Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Бельгийские дроны помогут украинцам забросать донными минами рейд Севастополя

Возможный вынужденный перевод части русских кораблей из Крыма на Кавказ в США заранее называют «эффектнейшим шоу-стоппером»

14943
На фото: министр обороны Людивин Дедондер с военнослужащими
На фото: министр обороны Людивин Дедондер с военнослужащими (Фото: Keystone Press Agency/ Global Look Press)

Десять боевых подводных дронов производства бельгийской компании ECA Robotics Belgium и две станции управления ими оказывается давно уже подготовлены к развертыванию на украинском побережье Черного моря. Осталось лишь обучить местный персонал работе с этим самым современным оборудованием. И можно начинать активные, хотя и скрытые от посторонних глаз, боевые действия в черноморских глубинах.

Об этом стало известно после того, как о прибытии первых украинских диверсантов-операторов в Бельгию в рамках общеевропейской миссии по оказанию военной помощи Украине «European Union Military Assistance Mission Ukraine» 9 февраля рассказала министр обороны принимающей страны Людивин Дедондер. «Они (посланцы Киева — „СП“) пройдут обучение по управлению подводными системами, уже поставленными Бельгией на Украину».

О чем, скорее всего, речь? Вообще-то первым о предстоящих крупных поставках военно-морских вооружений Киеву странами НАТО еще в ноябре минувшего года рассказало специализированное издание «Navy Recognition». Тогда, в частности, по сведениям издания речь шла о дистанционно управляемом подводном аппарате R7.

Читайте также
"Незалежная" готова бомбануть по Крыму, теперь уже ракетами НАТО «Незалежная» готова бомбануть по Крыму, теперь уже ракетами НАТО Британка не только гадит, но и летает. Политики пообещали, сделают ли военные?

«Быстрый, модульный и простой в развертывании R7 предназначен для океанографов, гидрографов и для работы с подводными сооружениями. Аппарат способен работать на глубине до 300 метров в разных миссиях, включая осмотр, наблюдение, техническое обслуживание и восстановление подводных объектов», — достаточно туманно информировало общественность «Navy Recognition».

Однако о каких гидрографах и океанографах применительно к Украине может идти речь в нынешних исключительно боевых условиях в Черном море? Какие у целый год ожесточенно воюющей с нами страны на дне морском существуют подводные объекты, которым понадобилось бы «техническое обслуживание и восстановление» с помощью бельгийского оборудования?

Теперь заглянем на официальный сайт упомянутой выше компании «ECA Robotics Belgium». Там уйма информации об изготавливаемом ею оборудовании. И тоже главным образом внешне вполне миролюбивого назначения.

Например, о беспилотниках, сконструированных для обследования подводных трубопроводов и нефтедобывающих платформ, работающих на шельфе. Но немало интересного все же можно найти и для военных.

Скажем, система UMIS в разделе «Оборона и безопасность». Здесь она названа универсальным средством для борьбы с морскими минами. Правда, на сайте речь открыто идет исключительно о проблемах ликвидации минной опасности на подходах к портам, военно-морским базам и на транспортных морских коммуникациях.

Как видите, о системе UMIS как потенциальном вооружении для подводных диверсантов политкорректно — ни слова. Между тем, нельзя не обратить внимания, каким именно образом эта система обучена бороться с минами?

Для этого предусмотрены всего два способа. И оба связаны с подрывами. В первом случае — накладными зарядами, которые «умные» беспилотники сами доставляют к обнаруженной мине. Во втором — уничтожением ее дроном-камикадзе типа MIDS K-STER. Который вначале обнаруживает опасный для него объект, а потом самоубийственно ликвидирует его вместе с самим собой кумулятивным зарядом.

Но ведь логично предположить: уж если достаточно мощный заряд этакая система способна подтащить к заранее выбранному участку морского дна, то она же в случае необходимости сможет его там и оставить на неопределенное время? Только тогда эта штуковина мгновенно сама превращается в морскую донную мину, так ведь? И если это так, то перед нами бельгийская флотская система, как минимум, двойного назначения. Но для чего ее уже притащили на Украину?

Читайте также
Использует ли Киев «грязную бомбу»? Использует ли Киев «грязную бомбу»? Как далеко зайдет Зеленский в своем желании устроить ядерный Апокалипсис

В действительности все просто и одновременно — сложно для России. Почти наверняка наш враг при техническом и организационном содействии НАТО готовится скрытно минировать подходы к военно-морским базам Черноморского флота. С целью запереть, прежде всего, в Севастопольской бухте наши боевые корабли. Или заставить их вообще уйти из Севастополя на весь период боевых действий с Украиной.

Для чего это делается? Об этом еще в декабре 2022 года достаточно откровенно порассуждал американский сайт «Naval News». Автор статьи «Что ждет флот России в Черном море?» рассуждает так: «Делать твердые прогнозы на войне — удел дураков. Но можно разыграть некоторые высокоуровневые сценарии, чтобы рассмотреть, как могут развиваться события в ближайшие несколько месяцев».

Один из таких сценариев, как считает «Naval News», заключается в том, что в результате все возрастающего комплексного огневого воздействия Украины на Черноморский флот прямо в его главной базе наши военные моряки будут вынуждены перебазироваться в малопригодные для этого порты на южном побережье Крыма. Например, частично — в Ялту. Возможно, частично — в Керчь.

Или даже как в Великую Отечественную войну — на кавказское побережье России. Скажем, в Новороссийск или Туапсе. Которые, впрочем, и так сегодня до крайности перегружены экспортными и импортными народнохозяйственными грузами.

Конкретно автор пишет: «Севастополь может попасть в зону действия таких систем, как HIMARS. Это было бы шоу-стоппером (буквально „эффектный музыкальный номер, вызывающий бурный восторг и экзальтацию в зрительном зале“ — авт.) и могло бы привести к отказу русских от дальнейшего использования этого порта… В этих сценариях мы могли видеть военные корабли, оттесненные в более мелкие порты на южном побережье Крыма. И, в конечном счете, — на собственное черноморское побережье России. При этом другая русская военно-морская база на Черном море — в Новороссийске — уже относительно заполнена. Поэтому русским придется использовать и второстепенные порты».

Чем помимо проблем, связанных сугубо с перебазирование десятков наших кораблей и судов, а также всей системы тылового обеспечения флота, разведки и управления это чревато? Да хотя бы тем, что в дальнейшем удары «Калибрами» по важнейшим целям на территории Украины мы будем часто вынуждены наносить с куда больших дистанций, чем сегодня. Для ясности — с предварительным пролетом после старта из северо-восточной части Черного моря практически над всем Крымом.

А значит — наши крылатые ракеты будут дольше находиться в воздухе. Соответственно, возрастет их подлетное время к объектам удара. Стало быть, у ПВО противника будет больше времени, чтобы подготовиться к отражению атаки. В чем, собственно, грядущий безудержно восторженный шоу-стоппер для недругов России в Киеве и на Западе с большой долей вероятности и может заключаться.

Стало быть, для врага дело за малым — чем угодно, но вынудить корабельный состав Черноморского флота покинуть Крым. При практически полном отсутствии собственного боевых кораблей и самолетов у Киева, при отсутствии у него же ясности с поставками американских ракет большой дальности MGM-140A ATACMS (дальность стрельбы до 300 километров, то есть — достаточная, чтобы достать от Одессы до Севастополя — авт.) для РСЗО HIMARS, единственно возможная угроза для российской главной базы в Севастополе — подводная. По этому пути противник и идет. Причем — давно.

Сначала, еще до начала спецоперации, речь шла, если помните, о передаче ВМС Украины странами НАТО хотя бы каких-то подводных лодок. И есть масса признаков, что разговоры по этому поводу не стихают и по сей день.

Впервые на эту тему еще в 2016 году высказался тогдашний главный флотоводец соседней страны вице-адмирал Сергей Гайдук. Он тогда заявил: «Нашими планами предусматривается до 2020 года возродить в составе ВМС подводные силы в составе 2−4 подводных лодок. Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе».

Спустя всего пару лет вдруг выяснилось, что безнадежный, казалось бы, для Киева проект почти на мази. В 2018-м преемник с позором отправленного в отставку Гайдука адмирал Игорь Воронченко в интервью тележурналистам признался, что некая страна предложила ему обсудить вопрос о поставке в распоряжение ВМСУ сразу двух достаточно, с точки зрения украинского адмирала, неплохих малых подводных лодок.

«Это очень удачный вариант применения и оттягивания непосредственно сил на море, а также переброски диверсантов. Еще есть такое понятие „fleet in being“. То есть, имеем кое-что, что может поставить для противника и оттянуть на себя очень большое количество сил», — рассказал он в интервью киевскому «5 каналу».

Читайте также
«Бахмутские клещи» захлопнутся - и наши возьмутся за Северск «Бахмутские клещи» захлопнутся — и наши возьмутся за Северск Россия прессует растерянные ВСУ по всей линии соприкосновения на Донбассе

Тогда это было совершеннейшей загадкой: чьи лодки и кто посулил Киеву? Однако с 2018-го в Днепре много воды утекло. И кое-что прояснилось.

Скорее всего — да, лодки адмиралу Воронченко действительно предлагали. Причем — на полном серьезе.

Рискну предположить, что пять лет назад сделали это поляки. И речь шла о двух малых дизель-электрических торпедных субмаринах типа «Коббен» (проект Type 207) норвежской постройки. Более чем скромное водоизмещение в 485 тонн под водой (для сравнения: у нашей «калиброносной» «Варшавянки» тот же показатель 3950 тонн) и восемь торпед калибра 533 мм делало эти «Коббены» пригодными к использованию в самых мелководных районах Черного моря. Как раз в таких, каких полно под Одессой.

Разработаны они были в 1960-х годах и в составе ВМС Польши стремительно старели. Естественно, Варшава, у которой как раз две ПЛ типа «Коббен» под названиями «Bielik» и «Sęp» к 2018 году и оставались, искала, кому бы их пристроить?

Вариант с Украиной полякам подошел бы во многих отношениях. Киеву, если верить Воронченко, — тоже. Но не сложилось. И в 2021 году на последнем из этих подводных кораблей ВМС Польши спустили военно-морской флаг. А Украина пока в черноморских глубинах осталась с носом.

Но самая энергичная подковерная возня в этой сфере, как уже сказано, продолжается. Причем — на самом высоком уровне.

Не случайно же канцлер Германии Олаф Шольц на днях, во время выступления в бундестаге 8 февраля 2023 года, был вынужден призвать прекратить всякие спекуляции в Берлине относительно возможностей хоть какого-либо участия его страны в обеспечении Украины подводными лодками. Стало быть — давят даже на канцлера!

Но факт остается фактом — ни ракет MGM-140A ATACMS, ни подводных лодок у Киева пока нет. Выходит, для огневого воздействия на корабли Черноморского флота в Севастополе пока остаются только морские дроны.

Первая массовая атака главной базы ЧФ ими уже состоялась 29 октября 2022 года. Участвовали в нападении семь надводных беспилотников. Которые в тот день доставили Черноморскому флоту массу хлопот. При этом трое из них неведомо как прорвались в саму бухту и оказались в нескольких сотнях метров от причалов, у которых стояли и продолжают стоять ракетные подводные лодки типа «Варшавянка». И самоуничтожились лишь наткнувшись на боновые заграждения, предусмотрительно натянутые у самого входа в Южную бухту.

Причем, на сегодня это — лишь первый ряд препятствий для морских дронов врага во внутренней акватории главной базы ЧФ. Вторым рядом буев с прикрепленными к ним стальными сетями с недавних пор на всякий случай оцеплены и сами стоящие у причалов под Лазаревскими казармами «Варшавянки».

Читайте также
ВСУ бегут в ЛНР - наступление началось ВСУ бегут в ЛНР — наступление началось Первая фаза решающего российского удара — создание «санитарной зоны» для защиты Луганска

Однако чего дальше ожидать в Севастополе? Новых атак вражеских дронов — это к бабке не ходи. Но внезапное появление в этих раскладах Бельгии с ее достаточно загадочной компанией «ECA Robotics Belgium» заставляет предположить, что вскоре на выходе из базы мы, вероятно, столкнемся еще и минной опасностью. Иначе к чему бы, как не к скрытым минным постановкам на внешнем рейде Севастополя готовить украинских операторов-диверсантов?

Кстати, не справятся бельгийцы — Соединенные Штаты, не исключено, вмешаются и помогут. Им тоже теперь есть чем.

По сообщению новостного ресурса «USNI News» Военно-морского института США, с марта 2019 года в их стране развернута программа разработки сверхбольшого подводного беспилотного минного заградителя для исполнения «неотложной оперативной потребности». А если попросту — необитаемой 80-тонной подводной лодки, в задачи которой входит скрытная установка на морское дно мощных мин в тех участках Мирового океана, где невозможна открытая постановка минных заграждений надводными кораблями.

«USNI News» разузнал, что на программу на июнь 2022 года уже было потрачено $504 млн. Попусту такими деньгами не разбрасываются даже Штаты. И кто его знает — существует ли сегодня для них еще хоть где-либо, кроме рейда Севастополя, такая «неотложная оперативная потребность», на удовлетворение которой не жалко рискнуть суперсовременным подводным минным заградителем? А доставить такой в Одессу для них — плевое дело. Скажем, в плавучем доке перегнать в Черное море по Дунаю.

Путь опробованный. Точно таким образом гитлеровская Германия в октябре 1942 года переводила с Балтики свою 30-ю флотилию подводных лодок Кригсмарине в Черное море. Кстати, цели этих субмарин были те же, что и сегодня у НАТО и Украины, — русский Черноморский флот.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня