Итак, Москва и Минск договорились разместить российское тактическое ядерное оружие на территории Белоруссии.
«К 1 июля заканчиваем строительство специального хранилища для тактического ядерного оружия на территории Белоруссии», — сказал президент. Глава государства подчеркнул, что Россия уже помогла Белоруссии переоборудовать самолеты. Кроме того, Минску передали ракетный комплекс «Искандер».
Путин отметил, что размещать оружие будут без нарушения международных обязательств. По словам президента, поводом для такого шага послужило заявление Великобритании о поставках Украине боеприпасов с обедненным ураном. При этом Путин отметил, что Белоруссия давно просила разместить у себя на территории российское ядерное оружие. Он добавил, что Москва делает то, чем Соединенные Штаты занимаются десятилетиями.
«Мы, в принципе, делаем то же самое, что они (американцы и англичане — И.М.) делали десятилетиями. Они имеют в определенных странах союзников и готовят их носители, готовят их экипажи. Мы то же самое собираемся делать. Именно об этом нас попросил Александр Григорьевич (Лукашенко — И. М.)».
Тут надо подчеркнуть: от перебазирования российских ракет Белоруссия ядерной державой не станет. Как не стали таковой, например, Германия или Италия, где хранится американское ядерное оружие.
Просто Верховный решил перевести ситуацию из разряда локального военного конфликта в разряд Карибского кризиса-2.0. Во время первого Карибского кризиса в один не самый прекрасный день своей жизни американцы в октябре 1962-го года, проснувшись, внезапно обнаружили в двух шагах от своего побережья — на Кубе — массу русских ракет с ядерными боеголовками. Если бы они полетели в сторону Америки — перехватить их было нереально. После этого президент Кеннеди убрал с территории Турции ракеты «Юпитер», направленные на Москву. Эти ракеты бесконечно раздражали Кремль — перехватить их технически на тот момент было крайне сложно.
Похоже, нечто подобное произошло и сейчас в Белоруссии. Только в роли Америки в данном случае выступила вся Европа, в роли Кубы — Белоруссия, в роли Советского Союза — Россия. И еще одно небольшое отличие: если в Карибском кризисе наши ракеты доставлялись на Кубу максимально скрытно, то здесь Верховный пошел ва-банк. Что называется, с открытым забралом. Максимально юридически формализовал всю процедуру. Будучи юристом по первой профессии, он любит, когда законодательно все оформлено чисто.
Судя по всему, у Кремля появилась какая-то инсайдерская информация. Или несколько. Возможно, о том, что вслед за обедненным ураном (или под его прикрытием) на Украину заедет грязная атомная бомба. И еще о том, что поляки реально приготовились к броску на Белоруссию. Зря, что ли, множество польских частей сконцентрировано сейчас на белорусско-польской границе. Ситуация, кстати, зеркально отражает ситуацию на Донбассе в феврале 2022-го года. Тогда мы буквально на несколько дней упредили бросок ВСУ на Донбасс — некую украинскую «Барбароссу».
Не получилось на Донбассе — кураторы ВСУ решили провернуть «блицкриг» в Белоруссии. Наверняка в недрах польского Генштаба была детально разработана военная операция по захвату Восточных Кресов. Эту территорию поляки всегда считали своей. И незаконно отторженной. Там живут в массе своей этнические поляки. И весь расчет был на то, что они своих соотечественников встретят с цветами — когда те придут освобождать их от «батькиного ига».
Вообще логичней было полякам претендовать на часть Украины. Но оттуда в Польшу и так регулярно поступают гробы. В каком-то смысле поляки деморализованы происходящим на этом театре военных действий. А белорусский театр еще не обкатан. Белорусские части участия в боевых действиях еще не принимали. Пороха, как говорится, не нюхали. И их типа можно будет сломать.
Мало того. В состав регулярных польских частей наверняка уже включены те офицеры и контрактники, которые под видом отпускников воевали на Украине. Они — более опытные, воевавшие, обстрелянные, психологически подготовлены.
Не исключено, что удар по Белоруссии планировался с двух сторон — со стороны Польши и Украины. Для этого к границе Белоруссии могли быть подтянуты несколько бригад ВСУ. Возможно, тоже воевавших и для этого выведенных из театра военных действий. Как показала практика, ВСУ легко могут перебрасывать целые бригады и армейские соединения из одного конца страны в другой. Это их сильная сторона.
Но Кремль в свое время по разным каналам — официальным и не вполне — предупреждал поляков, что сразу после ввода войск в Белоруссию их страна станет законной целью для нашего ядерного удара. Поляки, может, этого и опасаются. И сами никогда бы не рискнули вторгаться в батькину вотчину. Но их в спину толкают американцы. И наши ядерные установки призваны объяснить полякам, что переход их войсками границы — это реальная, а не мнимая красная черта. Шутки и предупреждения закончились. Перейдут войска — будет ядерный удар.
«Для чего хранилище тактического ядерного оружия начнет действовать в Белоруссии? — задается вопросом политолог Сергей Марков. И тут же отвечает. — Это прямая угроза безумцам из Польши и Литвы, которые мечтают повторить агрессию против Белоруссии. Но только на более высоком уровне, с элементами военной интервенции. В этом случае Белоруссия просто нанесёт ядерные удары по Польше и Литве. Думаю, не по Варшаве и Вильнюсу сразу. А по военным базам Польши и Литвы. А угроза Белоруссии от Польши сейчас очень реальна. Поляки мечтают оккупировать Белоруссию — так, как они уже оккупировали несчастную Украину. А Белоруссия повторить судьбу несчастной Украины точно не хочет».
Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
«СП»: Каковы причины, по которым Россия приняла решение разместить на территории Беларусь ТЯО?
— Этому послужило несколько причин. Конечно, прежде всего, эта ситуация на Украине, а также противостояние с НАТО. Тут ключевой момент — угроза поставки на Украину снарядов с обедненным ураном. Запад сейчас пытается убедить всех, что снаряды с обедненным ураном не являются ядерным оружием, мы придерживаемся противоположного мнения. Мы утверждаем, что это оружие с ядерным компонентом, и ответ, в случае его применения, будет ядерным.
Ещё одна причина — поддержать Калининград, который находится западнее Белоруссии и уже давно вооружён «Искандерами». Белоруссия, в случае размещения на её территории ТЯО, будет служить Калининграду тылом.
И ещё один аспект — установка в Белоруссии российского ядерного вооружения позволит России эффективнее контролировать самого Лукашенко: все варианты балансирования Белоруссии между Россией и Западом, будут исключены.
В Белоруссии будет находиться российская военная база, и, скорее всего, не одна. И тут принципиально важно, что ядерное оружие будет контролировать Россия. Конечно, Лукашенко очень бы хотел. чтобы ТЯО мы ему подарили. Он неоднократно говорил, что готов разместить на своей территории российские ракеты и просил, чтобы белорусских военных обучили обращению с «Искандерами». Он рвется к ядерному оружию по двум причинам: во-первых, это любовь к халяве, уж простите за прямоту. И, во-вторых, Лукашенко готовиться к пост-военному миру. Он опасается за свой режим и прекрасно понимает, что если он будет обладать ядерным оружием, то его никто не тронет.
— Лукашенко очень хочет, чтобы Белоруссия была ядерной державой, чтобы угрожать Европе. Собственно, поэтому он и настаивал на строительстве атомной станции. Ведь еще недавно считалось, что если есть на территории страны атомная станция, то её не будут бомбить. Так что тут все сводится к вопросу власти. Но наш президент, как видите, сказал чётко, что ядерное оружие останется российским.
«СП»: Как размещение в Белоруссии российских ракет с ядерными зарядами повлияет на геополитическую ситуацию?
— Что касается геополитики, то расклад сил не изменится. Во-первых, оно будет не Лукашенко, оно будет российским. Во-вторых, наш главный плацдарм на Западе — это
Калининград, а не Минск. Расстояние между Калининградской областью и Белоруссией не так уж велико, а поэтому увеличение дальности полета будет незначительным и особой роли не сыграет.
«СП»: Лукашенко точно согласится на размещение? Ведь он хотел ТЯО в собственное пользование. К тому же Россия сможет его больше контролировать и лавировать между ею и Западом больше не получиться?
— Лукашенко любил с Западом заигрывать, это его традиционный прием по выбиванию из России необходимых ресурсов. Надо сказать прямо: Белоруссия живет за российский счет. Там считают, что все, что есть в России, это и их тоже. И нефть, и газ, и ядерное оружие. Вот в Москву сейчас приезжает премьер-министр Белоруссии. Он едет за тем, чтобы мы ему отдали кусок нашего рынка грузоперевозок. И мы, скорее всего, отдадим, нам же не жалко. Лукашенко еще требует себе наш глубоководный порт Бронка в Финском заливе. Получив его, Белоруссия превратится в морскую державу, у них будет выход к морю.
Министр транспорта Белоруссии уже пообещал, что порт будет функционировать под белорусским флагом, с таможней, через которую можно будет везти контрабанду на российский рынок.
Сейчас Лукашенко пользуется тем, что России очень нужны союзники и выдвигает нам гигантские требования. Мы уже практически простили ему долги, дали ему десять миллиардов в кредит на строительство АЭС. Вот сейчас мы спецоперацию проводим, мог бы он в благодарность хотя бы полевые кухни отправить, что ли.
«СП»: Так мы же его и не просили о помощи.
— А что, обязательно просить? Россия очень много делает для Беларуси. И, если уж на то пошло, друзья помогают и без просьб.