Минобороны продолжает уничтожать на Украине американскую военную технику. Только с начала декабря на Донбассе, в Запорожской и в Харьковской областях ликвидированы, по официальным данным МО РФ, 6 колесных систем залпового огня HIMARS, 6 пусковых установок реактивных систем MLRS на гусеничном ходу, 13 радиолокационных станций контрбатарейной борьбы AN/TPQ и 11 артиллерийских систем М777.
Самое большое скопление американской техники вскрыли и уничтожили в районах населенных пунктов Часов Яр (Бахмутское направление) и Шевченковское (Камышевахское направление).
Легко расправляться с американской техникой позволяют успехи российской радиоэлектронной разведки. Forbes пишет, что методичное уничтожение натовского оружия — часть новой военной стратегии генерала Сергея Суровикина. Благодаря чему удалось полностью устранить проблемы, которые возникли у российских войск на первом этапе спецоперации.
Было увеличено количество мотопехотных сил, чтобы прикрывать танковое наступление и минимизировать потери собственной бронетехники. Стала значительно гибче поддержка наступательных операций с воздуха (особенно с применением дешевых, но эффективных дронов типа «Герань»).
Артиллерийские удары стали более точными — вместо массированных и менее эффективных ударов по площадям. Значительно выросла эффективность контрбатарейного огня. Теперь артиллерийские подразделения, даже находясь под украинским огнем, легче маневрируют, чтобы скрыть свою позицию.
Кроме того, при Суровикине значительно улучшилась логистика, чтобы адекватно подготовиться к длительным, изнуряющим боевым действиям с протяженными фронтами.
Блестящим называют эксперты результат, достигнутый генерал-лейтенантом Юрием Ласточкиным. Именно под его командованием развертывалась система постановки помех и слежения. Украинцы в первые месяцы спецоперации полностью положились на разведывательные данные, которые получали за счет натовской техники. Корректировка огня натовских систем тоже велась по этим разведданным.
Россия сумела развернуть мощнейшую — самую крупную в истории всех современных военных конфликтов — сеть автоматизированных комплексов «Житель», «Свет-КУ», «Леер-3», «Синица».
Плотность установки таких систем — до 10 установок на каждые 20 километров линии соприкосновения. За счет этого фиксировались абсолютно все пуски натовских ракет, особенно из таких систем как HIMARS и MLRS. Огонь оперативно подавлялся, о чем и свидетельствуют данные Минобороны о количестве ликвидированной натовской техники.
Именно эффективность работы российской радиоэлектронной разведки заставила Пентагон отказаться от поставок ВСУ новых наступательных вооружений. Американцы не собираются поставлять ни ракеты большого радиуса действий ATACMS, ни истребители, пишет издание Foreign Policy. Ведь это оружие окажется просто неэффективным, а Россия легко получит доступ к американским технологиям.
Ранее Польша захотела передать украинцам 28 истребителей МиГ-29. Министерство иностранных дел Польши сделало предложение отдать свои самолеты Украине, если они будут переданы через главную авиабазу США в Германии.
Официальные лица США и Германии отказались от такой «щедрости». Представитель Министерства обороны США Джон Кирби назвал польское предложение несостоятельным, а следом и канцлер Германии Олаф Шольц отказался от использования немецкой территории для решения польских проблем.
Еще одно технологическое преимущество России в ходе украинского конфликта — это полное стирание грани между танками и противотанковыми ракетами, пишет военный обозреватель Майкл Пек в статье для Business Insider.
Многие российские танки предназначены для стрельбы противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) из своих пушек. Эксперимент США с созданием танков такого типа еще в семидесятые годы оказался неудачным: модели M551 Sheridan и M60A2 Starship не получили популярности, потому что ракеты оказались слишком сложными в навигации. Танк должен был оставаться неподвижным, пока ракета находилась в полете.
На долгое время неудачный американский эксперимент похоронил интерес к разработке танков нового типа. Однако сейчас прорыв совершила именно Россия, пишет Пек.
В ходе конфликта огромное количество ракет было выпущено из стволов танков. «Это потому, что у танков есть прицельные системы для обнаружения целей и потому, что они могут занимать позиции для более безопасного наблюдения, направляя ракету на цель», — пишет Business Insider.
Даже предоставленные натовцами переносные ПТУР типа Javelin или NLAW не смогли нивелировать преимущество российских танков, запускающих ракеты. Украинские ракеты способны поражать российские танки только в пределах видимости, в то время как танковая пушка позволяет вести огонь на куда большей дистанции.
Однако танковое превосходство имело значимость на первом этапе спецоперации, отмечает Пек, когда проводились широкомасштабные наступательные операции. Сейчас, когда боевые действия носят более статичный и методичный характер, на первый план вышла именно старомодная артиллерия, которую еще Сталин называл «богом войны».
Так что сейчас накопившиеся на складах ВСУ противотанковые ракеты все менее важны — применять их можно лишь для защиты артиллерии от непосредственного нападения танков. Однако более решительные удары по артиллерии ВСУ наносят именно российские контрбатарейные силы.