Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

В степях Украины действует спецсостав Железнодорожных войск РФ

Наш бронепоезд ушел с запасного пути на основной

18325
На фото: специальный поезд, который был создан военнослужащими железнодорожных войск Западного военного округа и введен в эксплуатацию в ходе проведения специальной военной операции.
На фото: специальный поезд, который был создан военнослужащими железнодорожных войск Западного военного округа и введен в эксплуатацию в ходе проведения специальной военной операции. (Фото: Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС)

Российская войсковая группировка, участвующая в специальной военной операции, пополнилась уникальной и где-то даже экстравагантной боевой единицей — бронепоездом из состава Железнодорожных войск России.

Боевое применение бронепоездов имеет более чем вековую историю. Их с различной степенью активности и успешности использовали участники многих войн и вооруженных конфликтов, начиная с Гражданской войны в США (1861−1865 гг.) и заканчивая второй чеченской компанией (1999−2000 гг.). Однако «звездным часом» бронепоезда, как боевой железнодорожной машины, стал период Гражданской войны, когда более трех сотен «передвижных систем атаки и обороны» колесили по всей стране.

И весьма немалая их часть воевала на территории современной Украины, а некоторые вообще вошли в историю. Примечательна судьба бронепоезда типа «Хунхуз», встретившего в Киеве весть о свержении Временного правительства и получившего от тогдашнего руководства «самостийной и незалежной» Украинской Народной Республики совсем не оригинальное по сегодняшним стандартам название — «Слава Украiни». По мере ведения боевых действий и переходов из рук в руки бронепоезд менял и названия, становясь то «Полупановцами», то «Свободой или смертью», то «Орликом».

И вот, спустя более чем столетие современный российский бронепоезд, специализацией которого по заявлению отечественного оборонного ведомства являются техническая разведка, разминирование и восстановление железнодорожных путей, становится участником спецоперации «Z».

Читайте также
"Тахион" - всевидящее око поля боя «Тахион» — всевидящее око поля боя Конструкция малого беспилотника оказалась весьма удачной и универсальной

Кстати, это не первое появление российского бронепоезда на украинском театре военных действий. В первой декаде марта, то есть в самом начале российской специальной военной операции, один из бронепоездов Железнодорожных войск ВС РФ был задействован в гуманитарной операции, целью которой стала проведенная по просьбе представителей нескольких государств эвакуация их граждан из зоны боевых действий. Тогда-то российский бронепоезд, осуществлявший прикрытие и проводку по потенциально опасной территории пассажирского состава с 248-ю иностранными гражданами, и засветился в районе Мелитополя, что естественно, не осталось незамеченным СМИ.

В ходе контртеррористической операции, более известной как «вторая чеченская война», были задействованы два специальных железнодорожных состава — «Дон» и «Казбек». В 2002 году Железнодорожными войсками сформированы еще три отличающихся друг от друга составом и оснащением бронепоезда — «Байкал», «Амур» и «Терек». Предполагалось, что они помогут решить самый широкий круг боевых задач: от противодействия диверсиям на железной дороге до боевого сопровождения воинских грузов, оставаясь таким образом вполне себе современными боевыми единицами.

Какой из имеющихся в распоряжении Железнодорожных войск бронепоездов участвует в спецоперации, пресс-служба Министерства обороны не уточняет, однако можно быть уверенным, что его цели и задачи на этот раз кардинально отличаются от гуманитарных. Опубликованные в открытых источниках фото- и видеоматериалы позволяют не только внимательно рассмотреть состав этой «передвижной системы атаки и обороны», но и объективно оценить его технический и боевой потенциал.

В голове этой боевой машины размещены: платформа, взятая из комплекта броневой тепловозной летучки (БТЛ-1) и оснащенный совершенным и экономичным дизельным силовым агрегатом 1ПД-4Д тепловоз серии ТЭМ18ДМ. Кроме них в состав бронепоезда включены артиллерийские платформы, вагоны для размещения личного состава и штабной (бронированный) вагон, а также затянутые маскировочной сетью платформы с неизвестным оборудованием или вооружением.

Все вагоны, входящие в состав российского бронепоезда, обладают бронированием, достаточным для защиты личного состава, вооружения и оборудования от поражения стрелковым оружием и осколками артиллерийских (минных) боеприпасов. Кроме того, определенная часть состава способна противостоять даже атакам артиллерии малого калибра.

В качестве основного вооружения, обеспечивающего боеспособность бронепоезда в текущей конфигурации, использованы четыре 23-миллиметровые зенитные установки 2А13 (ЗУ-23), размещенные попарно на бронеплощадках и предназначенные для отражения нападения с воздуха. Примечательно, что на одном из фото, размещенных в сети, на платформе бронепоезда можно видеть стандартный контейнер. Что в нем находится, можно лишь предполагать, но хочется надеяться, что это «что-то» призвано усилить боевые возможности этого столь непривычного для нас вида вооружения.

И еще о возможностях. Несмотря на «привязанность» бронепоезда к железнодорожному полотну, его отличает достаточно высокий уровень мобильности. Тем более, что разветвленность железнодорожной сети Украины обеспечивает оперативное прибытие практически в любой, в том числе и стратегически важный, район ее территории. Говоря проще, эта боевая единица способна с высоким уровнем эффективности решать весьма широкий круг боевых задач с привязкой к сети железных дорог, самостоятельно обеспечивая при этом свою безопасность в отношении ограниченных сил противника. Рассчитывая при этом (в определенных обстоятельствах) на своевременную артиллерийскую или воздушную поддержку.

Читайте также
Инсайд из ЦИПсО: ВСУ могут выйти из-под контроля Зе-команды и пойти на Киев Инсайд из ЦИПсО: ВСУ могут выйти из-под контроля Зе-команды и пойти на Киев Внутренний фронт для киевской хунты становится опаснее, чем армия Суровикина

Говоря о конкретных направлениях «профессиональной деятельности» такой, «раритетной» по мнению многих, боевой единицы российской группировки следует обозначить самые важные из них:

  • патрулирование железнодорожных путей, обеспечивающее исключение организации засад и диверсий;
  • огневая поддержка подразделений, «работающих» в непосредственной близости от железной дороги;
  • разведка и определение состояния железнодорожных путей, включая огневое прикрытие ремонтных подразделений;
  • обеспечение безопасности эшелонов, доставляющих к линии соприкосновения личный состав, военную технику и грузы;
  • сопровождение и защита гражданских грузовых и пассажирских железнодорожных составов от нападений противника.

Специалисты считают, что бронепоезд обладает хорошим потенциалом для расширения своих боевых возможностей. Одной из них может стать включение в его состав нескольких платформ с танками. Такое решение способно значительно нарастить его способность в осуществлении наблюдения, поиска, захвата и поражения целей. Предвидя возражения оппонентов, заранее соглашусь с их доводами — бронепоезд не в состоянии вести не только равный, но и более или менее эффективный бой с серьезным танковым подразделением. Или противостоять массированному удару средств воздушного нападения, актуальность которого, учитывая реальное состояние Военно-воздушных сил Украины, мягко говоря, сюрреалистична.

Вот как отзываются о своей боевой работе члены экипажа такого бронепоезда: «Идем, как правило, медленно, делая частые остановки. Как говорится „на мягких лапах“. И под неусыпным контролем наблюдателя. Перед каждым путепроводом или мостом обязательная остановка и разведка силами минно-подрывного взвода под прикрытием стрелков. Они проверяют мостовые опоры, насыпь, ограждения на предмет установки взрывных устройств. Кроме того, в составе бронепоезда есть специальная установка, способная подавлять сигналы радиоуправляемых фугасов. Мы всегда готовы к отражению любого нападения. Первой идет платформа прикрытия. Ее назначение — принять на себя удар в случае подрыва. Кроме того, на ней перевозятся материалы для оперативного восстановления разрушенных участков железнодорожного полотна».

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня