С каждым днем все очевидней, что удачливому бизнесмену и нынешнему главе группы «Вагнер» Евгению Пригожину все теснее рамки его нынешних полномочий. Как далеко простираются слишком очевидные политические притязания этого весьма неординарного человека?
Об этом остается только гадать после — без преувеличения! — предельно амбициозной программной речи Евгения Викторовича, произнесенной им в минувшую пятницу, 10 марта, в каком-то прифронтовом подвале где-то в сотрясаемых близкими разрывами снарядов и мин окрестностях Артемовска (Бахмута). Цитирование сказанного Пригожиным займет много места. Но оно, на мой взгляд, того стоит.
Сначала — о ближайших перспективах «Вагнера»:
— Наверняка Артемовск мы возьмем. После этого начнем потихонечку перезагружаться, уменьшаться. Дальше перейдем в новую стадию и начнем набирать людей в различных регионах…
Группа «Вагнер» должна превратиться из просто частной, но лучшей в мире (подчеркиваю!) армии, которая способна оборонять государство, в армию с идеологией. Эта идеология — борьба за справедливость. Потому что у остальных различных армий, у блока НАТО и так далее, есть идея того, что они борются за демократию. А как сказал один из героев фильма «Турист»: «Вы за демократию, а мы за справедливость».
Поэтому мы будем собирать достаточно большое количество людей. Потому что мы имеем право защищать свою Родину. И первично здесь не решение какого-то комитета, управления, департамента. Или даже министра. Сегодня первично — это русский народ. Это — моя мама, мои дети, ваша мама и ваши дети, которые хотят жить в стране под названием Россия.
А если мы будем сопли жевать, то страны под названием Россия может оказаться так, что не станет. Поэтому мы имеем право делать так, чтобы Россия продолжала жить дальше (конец цитаты).
Тут, считаю, требуется приостановиться и хотя бы наскоро попытаться обдумать услышанное.
Итак, Пригожин в ближайшей перспективе намерен преобразовать то, что сам он с гордостью называет «лучшей армией мира», в структуру, способную не просто выполнять самые важные задачи в ходе спецоперации на Украине, но и надежно оборонять Россию в целом. В мировом, так сказать, масштабе, как некогда рассуждали в знаменитом фильме легендарный комдив Чапаев и его ординарец Петька.
При этом, по замыслу Пригожина, возглавляемая им группа «Вагнер» должна быть вскоре превращена в «армию с идеологией». Причем — в отличие от «остальных различных армий».
От Вооруженных сил РФ в том числе, Евгений Викторович? Вместе с их зачем-то воссозданным еще в 2018 году по указу Владимира Путина Главным военно-политическим управлением МО РФ? Разогнанным было в 1991 году, но восставшим, словно Феникс из пепла, при Сергее Шойгу знаменитым ГлавПУРом? Которое и вправду с той поры, как представляется, после утери коммунистической идеологии и само так и не придумало, чем бы заняться?
Наконец, вот еще что. Если ЧВК (по Пригожину, а не по закону, который про частные военные компании в России до сих пор отсутствует) «Вагнер» вскоре окажется идеологизированой — какая же это тогда будет ЧВК? Во всем мире любая частная военная компания это, в первую очередь, бизнес. Да, в рамках дозволенного в каждом конкретном государстве. Но главное для таких до зубов вооруженных контор — деньги, а не идея.
Ради денег ЧВК обычно и существуют. А государство лишь выдает им заказ, исходя из собственных политических интересов. Щедро оплачивая, естественно, боевые и охранные услуги.
Но если все же во главу угла построения системы обороны государства ставится идея (справедливости, патриотизма или какая-то еще), тогда перед нами, скорее, традиционная армия, а не бизнес-проект. Неужто ухода от бизнес-проекта Пригожин и добивается?
Давайте все же хоть малость переведем дух. Перед нами, если по сути, — жизнеспособный или не очень проект новой и очень радикальной военной реформы в России за авторством бизнесмена Евгения Пригожина. Возможно ли хотя бы теоретически представить, что такое хоть кто-нибудь смог бы предложить на обсуждение общества без высочайшего одобрения первого лица государства? То есть — президента Путина? Ответ понятен каждому.
Был ли Евгений Викторович наделен Кремлем необходимыми полномочиями для своего сенсационного, если разобраться, заявления? Или нам предъявлена сугубая самодеятельность потерявшего политического берега и вошедшего в жесткий клинч с высшим армейским руководством России человека? Скоро это станет понятным.
Однако невозможно оспорить, что главе «вагнеровцев» давно позволено то, чего не дано больше никому в стране. Его почти ежедневные выпады в адрес руководства Минобороны и Генштаба в боевых условиях Кремль не снес бы ни от кого более. Это — раз.
Второе: недавнее разрешение Пригожину на набор в ряды «оркестрантов» бывших заключенных с гарантиями тем из них, кто уцелеет через полгода на передовой, снять судимость, в состоянии был дать только лично президент страны. Ибо только он по закону и обладает правами на помилование.
Получается, теснейшая связь между Пригожиным и президентом сомнению не подлежит. Это, конечно, знают и те из лампасоносцев, кого Евгений Викторович постоянно и принародно пинает. И наверняка только по причине этого знания наш обиженный генералитет пока опасается устроить открытую административно-кадровую расправу над строптивцем.
Поэтому я бы совершенно не исключал, что и Путин в курсе задуманных грандиозных преобразований «Вагнера». А уж одобряет ли он их полностью или частично — это другой вопрос. Факт, что пока не мешает затеянному Пригожиным.
Тут и вот еще что примечательно. В пятницу руководитель «оркестрантов» заявил, что меры для решительного пополнения рядов его организации уже приняты. Причем — по всей стране. По всей России сформированы вербовочные Центры по набору в «Вагнер».
Всего, сообщил руководитель «оркестрантов», таких Центров на сегодня открыто — 42. Что характерно: все, как один, работают на базе спортивных учреждений. Скажем, в Ростове-на-Дону — в помещениях спортивного клуба «Антарес». В Тюмени — на базе центра федерации бокса. В Самаре — в здании спортивного общества «Динамо». В Волгограде — в спортивном клубе владельца «Концессий водоснабжения Урюпинска». В Екатеринбурге — на базе спортивного клуба «Альфа».
Возможно ли было бы такое, если бы не прямое одобрение вербовочной компании от Кремля? Да коли бы не было бы одобрения — назавтра бы в каждый такой спортзал примчались бы сотрудники ФСБ. И набор пополнения для «оркестрантов» заглох бы, даже не начавшись. Но он идет с первых чисел марта 2023-го.
Что пригожинские вербовщики предлагают кандидатам? По сообщениям местной прессы, на соответствующих агитплакатах черным по белому написано:
— Если вам от 22 до 50 лет, если вы патриот нашей страны, если вы сильны духом, тогда мы ждём вас!
Денежное вознаграждение от 240 тыс. рублей в месяц (без учета премий, как показала практика, на данном направлении премия может быть и 1 млн. рублей. Но это только премия).
Как сотрудник вы получаете оплачиваемый отпуск, лечение, компенсации, предоставление высокооплачиваемой работы в случае если не сможете ездить в командировки в связи с травмами, возможность работать по всему миру!
Открыты вакансии: стрелки, пулеметчики, гранатомётчики, снайперы, врачи и медработники, операторы ПТУР, операторы ПТРК, минометчики, артиллеристы, танкисты, экипажи БМП, БТР, операторы и техники БПЛА, связисты, специалисты радиоэлектронной борьбы, радиоэлектронной разведки, арткорректировщики, авианаводчики, операторы ПЗРК, экипажи «Панцирь-С», экипажи С-300, пилоты боевых самолетов, вертолетов и другие — для каждого найдется работа.
Если есть желание, всему научим (конец цитаты).
Очень любопытно, конечно, — много ли желающих пополнить «Вагнер»? Но есть основания полагать, что немало. Все же условия, мягко говоря, конкурентоспособные.
Кстати, а знаете с кем началась острейшая всероссийская конкуренция за мобилизационные ресурсы? С кадровиками Министерства обороны РФ.
Перед которыми поставлена точно такая же задача, как и перед вербовщиками «Вагнера»: срочно пополнить сражающиеся на Украине войска профессиональными солдатами и сержантами.
Потому что в декабре 2022 года на итоговой коллегии Минобороны Шойгу сообщил, что перед лицом нарастающей военной угрозы с западного стратегического направления решено экстренно увеличить численность наших Вооруженных сил с 1,15 до 1,5 миллиона человек. Сделано это, главным образом, должно быть за счет привлечения в Вооруженные силы дополнительных 121 тысячи контрактников уже к окончанию 2023 года.
Где их взять военным? Планы набора новых тысяч профессиональных сержантов и солдат регулярно и раньше спускались в военкоматы. И так же регулярно ими срывались. По причине не самых завидных по сравнению с «гражданкой» материальных условий и льгот.
Так, по планам Минобороны уже к 2020 году в армии и на флоте было намечено иметь полмиллиона контрактников. К указанному сроку вышли только на 405 тысяч. Сегодня, спустя два с лишком года, — чуть менее 450 тысяч. Но все равно, как видите, не хватает в среднем с пяток условных мотострелковых дивизий.
Это приказано немедленно начать исправлять. Условия оплаты воинского труда профессиональных солдат в 2023 году тоже скорректированы в сторону увеличения. Но за «Вагнером» разве угонишься?
Как при этом Минобороны выполнить, так сказать, госзаказ? Годных к ведению боевых действий молодых и здоровых мужиков у нас в стране не так много, как хотелось бы. К тому же — не все они только и мечтают очутиться в окопах. А тех, что согласны, активно стал подгребать под себя «оркестр».
В чью пользу потенциальным воином будет сделан выбор? Понятно, что слишком для военкомов многими — в сторону «Вагнера». Потому что и в одном, и в другом случае предстоит идти под пули на Украину. Так хоть, если отложить в сторону моральные соображения, знать: за что. Те, кто руководствуется более высокими мотивами, давно уже дерутся на фронте в составе добровольческих частей и подразделений.
Таким образом, скорее всего, неизбежен новый серьезный конфликт по линии «Пригожин-Шойгу». Нужен ли он России?