Судя по экстренным мерам, которые Генеральный штаб ВС РФ в последние полтора-два месяца предпринял и продолжает предпринимать для усиления обороны неба над Москвой, вероятность атаки столицы в самое ближайшее время вражескими средствами воздушного нападения нашими военными оценивается как близкая к 100-процентной. То есть, не исключено — буквально со дня на день!
Поэтому прямо сегодня в Москве делается то, чего мы не делали никогда. По сути, прямо посреди густой жилой застройки создается дополнительное мощное кольцо системы ПВО главного города России — внутри самого этого города.
Это стало понятным, когда в январе и в начале февраля в Сети появились сообщения встревоженных москвичей о развертывании практически под их окнами сразу двух мощнейших дивизионов зенитных ракетных систем большой дальности С-400 «Триумф». Один дивизион уже встал на боевое дежурство рядом со станцией метро Петровско-Разумовская, на опытных полях Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Другой — в чащобах Национального парка «Лосиный остров» рядом с Сокольниками. Для чего потребовалось на корню вырубить до четырех гектаров тщательно охраняемого законом леса. Но чего не сделаешь, если опасность на пороге?
Еще раньше, в декабре, общественность горячо обсуждала тоже очень внезапное появление на крышах сразу четырех принадлежащих Министерству обороны РФ высотных домов в центре Москвы пусковых установок 30-тонных зенитных ракетно-пушечных комплексов малой дальности «Панцирь-С1». Теперь после того, как к тем «Панцирям» в самом городе присоединились и дивизионы С-400, стало окончательно понятно: военные полагают, что в Москве приходится всерьез опасаться чего-то достаточно грозного.
Какая именно угроза и откуда исходящая могла так встревожить Минобороны и Генштаб? Понятно, что сегодня все беды в этой сфере для России приходят со стороны давно обезумевшей Украины. Никаких сомнений: ровно так же дело обстоит и в нашем случае.
Без сомнения, начальное достаточно глубокое впечатление на наших генералов произвели никем из них, похоже, халатно не спрогнозированные ранее удары украинских беспилотников утром 5 декабря 2022 года по аэродромам Дальней авиации ВКС РФ в Энгельсе (Саратовская область) и Дягилево (Рязанская область). На первом, напомню, к тому времени были сосредоточены все до единого знаменитые стратегические ракетоносцы Ту-160 («Белые лебеди») и почти все тяжелые бомбардировщики Ту-95МС типа «Медведь». На втором — дальние бомбардировщики Ту-22М3, прозванные на Западе «Бэкфайерами».
Все вместе — как раз воздушная составляющая ядерной триады России и есть. Ясно, что охранять ее покой на земле мы были обязаны как зеницу ока. Но, получается, не сумели.
При той, первой атаке, как сообщалось в СМИ, сразу несколько российских самолетов были повреждены на своих штатных стоянках. В Дягилево к тому же уничтожен бензовоз, убиты трое военнослужащих.
Но на этом несчастья в тех краях не окончились. В ночь на 26 декабря над авиабазой «Энгельс-2» снова появился вражеский беспилотник. Он, как утверждают в МО РФ, был сбит силами ПВО. Однако проделано это было таким странным образом, что на аэродроме снова погибли три человека. А в Киеве утверждают, что заодно был уничтожен и пункт управления полетами.
В общем, стало понятным, что, наверное, проблему ПВО важнейших для безопасности страны авиабаз кто-то в Москве как-то и решал. Но делал это крайне несерьезно и даже халатно. Практически наверняка рассчитывая, что уж до Поволжья и Рязани украинцы точно не доберутся. А вот поди ж ты — добрались! Таким образом, в очередной раз противник застал врасплох.
Между тем, тревожные звоночки по этому поводу звенели еще и в октябре 2022-го. Правда, не столь далеко от российско-украинской границы как Энгельс и Рязань, но все же…
Враг дважды, 7 и 12 октября, пытался атаковать аэродром Шайковка в Калужской области, на котором стоит 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк. Как и тот, что в Дягилево, вооруженный мощнейшими самолетами Ту-22М3.
В те дни никто в Шайковке, к счастью, не погиб и ничего не было разбито. Вероятно поэтому и совсем недавно, в ночь на 6 февраля 2023 года, по расположению 52-го гвардейского авиаполка ВСУ попытались врезать еще одним ударным дроном. У противника снова ничего не вышло. Аппарат на конечном участке траектории летел столь низко, что, как утверждают, задел верхушки деревьев и взорвался еще на подлете к аэродрому.
И все же отметим главное в контексте нашего сегодняшнего разговора: Калуга вообще не граничит с Украиной. Чтобы из Украины долететь до областного центра, от которого до Москвы по прямой всего 162 километра, надо вначале пройти сквозь воздушное пространство Смоленской или Брянской областей. Противник проделал это с видимой легкостью. Что, собственно, и заставило военное руководство России коллективно вытащить головы из песка и признать: все зашло так далеко, что прямая угроза воздушного нападения со стороны Украины сегодня нависла и над самой Москвой. И с этим надо срочно что-то делать.
Так, без сомнения, и возникла идея срочно притащить откуда-то издалека в столицу дивизионы «Триумфов» и расставить по крышам «Панцири-С1». Каковы могут быть задачи их расчетов?
Понятно, что с воздуха Москва сегодня защищена как никакой иной город мира. Потому что с советских времен система ее ПВО строилась и продолжает строиться в расчете на отражение одновременного удара сразу тысяч американских высокоточных ракет типа «Томагавк».
Первыми врага на дальних подступах к столице, случись такое, должны встречать летчики 790-го истребительного авиационного полка на 24 истребителях-перехватчиках МиГ-31БСМ и МиГ-31БМ с аэродрома Хотилово (возле города Бологое, Тверская область). Им в помощь — самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 или А-50У из подмосковного Клина и истребители Су-30СМ 31-го истребительного авиационного полка (аэродром Миллерово, Ростовская область).
Как намерена отражать массированное вторжение противника вся эта армада, в свое время мне рассказывал заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Роман Таскаев: «В советское время я на МиГ-31 участвовал в учениях над Северным Ледовитым океаном. Вместе со мной был еще истребитель Су-27 (его более продвинутой версией и является Су-30СМ. — „СП“) и самолет дальнего радиолокационного дозора А-50. Противника обозначал стратегический бомбардировщик Ту-95, летевший со стороны полюса. А-50 давал мне целеуказание. Я на максимальной скорости совершал бросок на перехват. А тех, кого не сбивал я, добивал Су-27. Поэтому не нужно противопоставлять один тип истребителей другому. У каждого своя задача».
Задачу воздушного перехвата на дальних подступах к Москве должны облегчить уникальные боевые характеристики наших МиГ-31. Воздушные цели каждый такой самолет умеет поражать на дальности до 300 километров. Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до десяти воздушных целей, шесть из которых можно тут же обстрелять ракетами Р-33С или Р-37. А всего лишь четверка этих бесподобных истребителей-перехватчиков надежно защитит от средств воздушного нападения полосу шириной 800−900 километров по фронту.
Впрочем — это только первый рубеж обороны. Второй рубеж составляют ЗРС С-400. Что, для надежности взаимно перекрывая зоны поражения друг друга, достаточно тесно расставлены по знаменитой «бетонке», что со времен СССР проложенной примерно километрах в 20−30 вокруг столицы.
Если взглянуть в целом — вроде бы муха не пролетит. Однако почему ничего у нас с этим делом не получилось во время недавних нападений украинских дронов на Энгельс и Дягилево? Прежде всего потому, что маршруты полета ударных БПЛА организаторами всех перечисленных операций с помощью американской военно-технической и космической разведок были благоразумно проложены в обход зоны ответственности системы ПВО Москвы.
А, во-вторых, речь шла все же не о массированных налетах. А по поводу единичных целей поднимать хотя бы эскадрилью МиГ-31 с Хотилово и А-50 из Клина решили, видимо: «Много чести!». Не исключено — слишком самоуверенно так решили. Но чего военные опасаются теперь, затащив дополнительные С-400 и «Панцири» едва ли не в центр собственной столицы?
Складывается впечатление, что у российских генералов появились надежные сведения, будто Киев готовится к новым ударам едва ли не по Кремлю. А поскольку эти удары в любом случае снова не обещают быть массированными (ВСУ просто нечем таковые наносить!) поднимать в воздух все что возможно и палить из всех ПВОшных стволов на подступах к Москве нам не придется.
Впрочем, в этом-то, не исключено, и кроется главная опасность. Одиночные ударные БПЛА, если они будут украинцами запускаться изо дня в день и один за другим, однажды могут и прорваться туда, куда направлены. Даже и к Кремлю. Или зданию российского Генштаба на Арбате.
Вы только попытайтесь вообразить, какой неслыханный пропагандистский трам-тарарам в таком случае поднимет Киев! Да и не только он один. А ведь, как говорил незабвенный Остап Ибрагимович в «Золотом теленке»: «Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис». Поэтому — да, лучше подстраховаться еще хоть чем-то. Еще лучше — самыми современными средствами ПВО, на сегодня придуманными человечеством.
Тут, правда, у некоторых особо встревоженных возникает деликатный вопросец: «А что если в один не самый прекрасный день во время отражения налета наши же собственные зенитные ракеты от Петровско-Разумовской или Сокольников станут падать прямо на московские крыши? Как, скажем, 26 февраля 2022 года украинская зенитная ракета с комплекса С-300 рухнула на Киев?».
Что тут сказать? Наверное, теоретически и такое возможно. Чудовищных бед вроде бы при подобном развитии событий могла бы натворить двухтонная твердотопливная ракета 48Н6 от ЗРС С-400. Но ее максимальная дальность поражения воздушных целей достигает 380 километров. Поэтому если такая и стартовала бы когда-нибудь с территории города — то только далеко в сторону от него. Пытаться таким оружием поразить противника, который уже проносится над московскими крышами, — это из области фантастики. Да и ни к чему. Для этого придумано другое оружие.
Чтобы все-таки добивать отдельные средства воздушного нападения, коли они как-то сумеют прорваться, в оборону по московским крышам и расставлены четыре «Панциря». Их ракеты 57Э6Е весьма скромных размеров и веса. Дальность стрельбы ими — до 20 километров. Поэтому и вес каждой всего 74,5 килограмма (вес боевой части — 20 килограммов).
Тоже, конечно, было бы несладко принять ее на собственном чердаке или в окне. Но согласитесь — это все же лучше, чем реальный боевой беспилотник с полным боезарядом, если такой, упаси бог, свалится вам на голову.
К примеру, вес каждого украинского ударного БПЛА, созданного на основе советского еще беспилотного разведывательного аппарата Ту-141 «Стриж» (как раз такими и были атакованы и Энгельс, и Дягилево и Шайковка) 5,4 тонны. Размах крыльев почти 4 метра. Длина 14,3 метра. Такой от любой многоэтажки оставит «мокрое место».
Поэтому — только бить! Чем угодно, откуда угодно, но — бить! И лучше подальше от Москвы. Да и от любых целей на территории России. А потоптанные поля «Тимирязевки» мы потом восстановим. И порубленные деревья в Национальном парке «Лосиный остров» посадим тоже после нашей победы.
Из досье «СП»
Как сообщает еженедельник «Звезда», зенитно-ракетные комплексы AN/TWQ-1 «Avenger» установлены на некоторых зданиях вокруг Белого дома в Вашингтоне. Шестиствольные зенитные артустановки M167 VADS несут службу на крышах домов в Сеуле. А в Лондоне во время Олимпийских игр было развернуто сразу четыре комплекса «Rapier-2000». Рядом на всякий случай занимали позиции и операторы переносных ЗРК «Starstreak».
И еще. Почему-то считается, что ближайший к Москве украинский город — Харьков. До которого от нашей столицы лишь семь сотен километров. Но на самом деле куда ближе к столице России Шостка Сумской области. Между ними по прямой всего 510 километров.