеленского. Присутствует и дефицит исправной военной техники.
Старой советской техники практически уже нет, а западная доставляет дополнительные хлопоты. В конце ноября варшавская пресса сообщила, что Пентагон запустил в Польше новый ремонтный пункт для поставленного Киеву западного вооружения. Америка передала Украине гаубицы М 777, известные у нас как «три топора», однако украинские артиллеристы производят настолько много выстрелов в сутки, что это приводит к деформации стволов. На это, кстати, обращал внимание и помощник генсека НАТО Камиль Гранд, заявивший, что за день Украина тратит до семи тысяч снарядов, в то время, как в Афганистане такое же количество использовалось за месяц.
В итоге треть из примерно 350 поставленных на Украину гаубиц западного производства вышла из строя. А поскольку в полевых условиях украинцы отремонтировать их не могут, орудия приходится тащить в Восточную Европу, а потом обратно, на фронт.
А про деградацию инфраструктуры в результате ракетных ударов, ослабляющих оборонный потенциал Украины, и говорить уже не приходится.
«СП:» — Почему Клинцевич говорит про февраль. Что-то, по-вашему, может измениться к февралю?
— Наверное, потому что в феврале исполнится годовщина начала СВО. А еще, наверное, потому, что энергосистема Украины будет разрушаться и без российских ракет. Даже в те дни, когда по Киеву не наносятся воздушные удары, там уже начинают гореть электроподстанции — просто не выдерживают критическую перегрузку электросети. К тому же владелец украинских энергосетей Ринат Ахметов, как любой олигарх, только выкачивал средства из потребителей, не заботясь о модернизации энергетической инфраструктуры, созданной еще в советское время.
Я вспоминаю, как еще в благополучные годы президентства Януковича, за несколько лет до «Майдана», мой микрорайон, расположенный в центре крымского города, на три дня остался без света. «Крымэнерго» тогда входил в холдинг того же Ахметова. А за истекшие с того времени десять лет украинские энергосети износились еще больше, потому что с 1990 года их никто и не думал ремонтировать.
«СП:» — Кажется, сегодня отсутствие света и тепла в городах не особо мешает армии воевать…
— Отсутствие электричества все же снижает боевую эффективность украинских вооруженных формирований, и к тому же может привести к краху снабжения и военной логистики.
«СП:» — А у нас что изменится за это время? Появится наконец эффект от мобилизации? Сможем ли мы перейти в наступление?
— Я полагаю, что тремстам тысячам наших сограждан дали в руки оружие явно не для того, чтобы они салютовали из него возле новогодней елочки. Все указывает на то, что наступление не за горами.