Российские стратегические самолеты будут принимать участие в спецоперации в этом году. Об этом сообщил командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.
По его словам, «будет продолжена работа по совершенствованию практических навыков эксплуатации автоматизированных систем управления и информационного обеспечения высокоточного оружия. Эти задачи в 2023 году будут решаться в ходе участия дальней авиации в специальной военной операции. Что является главной особенностью их выполнения в грядущем году».
Согласно публичной информации, в состав российской дальней авиации ВКС России входят более тридцати турбовинтовых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС, шестнадцать Ту-160, Ту-22М3 (дальний сверхзвуковой бомбардировщик, 14 единиц), Ту-22МР (дальние самолеты разведчики) и Ил-78 (топливозаправщики).
Судя по всему, ВКС РФ наконец-то будут уничтожать военную логистику ВСУ, прежде всего мосты через Днепр. Если кому-то кажется, что они являются легкими целями для высокоточного оружия, то, по мнению заокеанского эксперта Альфреда Прайса, в американской истории уничтожения такого рода объектов было куда больше неудач, чем успехов.
Так, во время войны в Персидском заливе 1991 года ночные бомбардировщики F-111F ВВС США, обладающие высокоточной атакующей способностью и мощными бомбами, приняли на себя основную тяжесть ударов по ключевым иракским мостам.
Генерал — майор ВВС США Джон А. Кордер, тогдашний директор по воздушным операциям Центрального командования ВВС США, в послевоенном интервью, опубликованном в книге Джеймса П. Койна «Авиация в Персидском заливе», рассказал, что два автомобильных моста в Басре, расположенных рядом через реку Тигр, уничтожались в течение двух недель непрерывных атак, причем в условиях полного господства в воздухе.
Лейтенант ВВС США Дэйв Джакетти, специально обученный для атак на мосты, как-то признал: «Я думал, что мосты будет довольно легко разрушить с помощью PGM [высокоточных управляемых боеприпасов], пока я не попробовал их в деле. Мы атаковали мост через Тигр, который получал несколько попаданий, а затем обнаруживали, что мост все еще стоит».
Повторимся, бомбежки путепроводов через Тигр велись в условиях подавленной иракской ПВО, тем не менее эти сооружения оказались на редкость прочными. Опоры выдерживали прямое попадание мощных 500-фунтовых (227 кг) бомб, а пролеты получали пробоины и легко восстанавливались.
Конечно, за это время многое что изменилось, но, как отмечает Альфред Прайс, GPS- наведение бомб и авиационных ракет отличается от целеуказания боеприпасов М30/М31 РСЗО «Хаймарс». Отклонение от цели в 8−10 метров является нормой на дистанции 70 км, но уже 15−20 метров на расстоянии 300 км, тогда как для ударов по мосту нужно попасть в яблочко.
По данным армейских чатов ВСУ, укровермахт наиболее удачно использовал для атак по Антоновскому мосту в Херсоне наводчиков с радиомаяками. С их помощью корректировался следующий более точный пуск, тогда как для спутниковой навигации характерно небольшое отклонение. В Сети гуляют многочисленные ролики, на которых видно, как «Хаймарсы» бьют по воде прямо рядом с пролетами путепровода.
В идеале, конечно, лучше всего осуществлять целеуказание по лазерному лучу, но на практике в тылу врага провести такую диверсионную операцию сложно. Имеющиеся у «захисников незалежностi» оптические приборы позволят быстро обнаружить корректировщика.
Интересно, что Альфред Прайс, анализируя американскую историю уничтожения вражеских мостов, пришел к выводу, что в каждом конфликте летчикам приходилось учиться с нуля, вспоминая уроки прошлых битв.
Думается, не просто так генерал-лейтенант Сергей Кобылаш заострил внимание на «информационном обеспечении высокоточного оружия» в решении задач СВО. ВСУшники, можно не сомневаться, будут использовать лучшую американскую РЭБ, чтобы вызвать помехи в дистанционном целеуказании.
Таким образом, потребуется время, чтобы перерезать укровермахту транспортные потоки снарядов, ракет, мин и оружия на «передок».
Янки на Украине действуют нагло и нахраписто, тем не менее многие боеприпасы, в частности, для «Хаймарс», ВСУшники получают через засекреченные поставки, в том числе якобы гуманитарные. К примеру, контейнеры М30/М31 попадают в бандеровские части через логистику компании Samaritan’s Purse, чей координационный центр размещен во Львове.
Маршрут лежит из США в польский Жешув. Затем уже без задержек в Галичине сразу на «передок» через Киев и экс-Днепропетровск. Укро-эксперты считают работу, что называется, с колес наиболее оптимальной, поскольку попытки создавать склады для ракет «Хаймарсов» зачастую заканчивались плачевно для ВСУ.
Уничтожение всех мостов через Днепр, включая автомобильные, однозначно усложнит доставку высокоточных М30/М31 ВСУшникам, что, безусловно, плохо скажется на боеспособности укровермахта в целом. Правда, задача эта далеко не из простых, поскольку, если «уронить только один или два пролета», вряд ли существенно уменьшится поток боеприпасов «захисникам незалежностi».