Морские окрестности Севастополя под неусыпным контролям всех видов американской разведки с первого дня нашей спецоперации на Украине. Но с утра 14 марта 2023 года США туда нацелили вообще все, чем располагают. Потому что именно с этого времени силы Черноморского флота приблизительно в 60 километрах от своей главной базы начали экстренную поисково-спасательную операцию, напрямую затрагивающую стратегические интересы всей НАТО.
Про то, что именно произошло во вторник над Черным морем (как указано в заявлении командующего ВВС США в Европе и Африке генерала Джеймса Б. Хекера, «примерно в 7:03 по среднеевропейскому времени») сейчас напряженно гадает весь мир. Эта тема сегодня — на первых полосах ведущих изданий большинства стран.
По мнению Соединенных Штатов, их огромный ударно-разведывательный беспилотник MQ-9 Reaper (в переводе — «Жнец») длиною в 11 метров и с размахом крыльев в 20 метров над международными водами тихо-мирно совершал обычное в последние месяцы патрулирование берегов Крыма. Внезапно к их почти безобидному «Риперу», летевшему на высоте 25 тысяч футов (около 7,6 километров), опасно приблизилась пара российских истребителей типа Су-27. И началось…
Как заявили в Пентагоне, пытаясь сбить MQ-9 с курса, самолеты ВКС РФ принялись маневрировать «опасно и непрофессионально». Сближались на расстояние почти что вытянутой руки между крыльями. Пользуясь преимуществом в скорости, несколько раз выходили вперед и сбрасывали по курсу беспилотника из своих топливных баков тонны керосина, чтобы распыленным в воздухе горючим затруднить телевизионную «видимость» сидящим на военной авиабазе Рамштайн в Германии американским операторам, управлявшим этим дроном.
Затем будто бы одна из «сушек» подобралась к «Риперу» настолько близко, что каким-то неведомым способом повредила его винт. Это «привело к падению и полной потере MQ-9», указывает генерал Джеймс Б. Хекер.
Такая версия выглядит полной ерундой. Хотя бы потому, что на БПЛА этого типа единственный винт сделан толкающим. И расположен в задней части американского летательного аппарата. К тому же он находится между двумя вертикальными хвостовыми килями.
Поэтому как его на огромной скорости мог столь ювелирно повредить тяжелый Су-27, масса которого в снаряженной состоянии превышает 20 тонн, но не разнести при этом в щепки сам БПЛА , — одному Хекеру известно.
Версия Москвы выглядит принципиально иначе. Ее в тот же день озвучило наше Министерство обороны. Суть:
— утром 14 марта в районе Крымского полуострова зафиксирован полет американского БПЛА в направлении государственной границы РФ;
— полет беспилотника США осуществлялся с выключенными транспондерами с нарушением границ района режима использования воздушного пространства;
— после обнаружения американского беспилотника в воздух были подняты истребители;
— в результате резкого маневрирования беспилотник США перешел в неуправляемый полет с потерей высоты и столкнулся с водной поверхностью;
— российские истребители бортовое вооружение не применяли, с беспилотным летательным аппаратом в контакт не вступали и благополучно вернулись на аэродром базирования.
В общем, наверняка впереди долгое и нудное разбирательство между Москвой и Вашингтоном на межгосударственном уровне. Но, как бы там ни было, факт падения совершенно секретного MQ-9 Reaper под самым боком у Севастополя не вызывает сомнений. Как и то, что Черноморский флот совершенно точно сделает все, чтобы поднять на поверхность любые фрагменты этой самой современной заокеанской машины для их пристального изучения нашими учеными и конструкторами.
Более того. Судя по всему, буквально через несколько часов после ЧП в точку падения штатовского БПЛА уже прибыли, легли в дрейф и приступили к работе суда 145-го спасательного отряда ЧФ, базирующегося в Стрелецкой бухте Севастополя.
Вероятно, туда же из Новороссийска и Темрюка скоро прибудут и силы Главного управления глубоководных работ (ГУГИ) Министерства обороны РФ. Более прочих из них в данном случае, скорее всего, нам поможет опытовое судно «Селигер» проекта 11982, спущенное на воду в 2011 году в Калининграде. Потому что оно единственное на Черном море оснащено подруливающими устройствами динамического позиционирования. Другими словами — «Селигер» способен, не поддаваясь течениям и ветрам, часами удерживаться точно над местом, где в морской пучине работают водолазы и глубоководные аппараты.
Техническая способность спасателей ЧФ и экипажей судов ГУГИ что угодно обнаруживать на огромных глубинах в этих водах была подтверждена в декабре 2016 году в районе Сочи, где «Селигер», а также буксир специального назначения «Афалина» проекта 16609 и буксир проекта 90600 РБ-45 «Краб» искали фрагменты пассажирского самолета Ту-154. Летевшего в Сирию, но потерпевшего катастрофу в том же месяце из-за перегруженности и ошибки экипажа. Все, что возможно, тогда моряки ГУГИ на поверхность подняли и передали следствию.
Есть основания полагать, что так случится и на этот раз. Более того. Кое что из фрагментов упавшего во вторник MQ-9 Reaper уже в наших руках. Об этом говорят утекшие в Сеть в тот же день фрагменты радиопереговоров российских спасателей в районе катастрофы. Они коротки, поэтому цитирование по телеграмм-каналу «Военный осведомитель» много места не займет:
— Подняли часть объекта.
— Что из себя представляет эта часть, приём?
— Представляет собой кожух двигателя внутреннего сгорания.
Все это очень чувствительно и чрезвычайно неприятно для Соединенных Штатов. Самое обидное для них: они ничем не в силах помешать поисковым работам русских. Поскольку вообще ничем существенным для этой цели в бассейне Черного моря не располагают.
При этом США якобы приняли меры, чтобы затонувший в Черном море американский дрон MQ-9 Reaper не попал в чужие руки. Об этом уже заявил представитель Белого дома Джон Кирби.
По его словам, Соединенные Штаты «предприняли шаги для защиты своей собственности». «Очевидно, мы не хотим, чтобы кто-то, кроме нас, заполучил его», — подчеркнул Кирби. Но что его страна может сделать в реальности?
По информации издания «Военное обозрение», к вечеру вторника в район крушения БПЛА подлетали натовские самолеты, включая самолет дальнего радиолокационного обнаружения G-550 (CAEW) ВВС Италии, а также P-8A Poseidon. Вскоре там же была замечена пара румынских вертолетов.
Все эти машины горестно покружили над точкой, в которой уже начали собираться русские корабли и суда. И улетели, несолоно хлебавши. Что и требовалось доказать.
А что потеряют Соединенные Штаты, если нам все же достанутся главные тайны конкретно этого «Жнеца»? 40 миллионов долларов, которые стоит каждая такая машина, это, в принципе, мелочевка на фоне боевых событий, происходящих на Украине и вокруг нее. Сама утеря давно всем знакомого MQ-9 — тоже.
Потому что в разные годы кто и где только их не сбивал при выполнении разведывательных миссий! И ливийцы, и афганцы. Из-за одних только проблем с электропитанием и только в период с апреля 2013 по декабрь 2015 года американская армия потеряла 13 единиц MQ-9 Reaper Block 1. В их обломкам, таким образом, наверняка покопался каждый, кому не лень.
В нашем случае главное в другом. Скорее всего, на дне Черного моря под Севастополем покоятся части новейшего БПЛА MQ-9 Reaper Block 5. Это последняя модификация подобной машины, принятая на вооружение в 2007 году. С той поры она поставляется в войска с новейшим программным обеспечением и обновленными разведывательными модулями.
Вот с ними и очень хотела бы, вероятно, поближе познакомиться не только Москва. Но еще и Пекин с Тегераном. А почему бы нам и не оказать им такую любезность назло Штатам?
О том, насколько американцам был бы нежелателен такой оборот дела, свидетельствует хотя бы вот что. 15 июня 2021 в заокеанских СМИ появились сообщения, что «в неизвестной части Африки» операторами MQ-9A Reaper новейшей модификации 214-й эскадрильи с авиабазы Дэвис-Монтан была выдана команда на намеренное уничтожение аппарата. Случилось это после того, как в полете была обнаружена утечка топлива с него.
В пункте управления посчитали, что в случае вынужденной посадки беспилотник может попасть в чужие руки. Во избежание этого решено было даже не пытаться его спасать. А просто грохнуть БПЛА оземь. Чтобы «и костей не соберешь».
Так тогда инициатива исходила от самих США. И разбивать машину о землю гораздо надежней, чем терять ее в морских глубинах, как это только что произошло под Севастополем. Поэтому теперь в погоне за секретами «Жнеца» все козыри в руках российского ГУГИ. И это очень плохая новость для Вашингтона.
А в это время
Похоже, американцы пытаются осуществить единственное, что в их силах, чтобы помешать подъему и изучению русскими обломков разбившегося возле Крыма «Рипера». Они сознают, что только срочный переход части боевых кораблей 6-го флота ВМС США из Средиземного в Черном море смог бы им помочь. Во всяком случае, внезапное появление, скажем, пары эсминцев УРО типа «Арли Берк» с «Томагавками» на борту в районе поисково-спасательных работ сильно осложнило бы работы наших глубоководников. Если не сорвало бы их вообще.
Мешает Соединенным Штатам только позиция Турции, которая, в соответствии с известной Конвенцией Монтре с началом боевых действий на Украине наглухо закрыла Босфор и Дарданеллы для прохода боевых кораблей любой национальной принадлежности. Но с точки зрения Вашингтона, если хорошенько выкрутить руки Анкаре (которая все же — член НАТО!), то этот запрет в порядке исключения возможно и снять. Хотя бы на время.
Во всяком случае, в среду в прессе появились сообщения, что по инициативе США начались их интенсивные дипломатические консультации с турками по этому поводу.