Об угрозе размещения ядерного оружия в Финляндии говорить пока рано, считает российское руководство. Наши дипломаты в штатском следят за высказываниями официальных лиц по ту сторону северо-западной границы страны. Вооруженные силы Финляндии модернизируются, в том числе за счет появления под Питером американских F-35, способных нести ядерное оружие. И риски столкновения России и НАТО возрастают с увеличением границы соприкосновения с альянсом на 1200 километров болот и лесов.
Как не попасть в опасную трясину, избежать инцидентов? Ведь еще недавно такой спокойный в военном и политическом отношении, Балтийский регион усилиями Америки и подконтрольной ей Европы превращен в зону военной активности. К счастью, высказывания финских официальных лиц Москва поняла, как отсутствие планов и намерений Хельсинки размещать у себя ядерное оружие. И США тоже не намерены менять ядерную конфигурацию в Европе, сообщил замглавы МИД РФ Александр Грушко.
Независимый военный эксперт Александр Храмчихин напоминает о том, что нести ядерное оружие способны и старые американские самолеты F-16.
— И вообще, едва ли не любой современный военный самолет может быть его носителем. Поэтому почему появилось такое «открытие» я не понимаю.
«СП»: Наш дипломат размышляет о том, что прежде Балтийский регион был спокойным как в военном, так и в политическом отношении. Сказывалась старинная ганзейская культура, свободно курсировали круизные суда. Но усилиями НАТО прохладное море превратили в горячее. Теперь это «озеро НАТО», по терминологии самого альянса.
— Как будто Финляндия и Швеция станут какими-то другими в связи с тем, что на них «повешена табличка»: члены НАТО. Страны Прибалтики уже 19 лет члены альянса, что конкретно в связи с этим произошло? А Польша уже 24 года член. И что конкретно изменилось?
Если американцы хотят что-то где-то разместить, они это делают, независимо от того, член ли НАТО та или иная страна. Это предмет договоренностей с тем или иным государством.
«СП»: Замминистра напоминает, что еще в далеком 2004-м решили патрулировать воздушное пространство стран альянса. Истребители НАТО стали перехватывать наши самолеты, включая гражданские, над акваторией Балтики.
— Сколько НАТО существует, столько оно и патрулирует всевозможные воздушные пространства. Не знаю, что тут нового…
Финляндия и Швеция, когда они формально были нейтральными, развивали свои вооруженные силы гораздо лучше, чем страны-члены альянса. НАТО — это коллективная безответственность. Они чувствовали уверенность, что всех защитят американцы, а самим можно не делать ничего. Е
«СП»: А как же натовские учения в районе Сувалкского коридора. Эта территория разве не «нарратив, который специально внедрялся в общественное сознание западных стран, чтобы доказать готовность России использовать «натовские уязвимости»? Честно говоря, я плохо помню, что за коридор такой, а уж в Америке скорее всего про него и вовсе не знают.
— Это коридорчик между нашей Калининградской областью и Гродненской областью Белоруссии. Когда наш анклав оказался отделенным от остальной России, это место стало опасным. Но, тем не менее, с географией ничего сделать нельзя, такая уж она нам досталась.
«СП»: Что же теперь делать, если такими уж мы уродились, как реагировать? И в дипломатической сфере ничего теперь сделать нельзя, все контакты прерваны.
— Реагировать надо всегда одинаково: иметь значительные вооруженные силы и мощную экономику. Банально до отвращения, но никаких «других методов медицина не знает», как говорилось в старом советском мультфильме.
«СП»: Но есть же страны, которые сохраняют добрую волю. Вот, например, Норвегия отказалась от размещения у себя ядерного оружия. А Финляндия теперь будет формировать ядерную стратегию НАТО. Что уж она там напланирует?
— Могу вам рассказать историю, которая случилась со мной году примерно в 2010−11-м. Задолго до Крыма, когда все было еще тихо и мирно. Ко мне приходил брать интервью не какой-нибудь, а очень солидный финский журналист. Поговорили о геополитических проблемах, о строительстве российских вооруженных сил, а потом, когда закончили, выключив диктофон, он спросил у меня: «А теперь скажите мне честно и откровенно, какова вероятность того, что Россия нападет на Финляндию?»
«СП»: И что вы ему ответили?
— Уже не помню, но важен сам факт такого вопроса в сугубо мирное время.
«СП»: Складывается ощущение, что Запад ведет с Россией некую опасную игру «в долгую». Еще в 1949 году тогдашний генсек НАТО британский лорд Гастингс Исмей заявил, для чего нужно НАТО: «Чтобы держать американцев в Европе, русских вне Европы, Германию — под Европой». Они своего добились?
— Это известная цитата. Но я напомню другую, 2014 года, из польской газеты «Речь Посполита»: «Спасибо Путину за очередное напоминание о том, что нынешнее НАТО это даже не «бумажный тигр», а «мыльный пузырь». Гениальная фраза, к которой ни убавить, ни прибавить.
По мнению доктора военных наук Константина Сивкова, замглавы МИД РФ не сообщил ничего нового:
— Ответом нашей страны на вступление Финляндии в НАТО будет размещение наших ракет класса «земля-земля» на соответствующих местах, вдоль границы с этой страной, дополнительных воинских контингентов и вооружений. Всё!
«СП»: Вот и замминистра подтвердил, что безопасность в этом регионе «будут обеспечивать Ленинградский военный округ и Карельский корпус».
— Необходимо также наращивать мощности нашего оборонно-промышленного комплекса. Но, кроме того, нужна национализация стратегических отраслей.
«СП»: А в военном плане? Может быть, нужен какой-то ассиметричный ответ, и вовсе не в сторону соседней страны, ставшей сателлитом США? Однажды вы высказались таким образом: нужно нацелить наши ракеты на Йеллоустонский парк в Америке, который является огромным спящим вулканом. Но, кажется, никто кроме вас больше не говорит об этом. Возможно, это простой план, рассчитанный на простые умы. Но что делать, когда замысловатые не работают?
— Да, подтверждаю, нацеливать нужно. Но гораздо важнее сделать не это. Сначала нужно «нацелить» наше ФСБ на тех представителей нашего общества, особенно властных структур, крупного бизнеса, которые проводят антигосударственную, прозападную политику.
Приведу простой пример: поступают предложения новой волны приватизации. У будущих приватизаторов скопилось много денег, их надо вложить в захват предприятий, сейчас находящихся в госсобственности, для того, чтобы появившиеся таким образом у государства средства пустить на проведение спецоперации.
«СП»: Тоже вариант. И о чем это говорит?
— О том, что господа, планирующие «новую волну», вместо того, чтобы строить свои предприятия, предпочитают захватывать существующие. Это приведет к дальнейшему развалу нашей экономики. Последствия предыдущих волн приватизации были очень печальны. В результате мы лишились всех тех отраслей, которые у нас были в наличии, и нам пришлось заниматься «импортозамещением».
Простые люди, волонтеры собирают деньги, продукты и амуницию, чтобы поддержать наших бойцов на фронте. А некоторые пытаются использовать тяжелое положение государства для того, чтобы продолжать обогащаться, захватывая активы. Это антигосударственная и антинародная позиция.
Говоря простым языком, это враги народа. Они не способны ничего создать. Ведь если деньги есть, почему бы не создать новые предприятия с нуля? Сегодня нам всем это жизненно необходимо.
Вот такая публика как раз и составляет основную угрозу для нашей страны, а не только США.
«СП»: Значит, ответы на внешнеполитические и военные вызовы — внутри нашей страны? Если Россия будет сильной, никакая Финляндия не рискнет пыжиться против нас, как уже не раз бывало в нашей совместной долгой истории?
— Это сто процентов! И еще простой пример: «Роскосмос» до недавнего времени продавал Америке наши ракетные двигатели РД-180. США от нас были очень сильно зависимы, так как не могли и не могут сделать такой двигатель, даже скопировать сплавы, созданные в Советском Союзе.
И эти двигатели выводили на орбиту Земли американские разведывательные спутники связи военного назначения. И по наводке с этих спутников теперь убивают наших солдат. А деньги за эти спутники оставались на Западе.
«СП»: Могли себе позволить, экономика страны росла.
— Зато сейчас подсчитали: падение валового внутреннего продукта России в 2022 году — 8−10 процентов. А вот академик Сергей Глазьев утверждает, что освободилось 40% нашего рынка из-за ухода с него западных фирм. При нормальном руководстве, правильной финансовой политике у нас должен быть не спад экономики на фоне масштабных санкций на 2,1%, а 10-процентный прирост, если учесть наш научно-технический потенциал. Но этого нет.
Так что главный наш «йеллоустон» — здесь. Вот по нему надо бить. И ударная сила — ФСБ и МВД. А для этого нужна соответствующая политическая воля. Как только увидим начало массовой национализации, значит, нанесли главный удар, в том числе и по США. А пока этого нет, как и привлечения к ответственности всех этих приватизаторов, значит, враг силен.
Происходящее на Донбассе, в Херсонской и Запорожской областях — это только «обеспечивающие действия». Главное — то, что внутри нашей страны. Ведь война против нас ведется гибридная.