Заигрывания Зеленского с натовскими партнерами ни к чему не привели. ВСУ полностью потеряли инициативу, у них не хватает сил и средств для отражения начавшегося российского наступления.
Россия уже уничтожает наземные линии снабжения, чтобы Донбасская группировка ВСУ не получила натовского оружия. Первый акт этой пьесы — атака на подъемный мост через Затоку, который является единственный сухопутным путем в юго-западную часть Одесской области.
Сжатие кольца вокруг оставшейся без обещанного оружия группировки ВСУ начнется сразу с трех направлений, считают западные военные эксперты. И завершатся удары выходом российских войск к Днепру на широком фронте от Киева на севере до Запорожья на юге. По крайней мере, такая военная стратегия начавшегося наступления кажется наиболее эффективной с военной точки зрения.
Эксперты сомневаются, что в стратегию российского наступления среди первоочередных задач входит атака на Киев. Хотя киевский мэр Виталий Кличко и продолжает утверждать, будто «Киев был и остается реальной целью русских», с военной точки зрения украинская столица не кажется таким значимым приобретением, пишет на страницах The Times военный эксперт Майкл Кларк.
Кларк — приглашенный профессор оборонных исследований в Королевском колледже Лондона и почетный научный сотрудник Королевского института объединенных служб (RUSI).
Военные потери в случае общевойсковой операции по деблокированию Киева могли бы быть слишком велики. Реалистичной альтернативой могла бы быть осада Киева, однако и это сложная задача: украинская столица занимает площадь в 4 раза большую, чем, например, Мариуполь.
Вместе с тем окружение города позволило бы России обеспечить военно-политическое давление на украинский истеблишмент. Киевское командование было бы вынуждено отвлечь значительные силы для защиты Киева, сняв соединения с других важнейших направлений. Кроме того, окружение Киева позволило бы получить новый козырь в будущих переговорах о территориальных приобретениях, пишет The Times.
Предстоящее российское наступление, вероятно, будет сосредоточено на деоккупации остальной части Донбасса, укреплении и расширении «сухопутного моста» в Крым. Еще одна возможная задача — это деоккупация черноморского побережья Украины, пишет в The Times Майкл Кларк.
И только в этом случае успешное российское наступление могло бы позволить продвинуться войскам вверх по Днепру до южных окраин Киева. Тем более, что между Днепропетровском и Киевом на Днепре фактически нет крупных городов (за исключением, пожалуй, 270-тысячных Черкасс), которые ВСУ могли бы превратить в оборонительные рубежи.
Таким образом, синхронное продвижение российских войск с нескольких направлений — южного, вдоль Днепра, северного, со стороны приграничных областей ЦФО, через Харьковскую область, и восточного, со стороны Донбасса — позволило бы в конечном итоге деоккупировать всю украинскую территорию к востоку от Днепра. В таком случае остатки государственности остаются лишь у Западной Украины — экономически ослабленной из-за отсутствия выхода к морю и управляемой из ослабленной столицы.
Профессор Кларк считает, что для достижения военных целей Россия как раз и может использовать свои недавно мобилизованные и растущие по численности войска. Это позволит перехватить инициативу и заставит ВСУ растянуть свои силы сразу на несколько направлений контрудара.
Среди ближайших тактических задач нового командования Валерий Герасимова профессор Кларк видит возобновление атак на Харьковском и Запорожском направлениях, а также проведение десантной операции на Одесском и Очаковском направлениях. Это позволит дополнить основные усилия, направленные на деоккупацию Донбасса и расширение сухопутного моста, соединяющего Крым и Ростовскую область.
Профессор Кларк считает, что у ВСУ призрачно мало шансов, чтобы расстроить российские планы. Для этого Киев должен немедленно начать собственное контрнаступление. Однако у ВСУ просто нет достаточных сил и средств.
Времени на поставку техники осталось крайне мало. Украинская зима была сравнительно мягкой и может закончиться раньше, чем обычно. Как напоминает немецкое издание N-TV, температура на востоке Украины до начали марта будет держаться на уровне нуля — так что переброска российской бронетехники будет идти по промерзшей земле. И это дополнительный фактор в пользу того, чтобы провести наступление как можно быстрее — пока танки и БМП на пересеченной местности не увязли в распутице.
Ну, а Киев фактически уже не имеет времени, чтобы собрать новые новых общевойсковые формировании — хотя бы одну бронетанковую бригаду. Либо, считает Кларк, Киев будет просто распределять поступающие с Запада танки между существующими бронетанковыми бригадами. Но тогда, конечно, ни о каком контрнаступлении речи нет.