10 марта в Telegram-канале интернет-издания «Страна.ua» появилась информация о факте первого применения высокоточной американской бомбы JDAM на украинском театре военных действий.
Разговоры о возможности передачи Пентагоном режиму Зеленского «умных» боеприпасов — высокоточных планирующих авиабомб Joint Direct Attack Munition — велись с минувшей осени, однако первые подробности появились лишь в середине декабря. Washington Post конкретизировала состав очередного пакета заокеанской военной помощи Украине, уточнив, что в него будут включены комплекты высокоточных боеприпасов JDAM. Там же указывалось их назначение, заключающееся, по словам издания, в «перестройке свободнопадающих бомб в управляемые».
21 декабря оборонное ведомство США выпустило официальный анонс нового пакета в $1,85 млрд, в котором подтверждалась поставка высокоточных авиационных средств поражения (АСП), в том числе Joint Direct Attack Munition, правда, без уточнения объемов и сроков.
И, наконец, 7 марта генерал ВВС Джеймс Хекер сделал заявление, в котором засвидетельствовал факт передачи ВСУ высокоточных планирующих боеприпасов JDAM-ER, отметив при этом их увеличенную дальность поражающего действия. Кроме того, с традиционным для любого американского чиновника пафосом представитель Пентагона анонсировал «серьезные проблемы для российских военных».
Что представляет собой эта самая бомба и так ли она умна, как о ней говорят?
Прежде всего, это даже не боеприпас, а комплект оборудования, созданный на основе GPS-технологии. В него включены крылья для средней части обычного АСП, хвостовик с управляемым оперением и компьютерный блок с навигационным оборудованием. Теперь — обо всем по порядку.
Базовая версия комплекта JDAM разработана корпорацией Boeing по программе ВМС и ВВС США в первой половине 90-х, а выпуск начался в 1997 году. Целью проекта называлось создание устройств, способных трансформировать свободнопадающую бомбу в высокоточную. С 1997 года комплекты JDAM в сочетании с авиабомбами различных калибров стали поступать на вооружение тактического крыла ВВС США. Планирующие боеприпасы широко применялись, например, в Югославии, показав достаточно высокий уровень боевой эффективности. Это инициировало старт экспортных поставок.
Начиная с середины 2000-х, Boeing в кооперации с представителями третьих стран начала разработку модернизированной версии комплекта — планировалось увеличить дальность планирующего полета: Extended Range. Именно эту модификацию — JDAM-ER — Украина получила в марте.
С точки зрения архитектуры и общих технических решений, отличий от базового варианта мало. Главная особенность JDAM-ER в специально разработанном наборе унифицированных устройств и компонентов, функциональное назначение которого состоит в установке на свободнопадающие авиабомбы калибром 500−2000 фунтов (227−908 кг) для наделения их принципиально новыми боевыми возможностями.
Как и в базовом варианте, комплект JDAM-ER оборудован приборами управления, системами инерциальной и спутниковой навигации, что позволяет поражать цели с заранее известными и передаваемыми с борта самолета-носителя координатами.
Отличие от базовой версии — монтируемый на корпусе авиабомбы модуль с крылом, раскрывающимся после сброса и обеспечивающим планирование.
При оптимальных условиях боевого применения JDAM способен пролететь от 25 до 28 километров. У JDAM-ER (по утверждению производителя) дальность возрастает до 70−72 километров. Правда, достижение подобных характеристик возможно лишь при дозвуковой скорости бомбардировщика и высоте сброса не менее 10−12 километров.
Ранее считалось, что носителями JDAM-ER могут быть лишь самолеты с СУО натовского стандарта. Сегодня их круг расширился, просто требуется дооснащение и доработка БРЭО. Правда, о сложностях этого процесса и о возникающих ограничениях в характеристиках специалисты предпочитают не распространяться.
В заключение — о практической пользе «умной» бомбы для бандеровцев. С одной стороны, заявленные характеристики обещают целый комплекс серьезных проблем для российской ПВО. А с другой, реальный потенциал любого боеприпаса, «умной» бомбы в том числе, зависит от многих факторов, непосредственно влияющих на эффективность боевого применения.
Первым и главным риском следует считать отсутствие в составе украинских ВВС штатных (читай натовских) носителей. Эффективность разработанного «Боингом» проекта по доводке старых советских самолетов на практике не проверена, возможность ввода необходимых данных в ГСН боеприпаса не гарантирована, а в отсутствие этой функции полезность высокоточных планирующих авиационных бомб стремится к нулю.
Вторым фактором, серьезно влияющим на эффективность применения JDAM-ER, следует считать то, что боеприпас, несмотря на скромные габариты, обладает низкой скоростью полета, предсказуемой траекторией и минимальными возможностями к маневрированию. Все это делает его довольно легкой целью для ЗРК «Тор» и ЗРПК «Панцирь-С1».