В ВСУ за деньги можно «откупиться» от передовой. Как пишут СМИ, помимо «сбора дани» с похоронных выплат родственникам погибших бойцов, практикуется откуп от отправки на передовую и махинации для получения «боевых» выплат тыловиками.
«За 10−15 тысяч гривен (около 300−400 долларов) солдат или сержант может „купить“ возможность не быть направленным на передовую. А за половину суммы „боевой“ надбавки в 100 тысяч гривен (2,7 тысячи долларов) числиться на передовой, но на самом деле служить на второй или третьей линиях фронта», — говорится в публикации.
Отпуск тоже «обходится» недешево: — от 540 долларов. По данным СМИ, даже положенную доплату в 100 тысяч гривен или 2,7 тысячи долларов для военнослужащих, непосредственно участвующих в боевых действиях, приходится выбивать из начальства: солдаты жалуются, что командиры ссылаются на всевозможные бюрократические задержки, но предлагают ускорить процесс оформления выплат за доплату.
Также сообщают, что столкнувшиеся с коррупцией военные после обращения с жалобами к начальству нередко получают угрозы в свой адрес и сфабрикованные обвинения в нарушении устава, неподчинении приказам и самовольном оставлении части.
Вообще-то 400 долларов не такие большие деньги. Чтобы купить себе жизнь. Многие ли этим пользуются?
— В украинских военкоматах, или, как их сейчас называют, территориальных центрах комплектования и социальной поддержки, расценки на отсрочку от мобилизации стоят дороже, достигая 10 тысяч долларов или 370 тысяч гривен, — отмечает крымский журналист Сергей Кулик.
— Сумма запредельная для подавляющего большинства украинцев. Разумеется, десять тысяч — это более приемлемо, чем 370 тысяч, поэтому многие платят. А что еще делать? Правда, нет никакой гарантии, что взяткополучатель не «кинет» и в полной мере выполнит свои обязательства.
«СП»: — За чуть большие деньги можно выехать за границу. Что лучше?
— Лучше всего бежать, да как можно дальше. Потому что в Европе тоже становится небезопасно — евросоюзники охотно откликнулись на требование Зеленского вернуть потенциальных солдат. Буквально на днях портал Southfront опубликовал письмо, полученное одним из подданных британского короля, который приютил молодую семью из Украины. В этом правительственном «письме счастья» от него потребовали сообщить, есть ли среди беженцев мужчины от восемнадцати лет и старше, а если таковые имеются, то они обязаны добровольно явиться в украинское посольство, дабы стать там на учёт.
В Польше сбежавших от призыва украинских военнообязанных, по сообщениям СМИ, стали ставить на учет еще несколько месяцев назад, а бывший командующий польскими Сухопутными войсками генерал Вальдемар Скшипчак носится с идеей создания новой украинской армии из беженцев, оказавшихся в Польше, Германии и Франции.
«СП»: — Откуда, кстати, у военнослужащих деньги? В чьи карманы они в итоге попадают?
— Когда нет денег на взятку, чтобы «откосить» от призыва, их можно взять у других, у кого они в наличии. А это легко сделать, если у тебя есть оружие, которое режим Зеленского раздавал налево и направо каждому желающему. В результате только за три месяца, с февраля по май прошлого года, по данным Нацполиции Украины, количество преступлений с применением огнестрельного оружия выросло на 37%, резко увеличилась статистика имущественных преступлений — краж, грабежей, разбоев.
Другими словами, офицеры и генералы, вымогающие у военнообязанных деньги за отсрочку от призыва, провоцируют граждан Украины на преступления, жертвами которых однажды могут стать они сами.
«СП»: — Сообщается также о «сбора дани» с похоронных выплат родственникам погибших бойцов. На чем еще зарабатывают? Какие еще махинации практикуются?
— Восточные славяне всегда отличались смекалкой, нестандартным мышлением и способностью находить выход из любой, казалось бы, безнадежной ситуации. На Украине в последнее время становится популярным достаточно оригинальный вид платных услуг по отсрочке от призыва — военнообязанному предлагают сломать руку или ногу. Как говорил герой «Бриллиантовой руки»: «Буду бить аккуратно, но сильно». Все по-честному: перелом делают под анестезией, гарантируя отсутствие последующих осложнений и как минимум семь-восемь месяцев спокойной домашней жизни.
«СП»: — Руководство ВСУ в курсе? Что-то предпринимают?
— Если генералы из центрального аппарата Министерства обороны Украины запускают руку в солдатский котелок, покупая для военнослужащих куриные яйца по 17 гривен (33 рубля) за штуку, то уж мимо подобного «Эльдорадо» в виде поборов и откупа от передовой они вряд ли прошли мимо. В коррупционных схемах часть денег всегда идет «наверх», в высшие эшелоны власти. Так всегда было, так будет и впредь.
«СП»: — Насколько это влияет на боеспособность армии? В итоге в бой идут самые бедные?
— Да, перефразируя название известного фильма, «в бой идут одни бедняки». В последние месяцы на видео со сдавшимися военнослужащими ВСУ мы видим в основном затюканных селян, у которых нет никакой мотивации воевать. Рабочая и крестьянская беднота, не имеющие за душой ни гроша, ни полезных связей, всегда была потенциальным «пушечным мясом», в то время как украинские турбопатриоты, депутаты, чиновники и платные пропагандисты, все последние девять лет разжигающие ненависть, призывающие к еще большей эскалации конфликта, к еще большим смертям, сами на фронт не спешат.
— Судя по масштабу сумм, позволить себе откосить от передовой могут даже малообеспеченные украинцы, — считает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— Так что нам, русским патриотам, стоит радоваться украинской коррупции — она делает ВСУ менее боеспособными.
А вот для выезда за границу, как легального, так и нелегального, требуются совсем иные суммы — это удовольствие доступно украинским буржуа, но не основной массе населения. Так-то оно безопасней, да и «украинская мечта» — переселиться жить в Европу, сбывается не в будущем, но здесь и сейчас.
Украинская экономика в прошлом году упала на 30%, однако Украину продолжают заливать деньгами США и иные страны НАТО, готовые воевать с Россией до последнего украинца.
Еще с советских времен гуляют анекдоты про украинских прапорщиков, способных растащить и погреть руку на чем угодно — на том, что можно, и на том, что нельзя. Руководство ВСУ, разумеется, в курсе, и странно считать, что оно не имеет с махинаций определенный процент.
И, разумеется, коррупция делает ВСУ менее боеспособной армией, чем она могла бы быть. Однако объективная реальность предоставляет нам доказательства, что ВСУ являются боеспособной военной организацией, там хватает как стойких солдат, так и неглупых офицеров. Это серьезный противник, и чтобы его победить, России нужно приложить все усилия.