В минувшую пятницу администрация Байдена проложила путь западным союзникам и партнерам к передаче своих запасов истребителей американского производства F-16 Украине и добавила, что США помогут обучать их пилотов летать на них.
Президент Украины Владимир Зеленский немедленно приветствовал «историческое решение» предоставить Украине истребители F-16 Fighting Falcon, добавив, что это «значительно усилило бы нашу армию в небе». Однако трезвая оценка возможностей и ограничений этой передачи должна умерить ожидания.
Зеленский умолял о предоставлении западных истребителей с тех пор, как Россия начала СВО в феврале 2022 года, но США сопротивлялись на каждом шагу. Неясно, почему Байден решил сейчас, после 15 месяцев сражений, одобрить передачу (в которой, по его словам, в феврале Украина не нуждалась).
США долгое время заявляли, что не отправят истребители, потому что это может слишком сильно разозлить Россию и что самолеты не так уж необходимы для военных действий Украины.
Тем не менее, у США была аналогичная озабоченность по поводу опасений эскалации со стороны России в связи с поставками других категорий вооружений — таких, как гаубица M777, ракетные установки HIMARs, системы противовоздушной обороны Patriot и танки M1A1. Россия выражала протест после введения каждого из них, но не предпринимала никаких дополнительных действий.
Как и следовало ожидать, Россия в субботу предупредила о «колоссальных рисках» для США, если они отправят истребители F-16, но не уточнила, в чем заключаются эти риски. По всей вероятности, русские не будут обострять ситуацию только из-за наличия F-16 в руках украинцев.
Но позиция администрации Байдена по этой проблеме вызывает много вопросов, ключевой из которых заключается в том, насколько эффективными могут быть самолеты в том, чтобы содействовать победе Украины. Как выясняется, ответ не обнадеживает.
Во-первых, потребуется много времени, чтобы должным образом обучить украинских пилотов и ремонтные бригады, чтобы они могли использовать самолеты в бою и поддерживать их летную годность. В феврале заместитель министра обороны Колин Кал заявил, что потребуется от 18 до 24 месяцев, чтобы обучить пилотов и ремонтные бригады, закупить самолеты и доставить их на место для использования.
Тем не менее, просочившаяся в прошлый четверг оценка ВВС подразумевала, что время обучения может составить всего четыре месяца. Даже если бы это и было правдой — и, по всей вероятности, это позволило бы пилотам получить минимальную способность управлять реактивными самолетами, но быть далекими от мастерства в воздушном бою. Кроме того, процесс выявления наличия F-16 в странах—партнерах, приведения их в летную годность, а затем доставка их с полным контингентом технического обслуживания поставки, запасные части и боеприпасы, скорее всего, начнутся в 2024 году.
Таким образом, вероятность того, что истребители увидят боевые действия в небе Украины в этом году, невелика.
Во-вторых, хотя F-16, несомненно, является одним из лучших истребителей четвертого поколения в мире, его эффективность, в основном, базируется на том, что он является одним из компонентов интегрированной системы управления боем, состоящей из датчиков. В то время как реактивный самолет способен работать самостоятельно, его возможности гораздо ниже без дополнительных средств — таких, как самолёт дальнего радиолокационного обнаружения E-3 Sentry AWACS. На сегодняшний день вопрос о предоставлении Украине такой возможности не обсуждался.
В-третьих, F-16 не является самолетом-невидимкой. Впервые он был поставлен действующим военно-воздушным силам в 1979 году, и он уязвим для российских средств ПВО, таких как S-300 и более совершенные системы противовоздушной обороны S-400. Одной из причин, по которой украинские военно-воздушные силы сыграли столь минимальную роль в этой операции, была их неспособность нейтрализовать российские системы противовоздушной обороны. Несмотря на то, что F-16 более боеспособен, чем МиГ-29, который используют украинцы, он все еще уязвим для атак российских средств ПВО.
И, наконец, возникает вопрос о том, кто предоставит эти самолеты. Вне всякого сомнения, Соединенные Штаты оказали львиную долю поддержки Украине как в денежном выражении, так и в виде поставок оружия и боеприпасов. Если Вашингтон хочет разрешить использование истребителей F-16 американского производства, несмотря на их недостатки, то это тот выбор, который он может сделать. Но поставлять самолеты должны другие богатые страны, например, европейские, а не Соединенные Штаты.
Тактический итог заключается в том, что и Западу, и Украине следует умерить свои ожидания относительно того, как приобретение этих платформ повлияет на военные усилия Украины.
Без сомнения, F-16 является отличным самолетом и будет представлять собой усовершенствование по сравнению с существующими украинскими реактивными самолетами. Но нет никаких оснований ожидать из-за них резкого изменения судьбы Киева в ходе сражений. Даже 40−50 реактивных самолетов, которые, как сообщается, запрашивает Украина, ход боевых действий коренным образом не изменят.
Однако более важный вопрос, который американцы должны задать Байдену, заключается в следующем: с какой целью? Чего администрация ожидает от поставок F-16? Чего мы надеемся достичь физически? Какое конечное состояние представляет себе президент для боевых действий, и как присутствие F-16 повысило бы шансы на успех?
Насколько я могу судить, эти вопросы даже не были заданы, не говоря уже о том, чтобы получить ответы от официальных лиц администрации или Пентагона.
Вашингтон должен быть предельно сосредоточен на том, чтобы все его действия отвечали интересам Соединенных Штатов. Тремя основными целями США должны быть предотвращение любой эскалации сражений за пределами границ Украины, надлежащее перекладывание бремени физической поддержки Украины на наших европейских партнеров. И ни при каких обстоятельствах ни одно соглашение о прекращении боев не может включать гарантии безопасности Украины со стороны США или НАТО.
Трудно понять, каким образом отправка некоторого количества истребителей F-16 на Украину, которые не получится использовать до начала третьего года военной операции, может существенно изменить исход войны или способствовать укреплению американских интересов в этом регионе. Вашингтону следует начать гораздо больше сосредотачиваться на конкретных средствах защиты американских интересов и прекращения боевых действий, а не на несущественных поставках оружия, которые, похоже, не являются частью какой-либо последовательной стратегии.
Автор Дэниел Л. Дэвис — Daniel L. Davis — старший научный сотрудник по приоритетам обороны и бывший подполковник армии США, который четыре раза направлялся в командировки в зоны боевых действий.
Перевод Сергея Духанова