Российские артиллеристы используют тактику «кочующего орудия» — минометные расчеты и самоходные гаубицы после обстрелов украинских позиций быстро меняют огневую позицию, делая абсолютно бесполезной контрбатарейную борьбу ВСУ.
Скорость и точность поражения целей при тактике «кочующего орудия» достигается благодаря корректировке огня с помощью беспилотного летательного аппарата. Дроны передают координаты целей в режиме реального времени.
120-мм миномётные расчёты передвигаются на высокопроходимом автомобиле «Урал», а 152-мм гаубицы «Мста-С» сама может легко передвигаться даже по сильно пересеченной местности.
«Мста» использует разные типы боеприпасов — фугасные, осколочно-фугасные, а также высокоточные «Краснополь». Дальность боя — до 30 километров. Причем стрелять можно как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой (без предварительной подготовки) — для огневой поддержки пехотного наступления.
Тактика «кочующего орудия» позволяет эффективно поражать легкобронированную технику и танки, радиолокационные станции, колонны снабжения, сообщает российское Минобороны.
Уничтожает «Мста» фортификационные сооружения, наблюдательные посты, ангары с техникой, временные пункты дислокации диверсионных групп и командные пункты и ВСУ. Причем уничтожать можно даже заглубленные бетонированные укрепления.
В боевой работе артиллеристы следуют принципу «одна цель — одна позиция», что делает абсолютно неэффективно контрбатарейную борьбу ВСУ.
В натовской военной доктрине российская стратегия «кочующего орудия» называется shoot-and-scoot — или «бей и беги». Пытаются использовать ее ВСУ, напичканные натовским оружием. Правда, оружие это зачастую настолько ужасного качества, что не может обеспечить контрбатарейную борьбу, пишет военный аналитик Танмай Кадам в статье для профильного издания Eurasian Times.
Главным разочарованием для украинцев стал 120-мм миномет Mod63, предоставленный Италией еще летом. Итальянским журналистам, побывавшим на передовой в Бахмутском районе, боцы ВСУ жаловались на хваленый миномет.
— Он намного хуже, чем советские аналоги времен Второй мировой войны, — говорят украинские артиллеристы.
Для ВСУ поставляются минометы Mod63 самых старых модификаций, выпущенные еще в 1996 году. А их оптические системы и системы прицеливания датируются 1947 годом.
Еще больше усложняют проблему проблемы с поставками боеприпасов из Италии, ограничивающие полезность миномета.
— Наше подразделение действительно получило 6 минометов еще 5 месяцев назад. А боеприпасы так и не прибыли из Рима, — цитируют журналисты одного из украинских артиллеристов.
Из-за нехватки оригинальных итальянских боеприпасов украинские солдаты вынуждены стрелять из миномета Mod63 американскими и польскими минами. Итальянские боеприпасы, предназначенные для миномета, весят по 30 кг каждый, и, согласно инструкциям, наводчик способен производить 8 выстрелов в минуту.
В то время как американские и польские гранаты весят всего 16 килограммов, что снижает как точность, так и дальность выстрела. ВСУ может производить из них только два выстрела в минуту, которые не достигают дальности и 3−4 километров.
Разочарованные итальянским минометом, украинцы пытаются перейти на более совершенные минометы шведского производства.
Стремительно изнашивается и натовская артиллерия, которую ВСУ также должны были получить в рамках доктрины «бей и беги». Взять хотя бы самоходную гаубицу Panzerhaubitze 2000 (PzH 2000) немецкого производства, поставляемую Германией, Италией и Нидерландами.
Хотя они, возможно, и не так плохи, как итальянские Mod63, по-видимому, даже немецкие PzH не подходят для полномасштабных боевых действий, делает вывод Eurasian Times.
Фактически, с максимальной дальностью стрельбы 67 километров, PzH 2000 считаются одной из самых смертоносных и точных артиллерийских систем, поставляемых натовскими союзниками ВСУ. В дополнение к ней идет французская гаубица Caesar, словацкая Zuzana 2 и польская Krab.
Боеприпасы PzH 2000 хранятся в отсеках отдельно от экипажа, чтобы повысить шансы на выживание в случае опадания в транспортное средство. Кроме того, вентиляционные отверстия в потолке позволяют некоторой части взрывного давления проникающего взрыва просачиваться из автомобиля.
Однако все это оказывается лишь маркетинговыми ухищрениями. Украинские PzH 2000 изнашиваются быстрее, чем ожидалось, из-за экстремальных условий эксплуатации в Украине, что ставит под сомнение их боевую пригодность.
PzH 2000 абсолютно не рассчитаны на нагрузку, превышающую 100 снарядов в день. В то время как украинские силы выпускают до 300 снарядов за сутки. Изнашиваются и выходят из строя автоматизированные системы заряжания и стволы орудий.
Из-за этого по меньшей мере треть украинских PzH 2000 выведена из строя и им потребуется ремонт. Германии даже пришлось открыть центр технического обслуживания в Литве.
Однако Министерство обороны Германии не закупило достаточного количества запасных частей для поддержки интенсивного боевого применения. И это несмотря на неоднократные предупреждения, из-за чего один «украинский» PzH 2000 в Литве уже пришлось «пустить на органы»: гаубицу разобрали на запчасти. С такими темпами скоро у ВСУ не останется натовской артиллерии. А бить ее продолжит российская «Мста». Бить настойчиво и умело.