В Соединенные Штаты прибыли два украинских летчика для оценки их навыков американскими военными с целью перспектив обучения работе на западных машинах ударной авиации, это касается истребителей F-16, сообщает телеканал NBC. Впрочем, двумя «захисниками» дело не ограничится — в течение марта анонсировано прибытие еще восьми.
По данным телеканала, тестирование пилотов будет проводиться Пентагоном в рамках принятой специальной программы не на самолетах, а на симуляторах, расположенных на военной базе Аризоны. Это позволит оценить, как много времени потребуется на обучение летчиков, если решение о поставке ВСУ западной боевой авиации все же будет принято.
Как заявил NBC представитель администрации США, «данная программа позволит оценить их потенциал для рекомендаций о наилучшем использовании как имеющихся у них средств, так и тех, что предоставили мы».
Стоит отметить, что замглавы Пентгона по политическим делам Колин Кол во время своего выступления в сенате на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса заявил, что американская сторона не считает приоритетным поставку Украине истребителей F-16. «Поэтому нет смысла вести обучение управлению этими самолетами, которые Украина, возможно, никогда и не получит», — отметил Кол.
В то же время Киев сообщил США и другим западным странам, что в его распоряжении есть «около 20 пилотов, готовых отправиться в США для обучения на F-16, и еще около 30-ти, которые могут пройти обучение в ближайшем будущем», сообщает телеканал.
Впрочем, представитель Пентагона заявил, что в ближайшее время планов по увеличению числа пилотов, дополнительно к тем, что находятся сейчас на полигоне Аризоны, пока нет. «Но мы не закрываем дверь для будущих возможностей», — добавил он.
Как известно, президент Украины Зеленский неоднократно просил США передать Киеву истребители F-16, однако президент Джо Байден по-прежнему не дает добро на этот шаг. Так, в интервью ABC News в феврале 2023-го он заявил, что «в настоящее время Украине не нужны F-16», оговорившись, что данное мнение «основано на рекомендациях американских военных». «Я пока исключаю это», — сказал глава Белого дома, отвечая на вопрос о возможности отправки на Украину самолетов F-16.
Генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Попов отмечает, что время, которое теоретически может уйти на переобучение украинских пилотов, зависит от уровня их подготовки.
— Все зависит от опыта пилота, на каком самолете он летал ранее. Скажем, на Украине есть летчики, которые летали на МиГ-29, Су-27, обладающие хорошей квалификацией. Что касается переучивания, то теоретически военному летчику, скажем, второго класса для освоения F-16 потребуется примерно три месяца -чтобы он с инструктором сел в кабину и слетал несколько сначала вывозных, а позднее контрольных полетов.
«СП»: — Поясните…
— Вывозные полеты — это когда инструктор все показывает и рассказывает, а потом летчик сам что-то делает. А контрольный — когда инструктор сидит в кабине и оценивает действия пилота, демонстрирующего свою подготовку — скажем, набор высоты, заход на посадку, пикирование и многое другое. Если же взять пилота третьего класса или курсанта, которого выучили летать на самолетах различных типов, то трех месяцев, конечно, не хватит. Какие-то теоретические данные он усвоит, но летать, а тем более выполнять боевые задачи, не сможет. Для обучения такого летчика необходимо в общей сложности год-полтора.
«СП»: — То есть, решение о передаче Киеву самолетов F-16 Соединенными Штатами зависит от квалификации украинских летчиков?
— Подготовить пилотов — одно дело. Нужно ведь еще готовить инженерно-технический состав, наземных работников, занимающихся подготовкой самолета к вылету. Людей, работающих с наземными средствами управления полетами и навигацией.
«СП»: — Сколько времени на подготовку этого персонала требуется?
— Минимум полгода. Они должны хорошо знать технику, чтобы работать с ней. Нужно помнить, что каждый специалист отвечает за свою систему, я имею в виду инженерно-технический персонал — авиатехников. Они занимаются летательным аппаратом и двигателем, прицельно-навигационным комплексом, системой распознавания «свой-чужой» и так далее. Все это требует подготовки. Нет такого, чтобы, условно говоря, один специалист пришел и подготовил машину к вылету.
«СП»: — А что означает упомянутое тестирование двух украинских пилотов на полигоне в США?
— Если кратко, то летчикам покажут технику, в двух словах расскажут о ней. Может, те сядут с инструктором и полетают на них. Инструкторы и методисты оценят степень их адаптации к данному самолету. Это как у нас, скажем, пилот хочет стать летчиком-испытателем в ВВС. В таких случаях набирают уже опытных летчиков из частей — как правило, в звании майоров, капитанов с уровнем подготовки не ниже второго класса. Такому претенденту предлагают слетать на самолете, за штурвал которого он не садился. Скажем, я летал на Су-24 — мне предложили слетать на Ту-16 или Ту-22, а также на легком истребителе МиГ-21. И в ходе полета инструктор наблюдал, как я адаптивно воспринимаю новый для себя тип самолета.
«СП»: — Насколько это сложно — адаптироваться к новому типу самолета?
— Здесь многое зависит от психофизиологии. Можно точно сказать, что далеко не каждый даже высококлассный пилот из гражданской авиации способен управлять боевым самолетом. В ходе тестирования проверяется, насколько способен пилот перестроить свой внутренний психологический механизм к восприятию новой для него техники, может настроиться адекватно на изменения в работе. Скажем, был у нас летчик-космонавт Игорь Волк, к сожалению, покинувший этот мир некоторое время назад.
Я достаточно хорошо его знал, мы много общались — у него степень адаптации была прекрасная. Он даже на испытаниях вводил самолеты в штопор, такое редко доверяют, поскольку далеко не все испытатели могут распределять внимание и успеть сориентироваться. Мне, скажем, довелось летать на двух десятках типов самолетов и вертолетов. А один мой товарищ, скажем, мог летать только на тяжелых транспортных самолетах, но не на истребителях или штурмовиках.
Все-таки не всякий летчик может быть «многостаночником», пилот нередко «затачивается» под какую-то задачу. Так что, если классный летчик, то ему надо готовиться не менее трех месяцев, потом еще два-три месяца полетает и, возможно, освоится. Остальным же такого короткого срока будет мало, и они в боевой обстановке просто превратятся в летающие мишени. Оттого и тянут западные страны с поставкой техники.
«СП»: — Не жизни же украинских пилотов им жаль.
— Терять такую технику — «леопарды», самолеты — это дорогое удовольствие при сомнительной эффективности. Они там все-таки деньги считать умеют. Эти вещи, думаю, понимает главком украинских ВВС, о них догадывается министр обороны. А Зеленскому важен самопиар, политики ведь зачастую занимаются именно этим.