Командование Вооруженных сил РФ отдало приказ на применение новейших танков Т-14 «Армата» в зоне спецоперации. Однако танк замечен только за третей линией укреплений, где вел огонь по позициям ВСУ. Наши боевые машины не принимают участие «в прямых штурмовых действиях», при том, что Т-14 — единственный в мире танк третьего поколения, предназначенный среди прочего именно для ведения боя в непосредственном соприкосновении с противником.
В целом миссия Т-14 — участие в сетецентрических боевых действиях. Машина способна и собирать разведывательную информацию, и обмениваться ею между различными элементами боевой группы, проводя целеуказание, корректируя огонь.
Появившись на фронте, помимо штатной электродинамической системой защиты четвертого поколения «Малахит» и комплекса активной защиты «Афганит», на эти танки в зоне СВО навешивают дополнительную защиту от противотанковых боеприпасов. С конца прошлого года экипажи «Армат» проходили боевое слаживание на полигонах Донбасса. И вот теперь опубликованы первые кадры использования танка Т-14 в зоне спецоперации, передают РИА «Новости», ссылаясь на издание «Русская Весна».
Военный эксперт Виктор Литовкин считает, что появление «Арматы» на поле боя спецоперации вовсе не обязательно:
— По доставленным на Украину немецким «Леопардам» довольно успешно бьют и наши Т-72. Просто, наверное, некоторым генералам и производственникам «плешь проели» вопросами: «Почему не посылаете „Армату“ на фронт?» И в самом деле, для чего мы ее делали, потратили огромные деньги, если она присутствует только на парадах?
Я, например, считаю, что совершенно не обязательно отправлять Т-14 на передовую. В массовом количестве их там нет, а в единичных экземплярах — не понятно зачем. Ее ведь же испытали в Сирии.
На Украине возникает вопрос не только в применении «Арматы» в качестве наступательного штурмового оружия, но и как лакомого объекта, который хочется захватить нашему противнику. А потом можно хвастаться: вот мы «Армату» взяли в плен! Вокруг этого танка должен находиться «целый полк» охраны. Но зачем сосредотачивать внимание на одном объекте? Мы прекрасно решаем боевые задачи и без Т-14.
Конечно, в бою испытать его стоит, это понятно. Но пока острой практической необходимости в этом танке у наших бойцов нет.
«СП»: Как вы считаете, подготовлены ли условия для деятельности данного танка. Ведь пишут, что он хорош только в сетецентрических боевых действиях, а иначе, если он не в своей информационной среде обитания, то это просто «еще один танк», один из прочих, может и получше других, но ненамного.
— Любой танк без прикрытия с воздуха, без связи с вертолетами, беспилотниками, без боевых машин поддержки справа и слева, БМП с БТР, пехотой — это слепоглухонемое орудие. Безусловно, поддержка нужна всем танкам.
А созданы ли специфические условия для Т-14, нам с вами можно будет определить только после того, как до нас дойдет информация с поля боя…
Но заранее известно, что Т-14 с его двигателем в 1500 л. с., при максимальной скорости по шоссе до 80 км/ч, обладает не очень большим запасом хода, в пятьсот километров. Так что где-то неподалеку от танка должен дежурить заправщик. А 125-мм пушкой и одним танковым пулеметом «Калашникова» сейчас никого не удивишь.
Об этом танке мы узнали только в 2015 году. Через четыре года после того, как «изделие» малость рассекретили, начались госиспытания. Разработка «Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения», входящего в научно-производственную корпорацию «Уралвагонзавод» имеет новую компоновку: башня с комплексом вооружения необитаема, три члена экипажа находятся в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса под башней.
Считается, что танк «Армата» современнее, надёжнее и дешевле зарубежных аналогов. Да и аналогов, по сути, нет. Исходя из технических данных и особенностей конструкции, утверждают, что «Армата» — опередила время, как минимум лет на пятнадцать, а то и на все тридцать. Увы, пользователям этой «игрушки» предстоит тянуться до требований нежданного прогресса.
Т-14 способен отслеживает одновременно 25 аэродинамических и 40 динамических целей. Управлении системой защиты и противодействия полностью цифровое, с помощью искусственного интеллекта, под управлением командира.
Танк при весе 48 тонн развивает скорость до 80 км/ч, чего нет у немецкого «Леопарда». А что касается нового американского «Абрамса», то такая модификация как М1А2 SEP. v4 пока ещё секретная. Калибр пушки такой же как у нашей «Арматы», а все остальное непонятно: то ли страшная сила, то ли пиар хороший. Ведь про их самолет F-35 разное говорят.
Военный эксперт, директор Музея войск ПВО, полковник в отставке Юрий Кнутов предполагает, что появление в зоне операции Т-14 — это продолжение испытаний:
— Они, конечно, неплохо показали себя в Сирии, но боевые действия там резко отличаются по характеру от того, что происходит сейчас на Украине. Поэтому, на мой взгляд военное командование и производители хотят посмотреть, что еще нужно доработать, чтобы запускать в серию.
В первую очередь речь идет об активной защите этих танков, о защите динамической — это средства, которые отражают удары противотанковыми ракетами и снарядами. И, опять же, необходимо проверить возможность использования электроники.
Поэтому я считаю, что это будет больше испытание боевого применения, чтобы выявит те возможные недоработки, которые могут проявиться в ходе боевых действий и принять меры к их устранению для последующего массового производства.
«СП»: Пишут, что на Т-14 на фронте устанавливают дополнительную динамическую защиту. Но ведь у них есть своя, штатная защита. Уж не для того ли, чтобы их не узнали? Не маскируют ли «Армату» под Т-72?
— Думаю, что силуэт «Арматы» трудно с чем-то перепутать, установка динамической защиты особой маскировки не делает. Просто она ставится на многие танки и благодаря ей удается решить вопрос живучести наших боевых машин, причем сделать это с очень высоким качеством. Даже Т-64 с новой динамической защитой получает бронирование схожее с Т-90.
«СП»: На самую передовую, а тем боле на прорыв «Армату» не посылают, располагая в некотором отдалении.
— Сегодня вообще любые танки исполняют второстепенную роль, больше используясь как самоходные артиллерийские установки. Поэтому ничего здесь удивительного нет, что их применяют именно в таком качестве. Ну и «конечно, никому не хочется, чтобы какая-то из этих машин была захвачена противником. Естественно, испытания проводятся на определенном удалении с возможностью, если вдруг возникнут какие-то проблемы, например, неисправность, была возможность эвакуировать технику.
«СП»: Стоит ли нам ожидать танковых дуэлей нашей «Арматы» с их «Леопардами», «Абрамсами» и «Леклерками»?
— Не готов этого утверждать или опровергать, но, возможно, Т-14 как раз и направлены для того, чтобы поучаствовать в таких дуэлях и посмотреть, как будут вести себя наши боевые машины в прямом столкновении и с натовскими. Не исключено, что это и есть основная цель появления Т-14 в зоне СВО? Их не выпускают на передовую, где они могут быть уничтожены и мощной дальнобойной артиллерией, и «Хаймерсами», а участие в танковых дуэлях — интересно для того, чтобы понять возможности наших систем наведения, орудий, снарядов, бронирования корпуса и башни.
«СП»: Еще утверждают, что для «Арматы» ни «Леопарды», ни «Абрамсы», ни «Леклерки» не конкуренты. А кто может с Т-14 конкурировать так это израильский танк «Меркава». Но не получится, ведь на Украину он не поставляется и вообще никуда не экспортируется.
— Нет, даже сравнивать не совсем правильно. «Меркава» абсолютно другого типа боевая машина. Она в какой-то степени ближе к БМП, экипаж четыре человека. Создан чисто для пустынной местности. В наших условиях его применять смысла нет…
Пишут, что максимальная дальность стрельбы нового танка километров шестьдесят. Дальность поражения цели — 7−8 тыс м. А вот гарантированная дальность уничтожения целей Leopard-2 до пяти км, если в движении. В башне «Арматы» имеется до 70 снарядов, заряжание полностью автоматическое. Но не только заряжание и ведение огня, имеется даже полностью автоматизированная система загрузки боеприпасов на борт. Все это обеспечивает высокую скорострельность.
Если испытания пройдут успешно, то в течение ближайших пяти-десяти лет наша армия получит более двух тысяч бронемашин будущего. Ну а если что-то пойдет не так и танк окажется объективно или субъективно не подходящим — тоже не беда. Что ни говори, но все-таки экипаж, можно сказать, действует немного «удаленно», находится хотя и в танке, но — вне башни. А как управлять орудием, не прикасаясь к нему?
Наша армия и так укомплектована проверенными временем боевыми машинами, Т-72, Т-80 и Т-90. Смысла в быстрой замене на новую технику стоимостью в 250 млн рублей за штуку, может, и нет. Хотя и новый Т-90 стоит не на много меньше, 220 млн руб.
Говорят, что у «Арматы» нет конкурентов. Мы опять «впереди планеты всей». Но это в теории. Как будет на практике, сказать пока трудно. Придется подтвердить заявленные параметры. Любую перспективную технику долго обкатывают, внося изменения в конструкцию, в двигатель, и другие системы. Например, нужно выяснить, какова чувствительность системы распознавания подлёта боеприпасов противника. Спешка неуместна.