Штурм Артёмовска ознаменовался скандалом, выплеснувшимся за линию окопов в СМИ. Рано или поздно это должно было произойти.
Критическая ситуация возникла из-за того, что добровольческий батальон «Поток» из новой ЧВК «Газпрома», закрывавший один из флангов «Вагнера», неожиданно отступил. В полном составе. Ещё и оружие бросил. Этим воспользовался противник. В результате кровью завоёванные позиции были потеряны. Заодно «газпромовцы» подставили под удар штурмовые группы «музыкантов».
В «Потоке» отступление с позиций объяснили так: они — добровольное подразделение, которое воюет, когда хочет, написал в соцсетях военкор Евгений Линин. В интернете появилось видеообращение бойцов батальона «Поток», которые обвиняют в произошедшем руководство ведомственной охраны ПАО «Газпром» и командование батальона, не обеспечивших личный состав необходимым вооружением и артиллерийской поддержкой. И заодно жалуются на «вагнеровцев», якобы запретивших отход «Потока» с позиций и ротацию личного состава.
Во время командировки «туда» мне довелось разговаривать с участниками спецоперации. На прямой вопрос, почему Артёмовск, который необходимо взять как можно скорее, штурмует один «Вагнер», следовал один и тот же ответ: «Так проще». Внутри тактической группы всё отлажено. Но с другими силами, участвующими в спецоперации, часто нет ни слаженности, ни даже взаимодействия.
Как это проявляется на поле боя, описал командир группы спецназа «Ахмат» с позывным «Малой» (тот самый, который пять суток со своим отрядом с боем выходил из окружения под Белогоровкой):
— Вот по центру наступает тактическая группа. А остальные — с правого и левого флангов. Мы идём вперед, а они вдруг без предупреждения отступают. А потом даже не могут объяснить толком, почему это сделали. В результате фланги голые, тактическая группа может оказаться в окружении. Оно нам надо?
С мнением моего собеседника согласны и другие бойцы: для того, чтобы переломить эту гиблую тенденцию, нужно реанимировать приказ № 227 от 28 июля 1942 года, получивший название «Ни шагу назад». Иначе толку не будет.
Разговор состоялся за неделю до странного отступления «Потока» под Артёмовском. То есть ситуация, которую описал «Малой», повторилась. Спецоперация продолжается больше года, а её участники до сих пор зачастую действуют, кто во что горазд?
Почетный президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров считает сложившуюся практику глубоко порочной.
— Я уже высказывался по поводу Пригожина, Шойгу и так далее. Проблема, на мой взгляд, в том, что все наши, мягко говоря, неудачи в ходе СВО не оттого, что наши ребята чего-то там не умеют делать. А из-за того, что каждый тянет одеяло на себя. Вспомните ситуацию, когда пригожинский «Вагнер» взял то ли город, то ли полгорода, и после этого в СМИ появилась информация от Министерства обороны об одержанной ВС РФ победе. Пригожин возмутился, ответил очень резко, и через каких-то полчаса военное ведомство стало разъяснять, что, действительно, населенный пункт был взят «Вагнером», но при поддержке сил минобороны. Понимаете ситуацию? И вопрос, почему Пригожину, когда его люди сражаются на очень сложных и важных участках, не оказывают поддержку, абсолютно правомерен. Полагаю, что «Вагнер» действует в одиночку только потому, что Минобороны считает Пригожина соперником в каких-то победных реляциях. Других причин я не вижу. Но если так и дальше будет продолжаться, мы не возьмем Артемовск и к 9 мая
«СП»: А что насчет приказа «Ни шагу назад«? Был бы он сейчас эффективен?
— Это ведь был приказ Сталина во время Великой Отечественной войны. И тогда он отдавался бойцам, приносившим присягу. В современной армии военнослужащие и контрактники тоже присягают Родине, они вслух зачитывают: «Торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию» и далее по тексту. Спрашивается, а ЧВК «Газпрома» кому присягала? Миллеру? А «Вагнер» кому присягу давал? Это же наемные силы. Которых в скором времени может стать намного больше. Ведь президент поддержал идею создавать частные военные компании. Хотя у нас до сих пор нет закона, который бы регламентировал бы их деятельность. Правительство этот вопрос прорабатывает. И я, кстати, не удивлюсь, если в ближайшее время у нас появятся еще и частные армии. Ведь запретов на их создание нет. Те, кто будут там служить, все равно останутся наемниками. Так что приказ «Ни шагу назад» — не для них.
Разумеется, к ЧВК можно относиться по-разному. Аргументов «за» и «против» много. Но не стоит забывать о том, что те, кто в них служит, являются нашими согражданами. И совершенно недопустимо, чтобы они несли потери из-за того, что подразделения, участвующие в СВО, не могут между собой договориться. Всем же понятно, что спецоперация должна закончиться победой России. И как можно скорее. Все остальные варианты развития событий чреваты колоссальными потерями: и политическими, и экономическими, и репутационными. Не говоря о жизнях наших бойцов.
Бои за Артёмовск продолжаются. В оперативной сводке Минобороны, которую озвучил на брифинге официальный представитель ведомства генерал-лейтенант Игорь Конашенков сообщается, что подразделения на донецком направлении штурмовые отряды «Вагнера» ведут боевые действия в западных районах Артёмовска при поддержке авиации и артиллерии «Южной» группировки войск. Одновременно с этим подразделения ВДВ пресекали попытки противника контратаковать с флангов.
Процесс взаимодействия пошёл?