Россия передает в войска новые современные средства для контрбатарейной борьбы. Теперь на вооружение поступили мобильные комплексы «Аистенок», сообщило Минобороны. А вот украинцев натовские «партнеры» только кормят обещаниями поставить современные пушки. Пока что ВСУ вынуждено воевать списанными литовскими гаубицами, которые остались еще от нацистов.
Радиолокационный комплекс разведки и контроля стрельбы 1Л271 «Аистенок» считается одной из самых современных подобных систем в мире. Техника может отслеживать полет снарядов и определять точки падения боеприпасов — танковых и реактивных снарядов, гранат АГС «Пламя». Контролировать полет удается с помощью антенны с электронным переключением, сообщает военное ведомство.
Мобильная система может выявлять и движущиеся наземные цели — вплоть до танков на расстоянии до 20 километров.
Также «Аистенок» может контролировать результаты стрельбы — это позволяет определять местоположение огневых позиций украинских войск и корректировать огонь.
Комплекс 1Л271 обеспечивает работу артиллерийских подразделений. С его помощью удается значительно повысить точность ракетно-артиллерийских ударов и снизить расход боеприпасов.
При этом сам мобильный комплекс остается практически неуязвимым для украинской контрбатарейной борьбы. А вот российская борьбы с украинской артиллерией — это повод для особой гордости генерал-лейтенантов Юрия Ласточкина (командует Войсками радиоэлектронной борьбы) и Михаила Матвиевского (командует Ракетными войсками и артиллерией).
С первых же дней спецоперации украинский Генштаб заявлял, что российские войска сосредоточили свои усилия именно на разведке и организации контрбатарейного огня. И затем сами же украинцы неоднократно отмечали эффективность такой борьбы.
В советской доктрине ведения наземной войны, которой в значительной степени до сих пор придерживаются как украинская, так и российская армии, решающей силой является именно артиллерия. Танки и пехота находят, изолируют и сковывают силы противника, чтобы затем их методично могли уничтожать артиллерийским огнем.
Именно это и объясняет значимость контрбатарейной борьбы на украинском поле боя. Россия пока на голову превосходит украинцев. Во-первых, по причине того, что у России более современные средства обнаружения и поражения. Есть многочисленные видео, как российские барражирующие припасы (типа «Ланцет») пикируют на натовские гаубицы и уничтожают их в полевых условиях.
А во-вторых, потому что у украинцев, даже клещами присосавшихся к натовским оборонным бюджетам, до сих пор устаревшая артиллерия.
Только на днях в Сети появились видео, на которых изображены бывшие литовские гаубицы М101. Украинцы вынуждены использовать их на передовой на Донбассе, поскольку натовские M777 и Panzerhaubitze 2000 из-за слишком интенсивного применения выходят из строя и становятся легкой добычей для российских ударов.
При этом литовская М101 была стандартной легкой гаубицей для вооруженных сил США и союзников… еще во время Второй мировой войны. Поразить такое орудие очень легко: пушка имеет вес в 2,5 тонны, и ее уничтожить еще легче, нежели маневренные самоходные Panzerhaubitze 2000.
В частности, батарея М101 находится в крайне невыгодном положении в артиллерийской дуэли, скажем, с российской батареей 2С19 «Мста-С», стреляющей 152-миллиметровыми снарядами на расстояние до 25 километров (у литовского раритета дальность — не более 11−12 км).
Украинский конфликт снова заставил европейцев задуматься об артиллерии. Пока на Западе грезили новыми видами вооружений вроде беспилотников, Россия последовательно наращивала технологическое преимущество именно в артиллерийской силе. Российские пушки дальнобойнее и надежнее большинства натовских.
Сейчас же многие европейцы ринулись закупать пушки и снаряды, говорит эксперт пишет Дональд Брайт из International Policy Digest: Испания, Италия и Греция в следующем году хотят пополнить артиллерийские склады, опустошенные поставками ВСУ.
Брайт пишет, что Запад полностью пересмотрел подходы к созданию артиллерии будущего. Конструкция «гусеницы и броня», широко распространенная на Западе (по такой модели сделаны, в том числе самоходные немецкие Panzerhaubitze 2000 и американские M109 Paladin), в условиях украинского высокоинтенсивного конфликта оказалась не самой удачной. Бронированные гаубицы разрабатывались в иных реалиях контрбатарейной борьбы. Сейчас же, если сверху по такой самоходке ударит беспилотник, то машина уничтожается мгновенно.
У буксируемой артиллерии (это, в том числе, немецко-британская FH70, американская M777 и советская Д-30) есть другой существенный минус: она дешевая, но ей не хватает мобильности.
В украинском конфликте применяется и третий тип гаубиц — самоходные, но не бронированные, на колесном ходу. Это, в том числе, переданные ВСУ шведские FH77 Archer. Они совмещают в себе достоинства и буксируемых, и самоходных на гусеничном ходу. Впрочем, шведы не спешили предоставлять на растерзание ВСУ свои лучшие достижения. Как и немцы — новейшую RCH 155 AGM, которая является колесной самоходной модификацией устаревшей Panzerhaubitze 2000. Германия лишь обещает киевской хунте свои супергаубицы, но дойдут ли они когда-нибудь до поля боя — неизвестно. А если и дойдут, то станут законной мишенью для «Ланцетов».