Что-то в небе стало тесновато. Вот и над Чёрным морем российский военный самолёт и американский беспилотник разлететься не смогли. По крайней мере, по версии США. Европейское командование Вооруженных сил США заявило, что российский истребитель Су-27 столкнулся в небе над Черным морем с американским беспилотником MQ-9 Reaper. Наша «сушка» якобы совершала «небезопасные манёвры», после чего дрон рухнул в воду и затонул.
Обыватель это должен понять так: летел себе американский БПЛА над нейтральными водами, никого не трогал, вдруг откуда ни возьмись налетели на него российские истребители и потопили беднягу. По крайней мере, именно в таком ракурсе преподносят этот инцидент американские СМИ и высокопоставленные чиновники.
Представитель Госдепартамента Нед Прайс назвал сбитый беспилотник «небезопасным, непрофессиональным перехватом» и «наглым нарушением международного права».
Сенатор-республиканец от Южной Каролины Линдси Грэм (Lindsey Graham) пошёл еще дальше. Он заявил, что США должны расстреливать российские военные самолеты, которые приближаются к американским аппаратам, находящимся над международными водами. А помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Карен Донфрид выразила обеспокоенность по поводу инцидента, но о последствиях для России не упомянула.
Наиболее красочно инцидент описывает The Wall Street Journal, ссылаясь на представителя Минобороны США: два российских истребителя Су-27 и американский разведывательный беспилотник MQ-9 (залетевший с военной базы в Румынии), летели рядышком около получаса в международном воздушном пространстве. Один из российских истребителей пролетел над беспилотником, сбросил на него топливо и улетел.
Затем второй самолет попытался провернуть тот же манёвр, но столкнулся с дроном. В результате столкновения от беспилотника MQ-9 оторвалась часть, и операторы, управляющие дроном, направили его вниз, в воду.
У российской стороны другая версия: беспилотник упал в море из-за собственного резкого маневрирования, российские истребители с ним в контакт не вступали. «В результате резкого маневрирования в районе 9:30 мск беспилотный летательный аппарат MQ-9 перешел в неуправляемый полет с потерей высоты и столкнулся с водной поверхностью», — сообщило Министерство обороны РФ.
По информации военного ведомства, дрон с выключенными транспондерами летел в направлении России в районе Крыма. При этом он нарушил границы района временного режима использования воздушного пространства, установленного в целях проведения СВО.
После того как БПЛА был обнаружен, в воздух, как и положено в таких случаях, подняли истребители из состава дежурных сил ПВО.
В Минобороны подчеркнули, что российские истребители бортовое вооружение не применяли. И в контакт с заокеанским залётышем не вступали. А после вылета они без приключений вернулись на аэродром базирования.
В сети новость о предполагаемом столкновении российских истребителей с американским БПЛА вызвала взрыв эмоций. Обсуждаются и причины его падения в воду, и большая политика.
«Зачем нашим лётчикам понадобилось подлетать так близко к БПЛА, чтобы его задеть? А таранить специально вообще не было смысла. Надо было бы сбить — сбили бы ракетой или ещё чем-нибудь».
«Скорее всего, оператор беспилотника лажанулся, и его командиры решили, что легче всего все салить на российский самолёт». У них на все случаи своих провалов одна версия: «Это всё русские».
«Удивительно: зона интересов безопасности США находится за десяток тысяч км от территории США. А зона нашей безопасности должна проходить строго по нашей границе?».
«А, что американские дроны уже летают со скоростью СУ-27? Или наши научились зависать в воздухе? — рассуждают пользователи в комментах.
Действительно, в этой истории много непонятного, считает полковник ВВС в отставке Виктор Алкснис.
— Технически возможно, что российский истребитель сблизился с дроном настолько, что его задел. Истребитель может лететь с низкой скоростью. Например, для посадки на аэродром ему нужно иметь скорость порядка 200−300 километров. Во время Второй мировой немцы обстреливали Британию самолётами-снарядами «Фау-1».
Эти снаряды летали медленно. Основными средствами борьбы с ними были истребители. Они подлетали к «Фау-1» и аккуратно их толкали.
Толчок сбивал снаряд с курса, он падал на землю, не долетая до цели. Поэтому, теоретически, наш истребитель мог, например, крыло подставить, чтобы обломать хвостовую часть этого «жнеца».
«СП»: Зачем такие сложности?
— Полагаю, что наши ВВС ищут способы нейтрализовывать беспилотники США в международном воздушном пространстве. Там нельзя просто взять и открыть огонь, даже если ясно, что противник ведёт разведку. Они же не нарушают наши границы.
«СП»: По одной из версий, российские лётчики слили на американский БПЛА топливо. Некий высокопоставленный чиновник Пентагона даже назвал это «ребяческой выходкой«. Как понимать такие действия? Наши пилоты, что, символически помочились на американца?
— Если это произошло, то никакого ребячества в действиях наших лётчиков не было. Если в отсек с двигателем внутреннего сгорания, где много раскалённых деталей, затечёт керосин, то он вспыхнет, и дрон или самолёт загорятся. Кроме того, топливо может залить и вывести из строя разведывательные системы: оптические, радиолокационные, электронные, то есть сделает объект бесполезным для сбора разведданных.
Так что тут можно говорить о том, что наши пилоты отрабатывают способы нейтрализация противника, не соприкасаясь с ним. Что до версий происшедшего, то их будет много, но правду мы узнаем лет через 15, в лучшем случае.
Ну а пока мы имеем дело с грандиозным дипломатическим скандалом. Шуму столько, будто в соду уксус плеснули. Об инциденте со «жнецом» был проинформирован президент США Джо Байден. Госдеп вызывал «на ковёр» посла России Анатолия Антонова, чтобы выразить «резкое неудовлетворение» из-за «непрофессионального перехвата». Впрочем, там всё прошло довольно гладко. А посол США в Москве Линн Трейси высказала своё «фи» российскому МИДу.
Но точка в этой истории еще не поставлена. Потому как администрация США надлежащих выводов не сделала. Полеты над Черным морем продолжатся, несмотря на авиаинцидент с российским СУ-27 и американским БПЛА, заявил координатор по стратегическим коммуникациям Белого дома Джон Кирби. При этом он умолчал о главном: злополучный «жнец» упокоился с миром из-за того, что нарушил границы района временного режима использования воздушного пространства, установленного в целях проведения СВО. А значит, сам нарвался на неприятности.